Чайна Мьевиль «Яйцо канюка»
- Жанры/поджанры: Фэнтези
- Общие характеристики: Философское | Психологическое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Культы
- Линейность сюжета: Хаотичный
- Возраст читателя: Для взрослых
Империя быстро расширялась, присоединяя к себе все новые и новые племена, вольные города и поселения. И в основном обходилось без войн, ведь правители нашли лучший способ мирной аннексии — похищение и взятие в заложники местных богов...
Входит в:
— сборник «Три момента взрыва», 2015 г.
- /языки:
- русский (1), английский (4), чешский (1)
- /тип:
- книги (6)
- /перевод:
- Н. Екимова (1), М. Жачек (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тиань, 14 декабря 2017 г.
Человек, заключенный в тюрьму, имеет возможность обрести свободу. Пусть даже очень гипотетическую. А как быть Богу, воплощенному в идоле?
В созданном Мьевилем мире победившие в военном набеге закрепляют свою победу тем, что забирают у побежденных идолов их богов. Идолы побежденных помещаются в специальный храм-узилище, их охраняют, протирают, обихаживают, но держат в изоляции от тех, кому боги-неудачники не обеспечили победу.
Можно улыбнуться, представив себе таких заключенных, подумать о превратностях судьбы и соотношении божественных величин в политеистическом мире. Но Автор анализирует несколько иной аспект проблемы.
Может ли божественный идол обрести свободу? Когда человек выходит из тюрьмы, он может пойти, куда ему угодно, куда сможет и захочет. А бог-истукан выходит из храма-узилища лишь для того, чтобы оказаться в ином храме. В этом ином «родном» храме ему будут поклоняться и жертвовать, и просить, требовать, взывать. В «родном» условно свободном храме он уважаем, но несет на себе груз ответственности за всё и за всех. В узилище же нет поклонения и жертв, но и ответственности нет тоже. И даже можно задаться вопросом: а кто же кого не уберег — божественный идол свой народ или народ своего бога.
Если рассматривать свободу как освобождение от обязательств и ответственности, в храме-узилище у идола ее как раз больше. Вот только поклонения и жертв нет, а без этого хиреет любое языческое божество. Отсюда вывод: чем больше свободы, тем меньше жизни, а полную свободу дает лишь уничтожение. Хочешь освободить бога, разрушь его.
Такая вот философия усматривается в данном рассказе. В рамках жанра довольно оригинальная и даже занимательная в привязке к сюжету. В полубезумном финале есть момент трагического триумфа.
Тимолеонт, 22 апреля 2018 г.
Прекрасный философский рассказ, потенциал которого раскрыт на треть, максимум. Как и вполне исторические римляне, местные завоеватели старательно свозят к себе в город всех завоёванных идолов\божков, с целью морально сломить покоряемые народы. Но как вся эта ситуация будет выглядеть с точки зрения такого бога? Будет ли вообще у него желание «выйти на свободу», или плен даст ему долгожданное спокойствие?
Довольно любопытная история, в полной мере поднимающая тему ответственности. Но, как показалось лично мне, Мьевиль либо поленился, либо не увидел здесь потенциала, достаточного для полнокровного романа или хотя бы повести. По-моему, мотивы и идеи «Яйца канюка» раскрыты далеко-далеко не до конца.