Йоханнес Йенсен «Ледник»
Первая половина романа практически дословно пересказана в повести С. В. Фарфоровского «Ледниковый человек».
Входит в:
— роман-эпопею «Долгий путь»
— антологию «Затерянная земля», 1995 г.
- /языки:
- русский (5)
- /тип:
- книги (5)
- /перевод:
- А.В. Ганзен (3), М. Ганзен (1), Т.С. Макоцкая (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нортон Коммандер, 19 мая 2024 г.
В детстве и отрочестве я очень любил произведения о первобытных временах (да и сейчас ничего не имею против), но «Ледник» тогда не осилил. И вот теперь, спустя много лет, решил всё-таки «закрыть гештальт» и прочитать это произведение.
Понятно, почему оно меня не заинтересовало — повествование показалось скучным, в чём-то даже примитивным и наивным. Конечно, можно сделать скидку на год написания — 1908-ой, но всё же оно производит впечатление литературно слабого текста.
Представления автора о живой природе тех времён и об истории человечества сейчас совершенно устарели, а может быть и на момент создания романа уже считались ошибочными. Автор описывает природу Скандинавии, где до наступления ледникового периода был тропический климат и вперемешку обитали самые разные животные — мамонты, обезьяны, тапиры, саблезубые тигры, северные олени, волки, медведи, бегемоты... После глобального похолодания часть животных мигрировала на юг, а часть осталась жить на севере. В реальности, конечно, подобного быть не могло. Человечество же, по мнению автора, возникло на севере Европы и затем распространилось по всему миру. В действительности же родина человечества — Африка.
И я был удивлён, когда узнал, что автор этого нудного и наивного романа — Иоганнес Иенсен (Йоханнес Йенсен) — вообще-то классик датской литературы и лауреат Нобелевской премии по литературе, а «Ледник» — это часть исторического цикла о становлении скандинавских народов. Можно найти литературоведческие статьи с анализом этого конкретного произведения, где указаны имеющиеся в нём аллюзии на Библию, черты романтизма и символизма, мысли о зарождении мифологии и многое другое. И всё это там действительно есть.
На самом деле, этот пример иллюстрирует то, насколько по разному может быть воспринято одно и то же произведение, если подходить к нему с разными мерками.
Если вы попытаетесь оценить «Ледник» с точки зрения антропологической и палеонтологической реалистичности, то роман окажется устаревшим и слабым. Если же оценивать его как предмет для изучения европейской классики, то в нём можно отыскать много тех самых аллюзий и символизма.