Клиффорд Саймак «Фактор ограничения»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Исследователи находят на самой заурядной планетке огромный вычислитель. Кто его построил и зачем?
Входит в:
— журнал «Startling Stories, November 1949», 1949 г.
— антологию «Possible Worlds of Science Fiction», 1951 г.
— антологию «Rakietowe szlaki», 1958 г.
— антологию «Spectrum», 1961 г.
— антологию «Contact», 1963 г.
— антологию «Science Fiction», 1964 г.
— антологию «НФ: Альманах научной фантастики. Выпуск 5», 1966 г.
— антологию «Histoires de machines», 1974 г.
— антологию «Трудная задача», 1982 г.
— антологию «Зарубежная фантастика», 1991 г.
- /языки:
- русский (8), английский (8), французский (2), польский (1)
- /тип:
- книги (18), периодика (1)
- /перевод:
- Н. Евдокимова (7), Я. Закржевский (1), П. Эбер (2)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AlisterOrm, 29 июня 2023 г.
Чисто научно-фантастическая зарисовка, рассказ-идея, по нынешним временам анахронизм по типу атомных наручных часов. Огромная планета-компьютер, созданная загадочной цивилизацией с загадочной целью... Всё же рассказу не хватает какого-то терпкого аромата Тайны, будоражущей загадки, слишком всё сухо и сугубо... научно.
Но Саймак не был бы Саймаком, если бы не добавил маленький штришок к происходящему действу — маленькую такую столовую ложку, улетевшую в глубины механизма... Что же теперь будет? Вот где настоящая загадка!
Текстоплёт, 25 августа 2020 г.
Я считаю, что рассказ — чудесный экспонат эпохи фантазий о крутых ЭВМ, которые обязательно должны быть исполинских размеров для решения сложных задач. Очень особенная атмосфера у такого рода периода технических реконструкций в литературе.
Также можно проследить идею развития такого разумного вида, который прежде всего заинтересован в познании Вселенной. Саймак словно пытается противопоставить привычным человеческим потребностям (развлечения, обогащение), что-то более возвышенное и при этом вполне доступное для понимания людьми. Кажется было время, когда интерес к новым знаниям был модным. И в образах инопланетян пытались найти возможный облик человека будущего.
И в какой-то степени это сбывается — не зря же был построен адронный коллайдер также для научных исследований и как инструмент для миропознания.
god54, 28 июля 2020 г.
Создается впечатление, что Саймак написал концовку, а Адамс начало, хотя и значительно позднее о планете-машине, которая должна была дать ответ на главный вопрос. У Адамса хотя бы можно понять идею и смысл того, что он написал, а в данном случае, получается нашли планету-машину, пофантазировали насчет её возможного применения и ушли. И, что я, как читатель, узнал, чему переживал... Просто идее и узнанному закону физики из художественного произведения?!.
Yarowind, 28 сентября 2017 г.
Рассказ о пагубности интенсивного пути развития. Даже для высокоинтеллектуальной инопланетной цивилизации. Ибо любое развитие будет ограничиваться различными факторами.
IPSE2007, 3 ноября 2014 г.
Рассказ откровенно слабоват. Несмотря на то, что он написан в 1949г. он кажется приветом из годов 20-х. Ну, в крайнем случае 30-х. Следует отметить, что тогда уже во всю писался цикл «Город» самого Саймака, Азимов уже написал многие рассказы из цикла «Я, робот», Бредбери начал писать «Марисианские хроники», Каттнер уже написал свои лучшие рассказы. На фоне этого великолепия странный рассказ Саймака (отчасти напоминающий очерк) выглядит таким себе анахронизмом. Он скучноват. Интригующее решение, которые могло бы спасти сюжет, я имею в виду — планету полностью покрытую металлом очень скоро «сливают» и переводят на рассуждения о том, для чего эта махина была построена. В общем скучновато. Стоит читать бо-ольшим любителям Саймака. Для полноты коллекции.
Famagusta, 21 ноября 2013 г.
Начало изумительное:
«Потом была планета с волшебным городком, наводящим на мысль о паутине, на которой еще не высохли блестки росы, — царство хрусталя и пластиков, исполненное такой чудесной красоты, что при одном лишь взгляде щекотало в горле»
Сразу узнается рука мастера!
Окончание комическое. Может Мастер так и задумывал — посмеяться?
Немая сцена.
muravied, 20 января 2012 г.
Атмосфера!
Вот главный козырь этого рассказа. Возможно есть какой-то поучительный вывод из этой истории, но я, как не силился, не понял. Железная планета с заплавленным люком. Бесконечные ряды коробок и машин. Спиральный спуск высотой в 20 миль. Ну и апогей — это ложка падающая в Бездну! Атмосфера — жуть. Прям как в «Эдеме» Лема. Тоже ничего не понятно, но зато каков антураж!
vgi, 4 августа 2012 г.
Любопытно, как распределились мнения в отзывах — от «самый плохой у Саймака» до «самый лучший у Саймака». А всё зависит от того, что читатель ищет у этого писателя. Я лично не люблю книги Саймака за излишнюю, с моей точки зрения, «гуманитарность» — поэтому мне рассказ нравится. Пожалуй что и «лучшее у Саймака». Что-то подобное мог бы написать Лем — и Саймак, как видно, в 1949 году был на это ещё способен.
Между прочим, не отсюда ли происходят искусственный спутник Владиславы и найденная там Августом-Иоганном-Марией Бадером пуговица, описанные Стругацкими в «Полдне»?
morbo, 5 ноября 2012 г.
Тем, кто читал Дугласа Адамса, совершенно очевидно, что строители планеты-машины нашли ответ, но ещё не определились, каков был вопрос. Куда жители планеты отправились? Очевидно, строить машину ещё больше, чтобы найти вопрос, на который ответила их предыдущая машина.
Yazewa, 6 октября 2011 г.
Для 1949 года,, наверное, супер. Сейчас — на любителя. Мне здесь не хватает «человеческого фактора», ибо — сплошные рассуждения и техническая начинка. Хотя местами за диалогом и видны говорящие...
Сказочник, 12 июня 2011 г.
Да, у Мастеров тоже есть проходные рассказы с псевдонаучными притянутыми за уши идеями... Самый плохой рассказ Великого из всех, читанных мной до сих пор.
kkk72, 10 ноября 2008 г.
Суховатый рассказ. Идея довольно необычна, но полностью до ума не доведена. В рассказе совершенно нет сколько-нибудь ярких персонажей. В центре повествования — не люди, а техническая загадка. Да и та осталась окончательно не разгаданной.
an2001, 4 июня 2008 г.
Даже сделав скидку на то, что рассказ написан очень давно, и технические детали могут лишь позабавить, нельзя сказать что текст занимателен. Основная идея мне показалась несколько надуманной и без будущего.
ergiev, 24 апреля 2008 г.
Средний рассказ. Хотя в общем-то больше ничего и не нужно было развивать, а то неизвестно во что бы оно вылилось.