Михаил Булгаков «Последние дни (Пушкин)»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Одной из главных тем Александра Пушкина стала тема противостояния художника-творца и деспотической власти. У Булгакова Пушкин пал жертвой заговора власти, которая ощущала поэта враждебным себе. Устами одного из второстепенных персонажей Булгаков утверждал: «Гибель великого гражданина свершилась потому, что в стране неограниченная власть вручена недостойным лицам, кои обращаются с народом, как с невольниками!..»
Входит в:
— антологию «Светлое имя Пушкин», 1988 г.
Экранизации:
— «Последняя дорога» 1986, СССР, реж. Леонид Менакер
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Groucho Marx, 11 января 2018 г.
Булгаков, всегда чутко державший руку на пульсе времени, не мог не отметиться на всесоюзных празднествах Пушкинского Юбилея 1937 года.
Каждый советский литератор должен был обязательно высказаться по поводу горькой судьбины Великого Русского Поэта. Булгаков вышел из положения, собрав в своей пьесе все имевшиеся в его распроряжении клише советской «пушкинианы», от роскошкого кинобоевика «Поэт и царь» до литературоведческих штудий Мити Благого. Булгаков цирирует своих современников на грани плагиата, но это не страшно, ведь Пушкин был объявлен всенародным достоянием советских людей. Так что «всё вокруг народеное, всё вокруг моё» и «кто говорит «плагитат», я говорю — «традиция» (с)
Ну, а написано, как это обычно бывало у Булгакова в его бесчисленных халтурных пьесах, плохо. Все герои изъясняются очень странным языком и не ведут диалоги, а декламируют.
ii00429935, 2 марта 2011 г.
Принцип «короля играет свита» Булгаков блестяще реализовал в этой пьесе. В данном случае «король» и вовсе на сцене не появится, и это будет лучшее решение из всех возможных. В самом деле, как убедить зрителя, что перед ним не актер с приклеенными бакенбардами, а гениальный поэт? Пусть каждый включит воображение, а среди персонажей драмы будут только люди из пушкинского окружения. Удивительное дело: чем закончится дуэль с Дантесом, знают все, но заранее известный финал пьесу ничуть не портит. Булгаков, которому оставалось жить меньше года, писал не только о Пушкине, но в значительной мере о себе и, в широком смысле — об одиночестве гения, которое по определению трагично.
И еще один момент хочется отметить. В другой булгаковской пьесе, «Кабала святош», один из героев задается риторическим вопросом: «Видно, государство-то без доносов существовать не может?» Эту тему в «Александре Пушкине» автор заострил до предела. За каждым шагом Пушкина пристально следит III отделение, а через всю пьесу проходит (что важно, начиная и заканчивая действие) часовой мастер Битков, «по совместительству» — полицейский осведомитель. И снова повод удивиться: советская цензура аналогий с НКВД не увидела (или не захотела увидеть). В 1943 году пьесу о Пушкине без Пушкина под названием «Последние дни» поставили во МХАТе. Только уже без Булгакова. Как говаривал все тот же Александр Сергеевич, «бывают странные сближенья...»
Пирит, 31 мая 2011 г.
Очень интересная пьеса. Суть в том, что нам преподносят последние часы жизни великого писателя, но с другой стороны. Самого Пушкина нет, но есть те, кто был в последние минуты его жизни.
Прочитать нужно, так как это даёт совсем другие представления о тех события.
Yazewa, 5 марта 2008 г.
Удачный ход: о Пушкине — без Пушкина. Только проносят в глубине сцены тело...
Спектакля никогда не видела, но по самой пьесе хорош Жуковский. И роль Дубельта хорошо выписана.