Хорхе Луис Борхес «О строгой науке»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Классический латино-американский )
- Общие характеристики: Философское | Ироническое
- Место действия: Неопределённое место действия | Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Артефакты
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
До чего можно дойти в стремлении к абсолютно точному отражению всех деталей? «Строгая наука» — не знает компромиссов.
Входит в:
— сборник «Создатель», 1960 г. > условный цикл «Музей»
— сборник «Всемирная история бесславья», 1935 г.
— сборник «Obras Completas. 1923-1972», 1974 г.
— антологию «Аукцион», 2004 г.
- /языки:
- русский (9), испанский (3)
- /тип:
- книги (11), аудиокниги (1)
- /перевод:
- М. Десятова (1), Б. Дубин (5), Е. Лысенко (1), А. Щетников (2)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
FixedGrin, 1 октября 2024 г.
С использованием заметки для Medium (https://shorturl.at/tM5Iu).
Борхес в одной из любимых моих форм — эпиграфа из вымышленной книги — дает, пожалуй, лучшее в литературе и философии XX века описание принципа несоответствия карты и территории. Да, он сделал это позже Кожибского и Кэрролла, от которых произросла куда более объемистая трилогия ван Вогта «Нуль-А» с отличным сиквелом работы Джона Райта, зато вдохновил Жана Бодрийяра. У последнего концепция гиперреальности, имеющая фундаментальное значение для изучения веб-культуры нынешнего Века Информации и прежде всего социальных сетей, возникла под впечатлением не только от “общества спектакля” Ги Дебора или “фуколдианской генеалогии” (ей он объявил антиномичным свой порядок симуляций), а и после знакомства с микрорассказом Борхеса.
Ну а лучшая «книга песка» о картах и территориях — это, конечно, книжка с картинками, «Фрактальная геометрия природы» Бенуа Мандельброта, выросшая из наивного вроде бы вопроса Мандельброта в заголовке статьи 1967 года: какова длина побережья Великобритании? В ту пору Британская империя как раз ужалась настолько, что смогла поместиться на карте, детализированное построение которой было доступно древним компьютерам.
jamuxa, 12 декабря 2010 г.
В математике есть чудовищно интересный и забавный (а с научной точки зрения феноменально забавный) зверь — фрактал, он чудовищно красивый — особенно когда научились его раскрашивать магией компьютерной графики. В каждой, даже самой микроскопической части он себе самоподобен: каждая его часть подобна всей фигуре целиком (фантастика, а не фигура!), и одно из его чудесных свойств это то, что любую границу (вещь ли ограничивающую, море, океан или страну-государство) можно описать фрактальной кривой, но, при этом, если захочется подсчитать её протяжённость..., ни много, ни мало, — а просто бесконечность! А что говорит строгая наука? — «Фрактал — это бесконечно самоподобная геометрическая фигура, каждый фрагмент которой повторяется при уменьшении масштаба».
Так что имеем клинический случай фрактальной картографии (что нам мешается двигаться не в сторону умаления (принцип «мелкоскопа»), а, став Коперником, взглянуть на карту в телескоп?). Кстати, его рецидивы, — этого случая, — замечал ещё Льюис Кэрролл: заключительная часть романа «Сильвия и Бруно» — «...И наконец создали карту в масштабе одна миля в одной миле!....Поэтому теперь пользуемся страной как картой самой себя, и, могу вас заверить, она отлично для этого подходит».
И что такое тогда GPS? :)
Элджернон, 23 сентября 2011 г.
Со своей стороны, могу заметить, что этот рассказ как ничто другое подходит для описания внутреннего мира человека. По крайней мере, человека аутичного. Аппарат интерпретации непрерывно преобразует поток поступающих стимулов в систему неких массивов и связей между ними, того, что на научном языке именуется «совокупностью». И в том, чтобы она стала именно системой, а не разочаровывающим нагромождением, при этом наиболее точно отражая сущность, — и есть главная задача и проблема сознания аутиста, с внутренней точки зрения, что называется, ИМХО.
И всё это похоже на то, как Малыш у Стругацких описывал свою жизнь — не обобщённые представления, а избранные, но «один к одному», эпизоды существования. Единственно возможный строгий подход.