Айзек Азимов «Профессия»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
На Земле, по прошествии 4-5 тысяч лет система образования, естественно, претерпела массу изменений и нововедений. В восемь лет все дети должны были пройти День Чтения, когда соответствующая программа с ленты, обучающей чтению, за 15 минут переписывалась в мозг ребенка. В 18 лет на Дне Знаний компьютер выбирал для человека его оптимальную профессию и закладывал в его мозг соответствующую программу. Затем каждый год проводились Олимпиады, где планеты, требующие специалистов, отбирали себе лучших.
Джордж Пленетей страстно хотел стать программистом и тайком от всех изучал книги по програмированию. Но в 18 лет в День знаний компьютер выбрал ему совсем другую специальность.
Публикации в периодике:
* 1966 — журнал «Дон», № 1, стр. 73-115, С. Васильева;
* 1969 — журнал «Liesma», 1969 г., № 8, стр. 29-32, № 9, стр. 28-30, № 10, стр. 29-32. Илл. Г. Клаваса, перевод на латышский язык, переводчик не указан.
* 1985 — журнал «Наука и техника» (Рига), №№ 4 (стр. 30-32), 5 (30-32), 6 (29-32), сокращенный перевод С. Кричевской.
Входит в:
— сборник «Девять завтра», 1959 г.
— антологию «School and Society Through Science Fiction», 1974 г.
— антологию «Exiles», 1977 г.
— антологию «13 Short Science Fiction Novels», 1985 г.
— антологию «Библиотека фантастики в 24 томах. Том 18/1. Американская фантастическая проза», 1989 г.
— антологию «Пасынки Вселенной», 1989 г.
— сборник «The Complete Stories. Volume 1», 1990 г.
— антологию «Why I Left Harry's All Night Hamburgers and Other Stories from Isaac Asimov's Science Fiction Magazine», 1990 г.
— антологию «Созвездие Льва-5», 2021 г.
Номинации на премии:
номинант |
"Сталкер" / Stalker, 2017 // Большая или малая повесть зарубежного автора. 2-е место (США) ? |
- /языки:
- русский (12), английский (10), немецкий (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (23), аудиокниги (1)
- /перевод:
- С. Васильева (11), А. Минко (1), Ю. Саупе (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
artem-sailer, 22 апреля 2022 г.
Шикарная повесть, которая не только читается на одном дыхании, но и о многом заставляет задуматься. Что ни говори, а Азимов — это всегда обильная пища для ума.
Помнится, в институте один из преподавателей как-то раз сказал: ребята, не переживайте, если не можете усвоить знания в полном объёме, главное, что вы получаете в этих стенах — это не знания, а общая методология изучения какого-либо вопроса, научный подход, практика основ научных исследований. Учился я в конце девяностых — начале нулевых, однако мне несказанно повезло, что ВУЗ мой был до жути консервативен, спустя десять лет после распада СССР в нём по инерции продолжали преподавать по старым советским методам. Когда мои друзья хвастались свободным посещением и широким внедрением тестирования, я чувствовал себя дураком и продолжал ходить на все лекции подряд, поскольку преподы нас отмечали, и продолжал зубрить по потрёпанным учебникам. Мои одноклассники учились в «престижных» ВУЗах по «лучшим западным стандартам», а я корил себя за то, что поступил в «совковый» сельхоз.
Оглядываясь назад, я и в самом деле признаю в том юноше дурачка — с улыбкой вспоминаю своё чувство неловкости, которое я тогда испытывал, обучаясь, как оказалось, по самой лучшей в мире советской системе. Лет десять мне понадобилось, чтобы осознать собственное преимущество перед моими приятелями, не способными соорудить шапку для таблицы отчёта, перед бывшими одноклассниками, которые не могут внятно объяснить, почему бросились скупать заграничную технику.
Потребовалось лет десять на то, чтобы увидеть следующее поколение, чтобы почувствовать своё отличие от его представителей, чтобы осознать, что это такое — системный анализ и творческое мышление, способность увидеть картинку со стороны, сверху и понять, в коей степени они, сегодняшние так называемые инженеры и специалисты, лишены всего этого.
Узкая специализация — это хорошо, это то, без чего в современном высокотехнологичном мире нельзя добиться успеха. Но без энциклопедичности, без кругозора, без системного подхода и без творческого мышления успех запросто может стать всего лишь однодневным везением.
Quon Kisaragi, 13 июня 2024 г.
И почему-то тут рассматривают (ну кроме нескольких господ: mr_logika, Oreon, может кто-то ещё) только самый очевидный подтекст. «Нужно учиться», «грызть гранит науки», «терпенье и труд всё перетрут», а то и вообще «егэ зло». Есть и слой ниже.
Обществом будущего правит узкая группа «социологов» и «историков». Большинство населения не задумываются об их существовании, хотя полиция подчиняется по первому их слову. Они разрабатывают ленты, которыми прошивают мозги людей.
Согласитесь, всё стало выглядеть по другому? Тут уже впору задуматься: а почему люди не знают о греческих и модерновых Олимпиадах? действительно ли на дворе 6492 год? почему полиция подчиняется? почему земляне продолжают размножаться, несмотря на перенаселение? почему, наконец, никто не задумывается, а кто же эти ленты делает?
Градус паранойи можно и нужно повышать. Действительно ли в книжках, по которым учат в приютах, пишут правду? Действтельно ли «социологи» настоящие учёные?
Азимов не был простым человеком. Может быть «Профессия» — это
Пожалуй закончу на более лёгкой ноте.
Есть ещё одна тема, тема людского неравенства. У Азимова лишь один из ста тысяч годен для получения настоящего неленточного образования, и лишь один из десяти «студентов» действительно талантлив и годен к работе по изготовлению лент и т.п. Нам, в нашей реальности, очень любят говорит «будь уверен в себе, старайся, не сдавайся». А зачем продолжать борьбу, в которой ты не то не можешь победить, но даже и не можешь достойно выступить? Такая борьба нужна победителям, чтоб было, на чьём фоне неудачников красоваться. Лично я для себя сделал вывод, что раз не получается, то и не нужно напрягаться. На самом деле это победителям нужнее наша массовка проигравших, без неё победа несладкая.
Darth_Veter, 9 декабря 2024 г.
Человеческое общество шестого тысячелетия во многом не похоже на современное общество. Люди вовсю осваивают Вселенную, летая к самым далеким планетам. Появилось много новых профессий — в частности, техник гравитационных установок. Обучение этим профессиям также происходит иначе, чем сегодня. Вначале всех кандидатов обучают обычной грамотности. Это происходит ... всего за 15 минут и доступно всем желающим. А вот что касаемо профессий — то тут дело строго индивидуальное: компьютеры обследуют ваш мозг и выявят в нем врожденные склонности к определенному роду занятий. Так что вы никогда не станете металлургом, если не способны отличить железо от алюминия. Но то, к чему склонны, будете исполнять почти что идеально. Правда, один процент обучаемых не проявляет никаких природных склонностей к обучению чему-либо. Таких детей обучают по иной технологии в т.н. «приютах для слабоумных»... Конечно же автор хорошо понимал, что описанное им будущее не будет совпадать с настоящим — как по техническим, так и по социальным причинам. Уже сегодня мы прекрасно обходимся без компьютеров «длиной в милю». Более того, последние имеют явную тенденцию к компактизации — посмотрите, к примеру, на свой смартфон (который по сути своей — не телефон, а самый настоящий компьютер). То же самое касается и обучения: оно мало изменилось с эпохи Яна Амоса Коменского, когда впервые была опробована классно-урочная система. Думаю, и через тысячу лет она по-прежнему будет существовать почти что в неизменном виде. Правда, контакт с учителем станет кардинально-иным: он будет индивидуальным, дистанционным и, возможно, ментальным. Да и в качестве педагога сможет выступить не человек, а искусственный интеллект (если его сумеют создать, конечно). Обучение будет проводиться в соответствии с потребностями конкретной личности, но не так, как это описано в повести: выявить наклонности мозга простым его сканированием не получится. Скорее всего, обучающемуся предложат обычный расширенный тест, в котором будут вопросы по самым разнообразным направлениям нашей жизни. Чем лучше ты проявишь себя в определенной области, тем больше шансов, что в ней ты и будешь работать после окончания обучения. А всякие там «закладки в мозг» — это типичная выдумка писателей-фантастов, не всегда правильно понимающих, как работает этот важный орган человеческого тела. Его память устроена совсем не так, как в компьютерах, так что и записать туда что-либо новое не получится — человеку нужно пережить это на собственном опыте. Потому как память человеческая — это не библиотека вовсе, а весьма мудреные динамические связи между нейронами мозга. У каждого человека они свои собственные, так что единого алгоритма наведения этой связи не существует в принципе. Вот почему к произведению Азимова стоит относиться чисто по-философски: наибольшую ценность для цивилизации представляют те специалисты, которые до всего дошли своим собственным умом. Потому что они владеют тем самым «алгоритмом обучения», который позволит САМОМУ выбирать нужную профессию, а не надеяться на сомнительный выбор компьютера.
------------
РЕЗЮМЕ: картинка из будущего, показывающая нам, как осуществляется профессиональное обучение в далеком-предалеком будущем. Хоть компьютеры и станут в нем весьма мощным средством обучения, самоучки по-прежнему будут высоко цениться и тогда.
primorec, 22 марта 2012 г.
С какой грустью должен взирать на нас с небес Айзек Азимов, видя, как пропали без толку его гениальные пророчества и как мы с редким энтузиазмом реализуем самые мрачные его сценарии. Это я о «Профессии» — настоящей, качественной книге-катастрофе, рассказывающей о том, как погибнет наш с вами мир, подкошенный не ударом из космоса астероида, не войной или коварными пришельцами, а тихо и благостно под приветственные крики сторонников реформ образования. И при этом большинство даже и не заметит, что мира добрых и умных книг, стремлений и открытий больше нет.
Зачем учиться, читать, думать, искать, проводить бессонные ночи в поисках ответа, долго и мучительно овладевать мастерством выбранной профессии, когда все это можно получить просто так — задаром, одним нажатием кнопки на компьютере. Мгновение — и ты специалист, уважаемый человек и не важно, что не ты выбрал свое занятие, важно, что ты органично вписываешься в окружающее общество. Но вместе с муками поиска предназначения, исчезает и творчество, и необходимость/но не способность — это-то у нас не отнять/ думать и стремится к новому и более совершенному. Идеальное общество жрущих, спящих и размножающихся.
И как легко оказалось пойти по этому пути и вот уже необходимость думать самостоятельно заменила способность правильно расставить галочки на ЕГЭ./ Когда я училась в начальной школе у нас в классе висел плакат «Не списывай! Думай самостоятельно!»/. Не успели оглянуться — и наш мир заполонили плохо образованные, но твердо уверенные в своей правоте граждане. Еще немного и саму способность думать будут приравнивать к государственному преступлению.
И все же гуманист и оптимист Азимов оставляет в повести людям шанс в виде изолированных сообществ способных к творчеству, которые героически двигают вперед прогресс, обеспечивая остальным привычный спокойный и незамутненный посторонней мыслью образ жизни. /Но ведь на то он и оптимист, нам может так не повезти/.
Прочитайте эту книгу: в фантастике не так много произведений, которые стали бы настолько актуальны через годы после написания, как полная горькой иронии «Профессия».
P.S. Кстати, первые опыты по непосредственной передаче информации в мозг уже успешно проведены.
StasKr, 2 октября 2015 г.
Sawwin, конечно, прав: если подходить к этой истории с точки зрения логики и достоверности, то она не выдерживает ни малейшей критики. И дело тут даже не в вычислительных машинах длиной с милю, программирование которых осуществляется на перфокартах. Подобные милые анахронизмы, с моей точки зрения, только добавляют шарма старой фантастике. Просто очевидно, что если человека не заставлять учиться, день за днём не тренировать его мозг и не прививать ему навыков самостоятельно получать знания, то к 18-20 годам из него вырастет абсолютно бесполезное существо не способное ни к какой трудовой деятельности. Чем занимаются дети в возрасте от 8 до 18 лет в этой повести? Да ничем, даже упоминаний о занятиях спортом или лагерях бойскаутов и то, отсутствуют. А ведь опыт человечества свидетельствует: подросток должен быть максимально загружен учёбой или работой, в противном случае здравствуйте молодёжные банды, алкоголизм и наркомания.
Но это если говорить о первом уровне восприятия повести. Если же копнуть чуть глубже, то мы увидим, что эта история рассказывает о модели неоколониализма, в которой Земля выступает Метрополией, а все остальные планеты, даже богатая и успешная Новия, её колониями.
Что Азимов изобразил в этом произведении? А изобразил он общество, в котором система образования фактически уничтожена. Однако, высокоразвитая цивилизация не может обойтись без массы высококлассных специалистов, поэтому по достижению определённого возраста люди получают набор знаний и навыков, который закладывается им в голову с помощью гипноизлучателей. Но это происходит практически мгновенно и без всякого участия со стороны человека, а в дальнейшем от большинства специалистов требуется лишь исполнение своих обязанностей. Да, конечно, остаётся возможность для накопления профессионального опыта, который невозможно заменить никакими гипноизлучателями, но вот навыка обучаться чему-то новому эти люди лишены, а значит они вынуждены действовать в строго заданных кем-то свыше рамках образовательных программ. К какой-либо научной работе такие люди просто не пригодны.
В результате получается довольно любопытная картина. Только правительство Земли понимает ценность людей, которые умеют получать знания самостоятельно и способны двигать вперёд научно-технический прогресс. Только на Земле созданы условия отбора и обучения людей, способных к самостоятельной научно-технической работе. И именно поэтому не имеющая ресурсов и страдающая от перенаселения Земля держит в узде полторы тысячи планет, разбросанных по всей Галактике. И всё это без малейшего военного принуждения, ибо никто не заставляет колонии покупать новые технологии и принимать у себя земных специалистов. Но и отказаться от диктата Земли колонии не могут, в противном случае они обречены на стагнацию и обнищание. Надо ли удивляться, что описанная в повести система образования возникла аккурат перед началом звёздной экспансии человечества и основанием колоний за пределами Солнечной системы?
У этой истории есть и третий уровень восприятия. Если отрешиться от фантастического антуража, то мы увидим, что описанная в произведении ситуация является отражением нашей суровой реальности. И шестьдесят лет назад, когда была написана эта повесть, и сегодня на Земле есть масса стран, которые не могут позволить себе создание и содержание полноценной системы образования. Участь этих стран печальна. Их судьба – быть сырьевыми придатками, рынками сбыта и источником дешёвой рабочей силы для государств, в которых вопросам науки и просвещения уделяют большее значение. Кстати, как вы думаете, какова роль России в системе «Метрополия – Колонии», после того как мы уничтожили советскую систему образования, а взамен неё ввели у себя ЕГЭ и Болонскую систему? Вот тото и оно…
Итог: отличная история, которую не портят ни многочисленные анахронизмы, ни определённая искусственность сюжета. Можно воспринимать эту повесть как фантастику, можно – как аллегорию на нашу реальность, всё равно впечатления от прочитанного будут положительными.
SHWY, 23 апреля 2022 г.
Конечно, это повесть о Золушке, немного наивная как и все ей подобные. В то же время, это история борьбы и победы несмотря ни на что. Ну. и об Испытании с большой буквы, примерно как в одноимённом рассказе Станислава Лема. И, к тому же, тенденция образования к надёжной штамповке специалистов, что ни говори, является затаённом мечтой, верхом стремлений всех образовательных систем. да и, положа руку на душу, и самих образующихся тоже. Когда-нибудь техника позволит это делать примерно как предсказал Азимов. Пока мы имеем постепенную и неуклонную тенденцию к унификации и стандартизации специалистов во всех областях. Взять хотя бы спорт — полвека назад высочайших успехов могли добиться люди, от рождения не приспособленные к этому и добившиеся всего благодаря железной воле и работе над собой. Сейчас таких просто не пустят на порог детской спортшколы. и мы видим в целом неплохих футболистов и хоккеистов, играющих как на подбор одинаково, а звёзд можно пересчитать по пальцам одной руки.
Поэтому я считаю «Профессию» одним из лучших произведений мировой фантастики. если есть ещё что-то сравнимое, то это «Калейдоскоп» Брэдбери и «Чудовище» Ван-Вогта.
IgorLutiy, 13 сентября 2020 г.
Небольшая повесть, упоминание о которой я встретил вчера, а сегодня решил прочитать. И несмотря на то, что произведение весьма небольшого объема, но все же оно явно стоит того, чтобы оставить о нём отзыв.
Это интересное произведение об образовании в самом широком смысле.
Считается, что у людей бывает талант (склонности) к чему-либо. Казалось бы, такие люди за счет форы должны были бы уделывать других. Но в жизни чаще добиваются большего не те, кто изначально талантлив, а те, кто упорно, несмотря ни на что, пашет и стремиться добиться своей цели или мечты. То есть талант как бы расслабляет — мол я и так хорош, зачем мне перенапрягаться? А тот, у кого талантов особо не наблюдается — у него есть лишь один способ добиться своего. Упорным трудом. Да-да — упорство и труд всё перетрут. Это один из элементов, на которые обращаешь внимания в повести.
Второй элемент — это образование как оно есть и куда оно стремится и к чему оно придет. Не нужно забывать, что повесть написана более полувека назад и при этом получилось неплохое заглядывание в будущее. Ибо какие-то моменты описанного мы можем увидеть уже сейчас. Меньшее стремление думать и учиться, большее стремление чтобы тебе положили в рот и разжевали. Вместо знаний и умений — наличие виртуальной базы знаний куда можно заглянуть и взять нужную информацию (современный интернет). Здесь вообще Азимов будто предрекает появление интернета. Но при этом люди не понимают, что наличие информации без умения ею пользоваться и смотреть шире — ничто. Хотя наш мир еще не настолько скатился в шаблонность как в данной повести, но тенденция намечается.
Небольшая повесть, которая стоит того, чтобы быть прочитанной. Думайте, учитесь и никогда не сдавайтесь.
frymn, 17 февраля 2014 г.
После почти трехлетнего перерыва решил вернутся к Азимову, начиная именно с этой повести. Черт, какой же он все-таки гениальный писатель! Его строчки не просто бегут, а плавно проносятся мимо на огромной скорости, оставляя прозрачнейшее понимание прочитанного. Возможно, я просто 'поймал волну', нашел своего писателя (книга же всегда найдет своего читателя), но любят Азимова столь же яро слишком уж многие.
Первое, что сразу же хочется отметить, — простота и ясность написанного при нетривиальном вложенном содержании. 'Мастер писать просто о сложном', как он сам себя называл. В своей оценке самого себя Азимов так же точен и прост, как и в своих книгах.
Обратимся к самой повести. Не самая знаменитая книга, ее легко пропустить среди других намного более обсуждаемых и разрекламированных читателями книг и циклов. Повесть, однако, ничуть не уступает по идейности и мастерству написания самым основательным 'кирпичам'. Снова читатель видит социальный эксперимент в аранжировках далекого (настолько ли?) будущего. Снова Азимов в необычных обстоятельствах раскрывает нам глаза на обычные вещи, имеющие непосредственное отношение к обычным же людям. Действительно, хороший вопрос. Зачем к чему-то стремиться, желать, добиваться, если можно просто плыть по течению? Усилий никаких, зачем это нужно. Ведь все равно в один прекрасный день набор нулей и единиц заполнит пассивными знаниями голову, знаниями, которыми далеко не каждый сможет пользоваться одинаков эффективно. (Так, кажется, у нас сейчас дают диплом за усидчивость?) И только немногим дано понять, что на самом деле главных успехов можно добиться не примитивной закачкой информации в извилины, а как раз-таки шевелением этими самыми извилинами.
В каждой книге Азимова я сталкиваюсь его непреодолимым желанием показать читателю, что настоящий человек — это человек постоянно думающий и анализирующий. Тот, кто строит планы и идет намеченным путем, несмотря ни на что. Тот, кто не боится провалов, потому что они его попросту не остановят. У Азимова получается заставить шевелить мозгами каждого, кто берется за его книги. Ну а если нет, то пора для таких уже изобретать что-то вроде перфокарт с профессиями. Серьезно, этим людям терять нечего.
ant_veronque, 16 мая 2019 г.
Интересный прогноз на будущее образования: раз — и ваш мозг запрограммирован, и вы дипломированный специалист. Причем хороший специалист, а не как у нас сейчас — диплом есть, а специалиста-то и не видать частенько. Вроде бы здорово. Но вот только вы со своими знаниями устареваете примерно с такой же скоростью, как последняя модель нынешнего смартфона, а перепрошивка вам вряд ли светит. И вот это странное какое-то упущение. Почему-то повышение квалификации так дорого, что просто невыгодно. А учиться-то никто и не умеет. И вот в этой связи я совсем не поняла, чем занимаются дети до 18 лет, если не учатся — тупо плюют в потолок в ожидании дня знаний?
Но кто-то же всё-таки создает эти знания, создает программы по передаче этих знаний. Кто-то способен учиться сам, потому что просто хочет этого, кто-то способен создавать новое. Но как же жестоко этот способный отбирается. А с другой стороны — Ломоносовым не становятся, им рождаются, так что здесь и в самом деле очень важно не обознаться. Вот только такой Ломоносов вынужден до 18 лет полностью бездействовать — непозволительная трата времени, на мой взгляд.
И в очередной раз, теперь под эту книгу, я поплевалась на модный ныне компетентностный подход. Может, это я, конечно, ничего в нем не понимаю, но на мой взгляд, никого, кроме хорошего приспособленца с плохими знаниями по этому подходу мы получить не сможем. Ломоносов, конечно, всё равно пробьется, а среднестатистический выпускник вуза будет и не особо специалистом и не особо творчески развитой личностью. Так что, может, Азимов и правда неплохое будущее для образования и науки придумал: всё лучше, чем то, что сейчас у нас в образовании происходит?
Доктор Вова, 26 мая 2010 г.
Ученые теоретически доказали, что каждый человек в отдельности и человечество в целом тратят около 80-90% всех эмоций и энергии на создание преград и комплексов, а потом на борьбу с ними! Представляете?! По этим же раскладам выходит, что если бы этого не было, то Homo Sapiens как вид уже бы заселил половину галактики! Я не знаю, было бы это хорошо или плохо для природы человечества в целом. И впервые прочитав рассказ, всё внутри меня восстало против такого «грубого» вмешательства в мозг и душу! Но сейчас, глядя на наше общество, видя вокруг всё больше НЕПРОФЕССИОНАЛОВ, которые занимают тёплые местечки, а не занимаются реальной работой, хочется сложить ладони вместе и обратиться к Богу с просьбой: «Боже, пусть уже завтра в нашем обществе и стране будет так, как в рассказе Азимова«! Чтобы сын нефтяного магната, которому нравится техника, крутил гайки и с любовью чинил эту самую технику, а не пел тупые песни или просиживал костюмы топ-менеджером в дочерней фирме своего отца, не принося ни грамма пользы. Чтобы человек с мозгами и душой врача, мог и дальше дарить тепло души и здоровье страждущим, а не продавал тряпки на оптовке, используя свои знания не на благо всем, а чтобы не помереть с голоду или не стать коррупционером!
Вы посмотрите на лица людей, занимающихся нелюбимым делом — их видно, их очень много, и их ЖАЛКО!
Вот где настоящее насилие над собой, над своей природой и сутью! Бесполезное существование, пустое потребительство!
Браво, восторг, бис, МАСТЕР!
JohnNorrik, 20 января 2016 г.
Рассказ, который несет всего лишь одну идею, но зато, какую!
Рассказ о том, что глубокая профилизация не есть хорошо, ведь тогда человек становится слишком «узким», теряет способность мыслить более глобально и переключаться на другие проблемы. Он становится ничем не лучше машины, а возможно даже хуже.
Рассказ, о том, что только жажда знаний и труд, приложенный при их получении, могут сделать из человека — ТВОРЦА! творца окружающего его мира, творца судьб других людей.
Рассказ о том, что один человек, который научился все сам, стоит 10-ти, которым в башку вложили нужную информацию, и которые не могут сделать шаг ни вправо, ни влево, а идти только по накатанной.
Рассказ о том, как хитрое земное правительство правильно научилось управлять другими планетами. Ведь и правда, зачем огромный военный флот, если все от тебя зависят? В данном случае зависимость проявлялась в специалистах, которых экспортировала Земля.
Короче, добротный рассказ Азимова, с актуальной и сегодня проблематикой.
Sawwin, 19 сентября 2015 г.
Примем как данность возможность такого рода обучения, но при этом один момент Айзек Азимов упустил. Юный балбес, до восемнадцати лет ничем не занимавшийся, навеки останется инфантильной личностью, не способной ни к чему. Можно насильно внедрить ему кучу знаний, навыков и умений но совершенно невозможно научить его нести ответственность за свои поступки. Драма Джорджа Пленетея, которую добрый автор не превратил в трагедию, ничто по сравнению с драмой всего человечества, превратившегося в край непуганых идиотов.
ЛитАлхимик, 12 мая 2017 г.
Великолепный рассказ, достоин войти в антологию лучших рассказов в истории мировой фантастики. Читал его в каком-то журнале и с одного раза сюжет врезался в память.
Dimova, 10 августа 2016 г.
Произведения Азимова всегда по душе. Интересный рассказ.Понравился метод обучения, где с помощью программ, внедряют необходимые знания сразу в мозг. Казалось бы, это лишает человека возможности самому все познавать и ставит в определенные рамки. Но погодите, когда информации слишком много и чтобы ее освоить у человека может уйти вся его жизнь, этот метод вполне отличное решение. Другое дело, как личность располагает приобретенными знаниями. Вне зависимости от способа получения данных, важно уметь их анализировать, придавать сомнению и критике. А иначе человек просто машина,которую с помощью программ обучили определенным навыкам. Неважно как мы получили свои знания, важно то как мы сумеем ими распорядиться. Будем ли совершенствоваться и искать что-то новое или будем довольствоваться тем что есть. Дело выбора. Все зависит от личностных качеств человека, либо есть желание учиться и познавать неизведанное, либо нет. Именно по этой причине, главного героя не стали обучать определенной специальности и сужать его кругозор, поскольку сам Джордж не желал этого, он всегда стремился знать больше остальных. Позже, ему конечно, дали возможность ознакомится со всей ситуацией и предоставили б в дальнейшем шанс раскрыться. В отличие же от его сверстников,которых устраивала подобная система.
mr_logika, 10 января 2016 г.
Вокруг себя едва взгляну,
с тоскою думаю холодной:
какой кошмар бы ждал страну,
где власть и впрямь была б народной.
Игорь Губерман.
Интересная просматривается последовательность: Платон, Томас Мор, социалисты-утописты (Фурье, Сен-Симон, Оуэн), Чернышевский, Ленин... В эту группу мыслителей, мечтавших об идеальном государстве, можно включить и профессора Азимова, великого фантаста и популяризатора науки. Конечно он знал, что пишет, когда сочинял «Профессию». Предложенная в повести модель идеального государства, где решены все проблемы, не зря отнесена к очень далёкому будущему. Вряд ли их удастся решить за более короткий срок. Кстати, любопытное совпадение*, уверен, что не случайное — ГГ повести родился в год пятитысячелетнего юбилея открытия Америки. В государстве Азимова царят закон и порядок. Прекрасно работают транспорт и связь (основы комфортной жизни), путешествия после создания гравитационного двигателя стоят дёшево, города (во всяком случае, большие) накрыты защитными куполами, раскрыты главные, если не все, тайны мозга, в частности, установлен механизм хранения в нём знаний и найден способ непосредственной передачи их в память человека. Осуществлён на деле принцип — от каждого по способностям, каждому по труду. И, что особенно важно, труд в этом государстве — дело чести, доблести и геройства. Все стремятся получить хорошее образование (а получение образования под «гипнозом» — процесс относительно простой, быстрый и дешёвый) и работать на благо общества. А работать есть где, Космос большой, проблема перенаселённости решена (на Земле всего-то 8 млрд. народу). Не обо всём Азимов пишет открытым текстом, но читатель не может не понять, что в День чтения в мозг ребёнка вкладывается не только умение читать и писать на двух-трёх языках** (считать, очевидно, должны научить родители, а другие языки будут вкладываться в голову по мере надобности), но и основы нравственности***, чтобы прочитанное в будущем ложилось на благодатную почву, усваивалось прочно и безоговорочно. Что делают дети от 8 до 18 лет, Азимов тоже не сообщает. И опять же ясно — читают, путешествуют с родителями и без, ездят в оздоровительные лагеря, занимаются спортом, слушают музыку, помогают родителям по дому, ходят в театры, музеи, аквапарки... В стране есть дипломированные педагоги, спортивные тренеры и инструкторы, артисты и экскурсоводы. А почему бы им не быть?
Интересно, что государство Азимова, во многом сходное с Утопией Мора, резко отличается от неё в вопросе отношения к религии. В Утопии запрещён и карается атеизм. У Азимова мозг ребёнка программируется так, что ни о какой религии речь уже не зайдёт никогда. Да и книги такого рода доступны только соответствующим дипломированным специалистам и управленцам, что очевидно без специальных пояснений.
Программируются все без исключения. Элита — с целью создания условий для нормального функционирования государственного аппарата. Этим исключается коррупция и возможность государственных переворотов. Это не совсем то, что описано под названием «бетризация» у Лема в «Возвращении со звёзд». У Азимова «общественно опасные» свойства разума преобразуются в стремление к совершенству в овладении профессией, а если мозг не поддаётся программированию по конкретному направлению, то эти его «вредные» свойства превращаются в стремление к творческой работе. Обладатели таких «аномалий» оказываются в приютах для слабоумных, которые на самом деле не что иное, как университеты. Женщины и мужчины равноправны и об этом в повести говорится прямо. В День чтения девочки идут направо, мальчики — налево. Понимающему достаточно.
Итак, по Азимову, фундаментом идеального (без войн и голода) государства является правильная система образования. Нужны инженеры и квалифицированные рабочие для управления автоматами и станками? Получите в День образования специальность, пройдите через Олимпиаду и — вперёд. Но ещё больше нужны конструкторы автоматов и станков, скиммеров, стратопланов, космических кораблей и т. д. А ещё нужны для этих кораблей штурманы и бортинженеры, нужны врачи и топ-менеджеры, юристы и экономисты, и... вообще нужны не только СТРОИТЕЛИ, но и АРХИТЕКТОРЫ. Вот как раз кандидаты в АРХИТЕКТОРЫ и попадают в «приюты» и учатся там... по КНИГАМ (!). Большой оптимист этот профессор Азимов... Ну, поживём — увидим. Я — за.
Азимов ничего не пишет о типе своего государства. Думаю, это не имеет значения. Просто правильные люди у власти и правильные там законы. Вот и получается нечто вроде Сингапура только без частной собственности на средства производства.
«Кибернетика» Винера вышла в 1948 г. «Профессия» в 1957 г. Азимов о книге Винера не мог не знать. И уже тогда хорошо понимал, что такое робот. В его повести люди (не все! Но подавляющее большинство) похожи на роботов. Специалист такой-то модели(!). Это сходство — в отсутствии творческих способностей. Ну так, от каждого же по способностям! Чтобы построить идеальное государство, приходится чем-то жертвовать. Платить надо за всё. Вот это буквальное и обоснованное технически следование принципу и есть плата за нормальные «условия человеческого существования». Эти три слова в кавычках, потому что существует книга с таким названием***, где описано ужасное существование в нашем неидеальном мире. Но зато в нём есть «свобода» и либеральные ценности.
*) И ещё одно совпадение (?): фамилия победителя Олимпиады металлургов — Шмидт. Фамилия научного руководителя Азимова тоже Шмидт.
**) Не верится как-то, что через 5000 лет останется только один язык.
***) Из всего содержания повести стопроцентно следует, что в мозгу обнаружен некий «центр совести», который и активируется в День чтения. Итог — в государстве Азимова нет бессовестных людей. Вполне возможно, что это — главный секрет правительства.
***) автор Дзюнпэй Гомикава