Роберт И. Говард «Ястребы Отремера»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Ближний Восток ))
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Он родился на земле, где балом правили насилие и кровь. Но он, Кормак ФицДжеффри, смог выжить. Странствующий воин, наемник и мститель. Немного у него друзей, и тот, кто причинит им вред, рискует не дожить до рассвета...
Входит в:
— цикл «Кормак Фицджеффри»
— сборник «Sword Woman And Other Historical Adventures», 2011 г.
- /языки:
- русский (5), английский (2), французский (1)
- /тип:
- книги (6), самиздат (2)
- /перевод:
- П. Луине (1), А. Собинин (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нескорений, 13 мая 2017 г.
За свою недолгую жизнь Роберту Говарду удалось создать целую когорту запоминающихся героев — киммериец Конан и правитель Валузии Кулл, добродушный ковбой с пудовыми кулаками Брекенридж Элкинс и хулиганистый моряк-боксер Стив Костиган, бесстрашный оккультный детектив Стив Харрисон и путешествующий по глубинам родовой генетической памяти Джеймс Эллисон, а также множество других. К сожалению, нашему читателю из всех перечисленных по преимуществу знакомы только приключения Конана, и то по вольным продолжениям многочисленных молодых отечественных авторов. Одним из неизвестных широкому читателю героев Говарда стал Кормак Фицджеффри, именно ему посвящена настоящая повесть. Это подлинно «говардовский» герой — суровый, отважный и честный мизантроп, ведомый исключительно чувством справедливости.
Бывший ирландский вождь смешанного кельто-норманнского происхождения волею случая оказывается на Ближнем Востоке, принимая участие в европейских Крестовых походах. Кормак плечом к плечу сражался с Ричардом Львиное Сердце и смотрел в глаза самому Саладину, приобрел обширную славу, основанную на страхе и уважении. К моменту начала событий повести Кормак считается погибшим, но он возвращается в Утремер — совокупность карликовых европейских королевств, образовавшихся на Ближнем Востоке после Первого Крестового похода, и он вернулся, чтобы отомстить. Яркий исторический антураж, обилие реальных персонажей, некоторые из которых напрямую действуют на страницах произведениях не должны обманывать — по духу это скорее героическое фэнтези, не претендующее на историческую достоверность.
Через образ главного героя раскрывается один из основных конфликтов, свойственных творчеству писателя — «Варварство против цивилизации». Кормак Фицджеффри, еще вчера бегавший по горам, прикрываясь волчьими шкурами, оказывается вовлеченным в череду интриг современного мира. Даже среди франков он всегда чужой, герой-одиночка «не от мира сего». Не являясь рыцарем, Кормак по сути возрождает в себе утраченный европейцами идеал рыцарского благородства. Не случайно Р. Говард часто помещал своих героев-европейцев в экзотические локации, будь то Африка, Восточная Азия или, как в нашем случае, Ближний Восток. Только в этих местах белый человек может сбросить оковы иллюзий, вспомнить свою истинную природу — не торговца и сибарита, но воина и борца, чей интерес лишь Кровь, но не презренное злато.
Сюжет у повести линейный, предыстория персонажа дается лишь в двух словах. Динамика на высшем уровне — перед нами действительно качественный исторический боевик, где нет ничего лишнего. Отдельно стоит упомянуть описания боевых сцен, вот где современным авторам стоило бы поучиться мастерству. В моменты боя представить происходящее в подробностях читателю не представляет труда — ты словно наяву видишь, как меч разрубает ключицу противника или как ломаются кости врага, ощущаешь соленый вкус крови и пота, выступающего из-под тяжелого норманнского шлема. Схватки скоротечны и зрелищны, каждая обязательно заканчивается яркой точкой, своего рода «фаталити». Короче, эта маленькая повесть — квинтэссенция настоящей мужской приключенческой прозы, в которой нет места страху, сомнениям и болезненным рефлексиям.
Можно только сожалеть, что автор не пожелал развивать этот цикл, ограничившись двумя произведениями и одним незаконченным эскизом. Хотя стоит отметить, что в рамках реальной истории Говарду тесно — создание альтернативных миров, лишь условно привязанных к нашему миру, типа Хайбории и Валузии — вот это его подлинная вотчина, там его фантазию практически ничто не ограничивает. «Ястребы Отремера» — хороший повод, пусть ненадолго, перенестись в эпоху храбрых воителей, всколыхнуть в генетической памяти дремлющие архетипы. Финал произведения достаточно неожиданный, хотя его и можно назвать несколько «рояльным», но этот недочет компенсирует важная мораль, выражающаяся через трансформацию, коррекцию мировоззрения главного героя, который получил возможность в толпе безликих злодеев увидеть Человека.
Kelm, 26 октября 2015 г.
По написанию классический Говард, цикл про средневековье. Одинокий белый воин, обладающий непомерной силой, раскидывающий своих врагов, как шавок. Вообщем кому нравиться Говард – вполне можно прочесть, но ничего сверхординарного.