Владимир Сорокин «Санькина любовь»
- Жанры/поджанры: Постмодернизм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Нетрадиционная ориентация/самоидентификация героев
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Санек несколько лет не был в родной деревне. За это время умерла его любовь — Наташка. И вот, вернувшись, он однажды ночью идет к ней на могилу — попрощаться. Только почему-то с лопатой...
Входит в:
— сборник «Первый cубботник», 1998 г.
— сборник «Утро снайпера», 2002 г.
— сборник «Обелиск», 2008 г.
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Groucho Marx, 29 июня 2023 г.
В сущности, этот рассказ — буквализация метафоры «Любовь сильнее смерти». Человек не может смириться с потерей возлюбленной и готов на вполне чудовищные — с точки зрения здравого смысла — действия ради иллюзорной попытки хоть на несколько минут вернуть гармонию чувства.
Мы знаем примеры подобной «великой любви» из классической литературы. Но в классике эта чудовищность облагораживается разного рода литературными условностями, стилизациями. Сорокин же отбросил условности и показал ситуацию «Любовь сильнее смерти» с прямым натурализмом. Лёгкий налёт сентиментальности в духе позднесоветской литературы не смягчает, а усиливает шокирующий эффект.
Bachman, 17 июня 2023 г.
Помню около 20 лет назад на одном известном контркультурном ресурсе, ссылку на который я, естественно, тут публиковать не буду, читал рассказ (так называемый «креатив») «Витина любовь», в трех частях, автор некто SED. Тогда рассказ (как и другие вещи того автора) шокировал, удивил, понравился своим простым, но интригующим языком.
А теперь забавно наткнуться на «оригинал», явно вдохновивший автора. Перечитав сейчас тот креатив, естественно видно, что Сорокин талантливее, но у него написано как-то даже менее увлекательно.
Насчет самой темы можно рассуждать долго: эпатаж ни эпатаж, метафора ни метафора, только зачем?
martinthegod9, 13 июня 2016 г.
«Прохладный ветерок шелестел листвой берез, качал кусты и высокую выгоревшую траву. Со стороны деревни по-прежнему доносилась музыка.
— Танцуют, бля... — зло пробормотал Санька и сильно затянулся, отчего папироса затрещала и осветила его лицо. — Как танцевали, так и танцуют... хули им...»
Один из самых неприятных для нормального большинства людей рассказов. Можно сказать, взрывных. Но всё было бы очень просто — раскритиковать и заклеймить ужасом и гадостью эту историю, отправить в забытье и не вспоминать.. если бы не было глубочайшего подтекста.
Санька очень любил Наташку. Любил так, как и должно пониматься то, что называется «любовь». То есть полное отсутствие адекватного мира после ухода любимого человека. И Санька поехал головой, как говорится. Осталась лишь тень от нормальной личности. Мы толком не знаем что произошло, но она умерла. А для него она была именно ВСЕМ, и естественно, мир порушился, и не подлежит восстановлению.
"— Танцуют, бля...» — да, всем прочим наплевать. Да даже если их партнеры по танцам, либо по жизни, тоже внезапно умрут, они и дальше будут продолжать танцевать. А безграничная любовь так и останется безумством, не соответствующим (давайте говорить начистоту) природному человеческому эгоизму.
Натурализм в рассказе просто зашкаливает.
Yazewa, 16 февраля 2017 г.
Натуралистично? Да. Мерзко? Да. Такая картинка из жизни некрофила. Какой может быть смысл в такой зарисовке? Наша жизнь полна дерьма и уродов? Демонстрация конкретной патологии? Или просто провокация? Скорее, последнее. С точки зрения языка, стилистики — всё вполне заурядно. Так что это снова чистой воды эпатаж, и очень примитивный.
andron 666, 23 октября 2016 г.
Не шутя, если автором поднимается в произведении табуированная в обществе тема и с помощью этого реализуется какой-либо его глубокий замысел, если с помощью «чернухи» подаётся интересная идея- я вполне подобное понимаю. Просто ограничение по возрасту должно быть и людям слишком чувствительным лучше не читать.
Только в этом рассказе я ничего не увидел, кроме мата и
Доминика, 22 ноября 2013 г.
Данное произведение оставляет после себя неизгладимое впечатление, даже по прошествии трех месяцев после прочтения, нет-нет, да вспомнится.. Специально даже зашла на этот сайт и зарегистрировалась, чтобы оставить где-нибудь отзыв о рассказе Санькина любовь и авторе Владимире Сорокине. Вообще на этого автора я наткнулась после случайного прочтения его рассказа Тополиный пух, сам рассказ мне показался неоконченным и, набрав в поисковике часть рассказа, таким образом, я вышла на автора и сам рассказ, который, как оказалось, на том самом месте и заканчивается, оставляя читателя в недоумении. Решив ознакомиться с другими произведениями автора, я попала на рассказ Санькина любовь, и если пользоваться спортивными терминами, автор в своей технике письма использует запрещеные приемы, вроде ударов в пах.. Надеюсь, со временем мне удастся забыть то крайне неприятное впечатление и шок, который я испытала при прочтении данного «творения», а автор мною дисквалифицируется.
Вертер де Гёте, 22 февраля 2009 г.
Я бы советовал воспринимать это произведение в контексте других рассказов «Первого субботника» — как и другие рассказы сборника, это своеобразный вызов официальной советской литературе. Пока «инженеры человеческих душ» ваяли фальшиво-сопливые произведения о любви советского человека ( к Родине, или к другому советскому человеку), народ сочинял частушки вроде «Нравится — не нравится, спи моя красавица». И такие частушки пользовались большим успехом, чем стихи многих советских поэтов. Математическое правило «минус на минус даёт плюс» ещё никто не отменял , и Сорокин опошляя саму пошлость создаёт произведение искусства. Но, конечно, рассказ я советую далеко не всем — может вызвать неприятные чувства. Некрофилия всё-таки. Хотя в нашей стране к некрофилии давно привыкли.
«А рано утром
Я встану в очередь в Мавзолей.
Некрофилия, некрофилия.
Моя изнуренная некрофилия.»
Егор Летов
Till, 20 августа 2009 г.
А я бы наоборот советовал воспринимать это произведение по возможности абстрагировавшись от «контекста». Тогда очень ясно будет видно, что перед глазами вполне заурядный рассказ (заурядный по всем параметрам — по языку, сюжету, психологизму, композиции), но в качестве, с позволения сказать, «изюминки» увенчанный мощным шокингом. И сила этого шокинга такова, что даже если удаётся сдержать простейшую чисто физиологическую реакцию, пропадает всякое желание открывать книгу, на обложке которой значится «Владимир Сорокин». Только для этой цели и могу советовать прочитать.
Может быть, Сорокин в чём-то (в смысле, в других произведениях) и сильный писатель. Но после такого рассказа проверять это второй раз нет совершенно никакого желания.
Что же до «минус на минус даёт плюс» — про это (правда, немного по другому поводу) очень хорошо написал Вячеслав Рыбаков: «Но до чего же, в отличии от чистой математики, неполноценен жизненный плюс, полученный посредством случки двух минусов! До чего ж мерзко от него воняет!». Вот именно это и имеем в данном случае...
Теххи, 22 февраля 2009 г.
Мне никогда не понять, для чего пишется подобная чернуха. Чтобы просветить о патологических проявлениях психики и некрофилии как способе их проявления? Шок.