Владимир Сорокин «Пельмени»
- Жанры/поджанры: Сюрреализм | Постмодернизм
- Общие характеристики: Ироническое | Социальное | Сатирическое | Производственное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Обычная немолодая семейная пара готовит пельмени. Сев за стол, муж выпивает рюмку водки, которая полностью растормаживает его психику. Однако семейный пьяный скандал с швырянием пельменей оказывается частью сложного производственного ритуала, и муж с женой вовсе не те, кем кажутся...
Входит в:
— сборник «Капитал», 2007 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Groucho Marx, 21 апреля 2016 г.
«Пельмени» существуют в двух (как минимум) редакциях: вариант, опубликованный в период «перестройки и гласности» в «Искусстве кино» очень сильно отличается от варианта из книг издательства «Ад Маргинем». Владимир Сорокин переписал вторую половину пьесы, убрав всё, что касалось стереотипов советской реальности, поставив туда стереотипы масскульта середины 90-х. Место бесконечного лабиринта служебных отношений занял анекдот про «нового русского».
Получилось, конечно, плохо, потому что мифология советской жизни складывалась постепенно, десятилетиями, не по наброскам манипуляторов, а естественным путём. А мифология «новых русских» была создана конкретными людьми, на скорую руку, в спешке, под конкретную социальную задачу — дискредититровать постсоветскую российскую буржуазию. Когда задача была решена, когда у постсоветских граждан выработался рефлекс отвращения к «новым богатым», мифологию «новых русских» выкинули за ненадобностью. Она увяла на глазах, так что и «осовремененная» пьеса устарела стремительно.
Первый вариант «Пельменей» по-прежнему читается отлично. Вторая, «осовремененная» версия вызывает недоумение своей вымученностью. Первый вариант — поэзия. Второй — фельетон из позавчерашней газеты.