fantlab ru

Герберт Голдстоун «Виртуоз»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.18
Оценок:
191
Моя оценка:
-

подробнее

Виртуоз

Virtuoso

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 46
Аннотация:

Известный музыкант шутки ради обучает своего домашнего робота игре на фортепиано, даже не догадываясь, что получится из этих уроков...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

• Опубликован в журнале «Ровесник» №11 1969 (с. 20-22);

- Также: Герберт Голдстоун. Виртуоз: Фантастический рассказ / Перевод с английского А. Шарова // Изобретатель и рационализатор (Москва), 1980, №3 – с.40, 3-я стр. обл.

• Существует графическая адаптация 1989 г.


Входит в:

— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, February 1953», 1953 г.

— журнал «SF Magazine Vol. 1 №6 (6)», 1960 г.

— журнал «Литературная Россия № 23 1976», 1976 г.

— антологию «Пять зелёных лун», 1978 г.

— антологию «Интегральное скерцо», 1989 г.

— антологию «Компьютер по имени Джо», 1990 г.

— антологию «Глубина. Погружение 17-е», 2019 г.

— антологию «We, Robots: Artificial Intelligence in 100 Stories», 2020 г.


Похожие произведения:

 

 


Пять зеленых лун
1978 г.
Интегральное скерцо
1989 г.
Компьютер по имени Джо
1990 г.

Периодика:

The Magazine of Fantasy and Science Fiction, February 1953
1953 г.
(английский)
«Литературная Россия» № 23 1976
1976 г.

Издания на иностранных языках:

We, Robots
2020 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Виртуоз» Герберта Голдстоуна — это действительно впечатляющий рассказ, особенно для тех, кто связан с музыкой. Лично меня он зацепил тем, что пересекает две области, которые мне очень близки: музыка как искусство и машинное производство этого искусства. В своё время я даже пытался создать алгоритм для написания музыки, и этот опыт только усилил моё восприятие рассказа.

Музыка — это, с одной стороны, творческий процесс, наполненный эмоциями и душой автора. Но если углубиться, можно увидеть, что за музыкой скрывается определённая структура, набор паттернов, которые следуют строгим правилам или, как минимум, подчиняются неким законам. Рассказ прекрасно передаёт эту двойственность — музыку как искусство, выражающее чувства, и музыку как математически построенный процесс, который можно воспроизвести с помощью алгоритмов.

Главный вопрос рассказа — может ли робот создать шедевр — затрагивает эту самую двойственность. История раскрывается через идею, что искусственный интеллект может понять механизмы создания музыки и создать настоящий шедевр. Но, как это часто бывает в подобных произведениях, рассказ уходит в более меланхолическое русло. Шедевр, созданный роботом, становится тем более ценным, потому что его существование было мимолётным, и это придаёт ему особую значимость.

Мне особенно понравилось, что эта тема затронута в таком философском ключе. Как и с любым великим искусством, ничто не становится столь ценным, как то, что возникает всего на один миг и затем исчезает навсегда. Это придаёт истории ощущение утраченной красоты, чего-то, что больше никогда не повторится.

В итоге, для меня этот рассказ оказался очень близким и впечатляющим. Он заставил задуматься о том, что роботы действительно могут создавать шедевры. И, возможно, ответ на вопрос, может ли машина создать великое искусство, заключается в том, что шедевры возможны, даже если они созданы не руками человека, а машинами.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как много нужно написать для того, чтобы обеспечить себе почётное место в литературе? А сколько – для того, чтобы твоя библиография появилась на Фантлабе? Иногда достаточно одного рассказа.

Из-под пера американского журналиста Герберта Голдстоуна больше не вышло ни единого художественного произведения – фантастического или нет. Но его рассказ «Виртуоз» помнят и вот уже на протяжении полувека включают в разнообразные антологии – тоже фантастические или нет.

Что же касается самой истории, то одним словом – «Виртуозно!». Читая последние страницы, словно слышишь прекрасную музыку, льющуюся из-под пальцев механического пианиста. А закрыв книгу, хочется ещё немного подумать над тем, правильным ли был выбор героя.

Здесь чувствуется явное влияние Айзека нашего Азимова. Робот подчиняется его знаменитым трём законам роботехники. И если меня попросят на примерах показать, как Азимов повлиял на развитие темы, прежде всего вспомню именно эту новеллу.

PS. Удивительно, как сильно на оценку влияет имя автора. Каким был бы средний балл, если бы рассказ написал сам Азимов?

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ мне дико понравился. Музыка, человек и робот. Человек всю жизнь учится игре на фортепиано, а робот всего лишь за ночь сочинил свою сонату, так, что Бетховен перевернулся в гробу. И что теперь делать? Любому человеку будет обидно, что какая-то железяка играет лучше человека. Но робот сам понимает, что нужно иметь талант и душу, чтобы садиться за фортепиано

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал рассказ и сразу вспомнил говорилки, которые читают текст... Сравнил... Думаю, никакой робот не сможет читать... В искусстве главное душа... Тогда надо признать наличие иной души — искусственной... Не хочется признать. Написано кратко, но наоборот, в отличии, как это описывали другие авторы. Стоит прочитать и подумать, некая новая грань в проблеме робот и искусство.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Человек уступает компьютеру во многом. У нас осталось только искусство — та область, где компьютер пока ещё не может тягаться с человеком. Музыка. Возможно, робот и способен стать великим пианистом, но для него музыка оказалась слишком простой. А она не должна быть простой.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх