Владимир Сорокин, Александр Зельдович «Москва»
Москва, середина 90-х. Повсюду строительство, грязь, злое и радостное ожидание больших денег. К брутальному бизнесмену Майку, собирающемуся жениться на дочери своей любовницы Ирины, из Израиля приезжает его друг Лев с чемоданом «черного нала». Однако оказывается, что деньги из чемодана украдены. Марк подозревает Льва и своих партнёров по бизнесу, пытается выкрутиться из ситуации, войдя в контакт с теневыми дельцами из бывшего КГБ и Министерства Обороны, но ему не верят.
Параллельно разворачивается линия психиатра Марка, другого любовника Ирины, влюблённого в другую её дочь. Марк ощущает себя человеком ушедшей эпохи и всё глубже погружается в самоубийственную депрессию...
Входит в:
— сборник «Москва», 2002 г.
Является сценарием для фильма:
— «Москва» 2000, Россия, реж. Александр Зельдович
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kostyakostya, 3 июля 2021 г.
Циничная Москва 90-х, где все продаётся и покупается за деньги
Groucho Marx, 20 апреля 2016 г.
Хороший сценарий «Москва» был напечатан в журнале «Искусство кино». Я много ждал от экранизации и был сильно разочарован, когда узнал, что фильм будет ставить Зельдович (Гербер), в период перестройки прославившийся претенциозной кинопостановкой по «Закату» Бабеля.
Увы, фильм оказался ещё хуже, чем я ожидал. В фильме сценарий был перековеркан почти до неузнаваемости — и это неслучайно, потому что сценарий писался, имея в виду в качестве главного героя бизнесмена Майка, а Зельдович сконцентрировался на «уходящем типе» психиатра Марка. В сценарии анализировалась «Москва» как локус мнимостей, как система бесконечного лабиринта ширм и обманок, а фильтм оплакал последнее поколение советской «золотой молодёжи», к которой принадлежит сам Зельдович.
Характернейшая разница: в сценарии Сорокина Майк убивает подельника, одним ударом вбивая ему в лицо стакан с водкой — очень кинематографично и напоминает одно из самых знаменитых убийств в истории кино, убийство в фильме Рене Клемана «На ярком солнце». А в фильме Майк долго-долго забрасываает своего противника пакетами с чипсами и пластиковыми упаковками майонеза. Это выглядит концептуально в пересказе, но смотреть на такое «убийство» скучно и надоедает задолго до того, как жертва Майка задыхается под кучей пакетов с макаронами и упаковок фруктовых соков. Там, где у Сорокина кинематографическая динамика, эффектная злая сатира и точные социальные прогнозы, у Зальдовича невнятное бурчание и вялое скольжение камеры.
Очень плохой фильм по великолепному сценарию.