Айзек Азимов «Световирши»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Роботы | Искусственный интеллект
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Эвис Ландер умеет делать прекрасные скульптуры из света. А Джон Трэвис намерен любой ценой узнать, как ей это удается.
Входит в:
— цикл «Галактическая история» > цикл «Рассказы о роботах»
— антологию «Stories to Be Read with the Door Locked», 1975 г.
— сборник «Покупаем Юпитер», 1975 г.
— сборник «Совершенный робот», 1982 г.
— сборник «Сны роботов», 1986 г.
- /языки:
- русский (5), английский (5), немецкий (1)
- /тип:
- книги (11)
- /перевод:
- В. Брумм (1), И. Васильева (5)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Сказочник, 8 октября 2021 г.
Тебя не спрашивают — ты не сплясывай. Примерно так мне говорила мама, когда я был маленьким. Никогда не надо пытаться исправить то, что тебя не просят. Особенно если тебе это кажется неправильным. Другой человек живет в своей Вселенной, у него другие координаты правильности и неправильности. И дело тут далеко не в том, что сюжет перенесен в далекое будущее. По сути, от будущего тут только антураж.
artem-sailer, 3 января 2022 г.
Рассказ, иллюстрирующий известный тезис о том, что гениальность — это отклонение от нормы. И опять же, речь идёт здесь не столько о роботах, сколько о человеке: невзрачный и даже почти никчёмный робот оказывается способен создавать восхитительные произведения искусства. Такой вот Beautiful Mind.
Как и в большинстве рассказов Азимова, робот вызывает чувство симпатии и жалости — ну, чего они к нему прикопались? Жил себе тихий скромный робот, носил пальто посетителям да шляпы принимал, а в перерывах между основным занятием ваял скульптуры из света...
ii00429935, 10 мая 2014 г.
Это рассказ не о плагиаторах и даже не о роботах, а прежде всего о природе гениальности. Вы наверняка сталкивались с таким суждением: «Гениальность — всегда отклонение от нормы, в своём роде патология...» По-моему, создавая «Световирши», Азимов держал в голове нечто подобное.
Сюжет пронизан авторской иронией, здесь очень интригующая завязка (убийство, совершённое добропорядочной вдовой), так что читается рассказ на одном дыхании. Главное — не делать поспешных выводов. А то ведь как у нас порой бывает? Если творческий человек, условно говоря, всю жизнь живёт в одном браке, не уходит в запои и с наркотиками дела не имеет, он вроде бы какой-то скучный и труды его сомнительны. А если пуститься во все тяжкие, есть шанс создать что-нибудь великое? Нет, господа, гений потому и гений, что его нельзя подвести к общему знаменателю.
kirill11, 4 марта 2016 г.
Человек привык отклонение от нормы считать чем-то нежелательным. И неумение/нежелание взглянуть на необычные вещи под другим углом может привести к плачевному исходу.
Skrag, 2 августа 2012 г.
Все хороши. Одна выдает себя за художницу, другой лезет куда не просят.
Daydreamer, 15 декабря 2011 г.
Благими намерениями, как известно, вымощена дорога в Ад. То же получается и здесь — из банального, казалось бы, журналистского интереса к тайне чужого творчества получается трагедия. Рассказ, как и большинство у Азимова, философичен.
god54, 13 декабря 2009 г.
Что такое гений? Человество даже на йоту не подступилось к разгадке этого феномена. Такое же положение дел и у роботов. Любое вмешательство ведет к потере этой особенности и у человека и у робота. То есть став нормальным нельзя быть гением, и наоборот...
zmey-uj, 2 декабря 2008 г.
Скульптуры описаны мимоходом, но все равно представляются очень ярко. «Утонченная художница» показана с иронией и даже с издевкой. Можно поспорить о моральном облике дамы, которая выдает чужие творения за свои — в конце концов, робот принадлежал ей, и она могла поступать с плодами его работы как угодно — но вот гениально-неправильную машину жаль. На месте Трэвиса мне бы тоже захотелось умереть...
Не впервые у Азимова с необычным роботом случается трагедия. А сколько пользы могли бы принести эти роботы! Все зло от людей.
oleg6672008, 9 августа 2008 г.
Рассказ получился трагическим, обе стороны получили. Азимов этим рассказом опять показывает, что роботы могут делать то, на что не способен человек. Джон Трэвис очень не понравился. По его мнению, с помощью математики можно сделать абсолютно все. Но очевидно, что он в корне не прав: творчество и математическая теория практически несовместимы. А неисправности и незнание иногда сотворяют поистине великолепные вещи. Вывод: не надо было Трэвису лезть не в свое дело.
duke, 29 мая 2008 г.
В очередной раз Азимов заступается за роботов, как бы оправдывая убийство главной героиней специалиста «по мозгам». Ту он, как мне кажется, немного переборщил. Хоть Трэвис и идиот, но такого явно не заслужил.
ZiZu, 4 декабря 2007 г.
Как я ненавижу людей, которые делают то, что их не просят. А вот ему захотелось сделать именно так и всё. А то, что ты испортишь нужную вещь, человека не волнует.
Правда «мимоходом починить позитронный мозг», это всё равно, что: «Я тут проходил мимо и отремонтировал электростанцию».
Yazewa, 15 марта 2008 г.
Вот вам и гениальная дама... Между прочим, могла бы такого ценного робота держать подальше от посторонних людей! Этакий ценный товарищ — и подает шляпы в прихожей? :confused:!
viv, 2 марта 2008 г.
Среди гениальных людей было много лиц с психическими отклонениями и уж по крайней мере неврастеников. Почему бы и среди роботов не оказаться гению с нарушениями психики... Впрочем, этой темой рассказ не исчерпывается. Здесь и тема «Не хочешь зла — не делай добра»...
Vendorf, 29 января 2008 г.
Я очень сложно переношу плагиат в любой сфере, а в этом произведении плагиатор доводит человека до смерти, чтобы не прервать чреду изобретений помошника по дому...
ozor, 21 июля 2007 г.
Не только позитронный, но и человеческий мозг настолько сложен, что никто не в силах точно определить, что с ним не в порядке.