Сергей Вольнов «Слёзы льда»
Земляне, прилетевшие издалека, нашли эту планету уже такой — покрытой льдом, в котором были заморожены местные жители, очень похожие на таких же людей, как они сами.
В журнале «Звёздная дорога» в сентябре 2002 года под своим именем и под названием «Продавец льда» эту повесть выпустил Сергей Барсов.
Входит в:
— антологию «Харон обратно не перевозит», 1994 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нескорений, 21 сентября 2016 г.
Повесть «Слёзы льда» стала для С. Вольнова, известного современному поколению по участию в межавторском проекте «Сталкер», дебютом в сфере фантастической литературы. От планетарной фантастики в первую очередь ожидаешь описаний оригинального мира, который населен неведомыми представителями фауны, при этом указанный мир должен выглядеть достоверно. В процессе работы над произведением автор выбрал довольно легкий путь — описания планеты вечного холода явно основаны на земных реалиях, замаскированных фантастическим элементом, поэтому всё смотрится достоверно, даже несмотря на неземные аномалии и нестандартный объект промысла местных старателей. Встречаются отдельные недоработки, непродуманные решения, которые можно списать на эффект «первого блина», но в целом повесть читабельна, хоть и далека от идеала.
Посланник Земли прибывает на планету Кельвин, сплошь покрытую льдом, чтобы убедить колонистов вернуться на родину, где стала ощущаться нехватка рабочих рук, а также предупредить о глобальном природном катаклизме, который ожидает кельвиниан через 150 лет. Первое, что шокирует эмиссара нашей планеты на Кельвине — особенности местной культуры, наиболее ценными произведениями искусства здесь считаются т.н. «полостники» — замороженные в ледяной толще тела аборигенов, которые много лет назад пережили некий катаклизм. Теперь скульпторы обрабатывают застывшие глыбы, и продают ценителям, прямо как мух в янтаре — цинично и дико, но местные к этому давно привыкли. На Кельвине все изготавливают изо льда — это единственный доступный материал, только лёд здесь особенный, его уникальные свойства делают его непохожим на земной.
Основная сюжетная линия подается через образ опытного старателя и талантливого скульптора Оскара. Основных вопросов, которые могут заинтересовать читателя сразу несколько — что стоит за природой местных аномалий ландшафта, что послужило причиной мгновенной заморозки аборигенов, и почему кроме застывших тел от местного населения не осталось никаких объектов материальной культуры. Все эти вопросы автор пытается раскрыть по ходу пьесы, но получается не ахти, очень поверхностно, а для финала вообще был выбран один из самых простых вариантов решения, концовка, прямо скажем, сильно разочаровала. Аномалии описаны мимоходом, квест, касающийся библиотеки туземцев, по логике должен был стать основным, но после выдачи его главному герою автор почему-то про него забывает, чтобы, спохватившись, вспомнить лишь под конец произведения.
Фауна представлена довольно бедно — упоминаются только хищные пингвины и совы-падальщицы. Судя по всему, автор вообще не заморачивался построением логичной пищевой цепочки — на кого охотятся пингвины в естественных условиях — на землян, а раньше на аборигенов? Довольно сомнительно выглядит такая куцая конструкция. Я уже не говорю про вопрос, который возникает у читателя в самом начале — почему среди «полостников» встречаются только гуманоиды, нет ни одного представителя местной фауны, и как местным зверушкам удалось пережить катаклизм, не с Земли же их завезли в конце концов. Даже на Крайнем Севере природа выглядит гораздо богаче — белые медведи, олени, песцы, полярные лисы, различные птицы. Понятно, что мир суровый и особого разнообразия ждать не приходится, но можно было придумать что-то оригинальнее сов и пингвинов.
Социальные и бытовые моменты также почти ничем не удивляют, единственная неплохая находка — изображение постановки местного театра, и то это смотрится лишь на безрыбье. Если вы читали рассказы Дж. Лондона про Аляску, то ничего особо нового здесь не найдете — мэр, шериф, старатели, браконьеры — всё до боли знакомо, только слегка закамуфлировано инопланетным антуражем. Короче, удивлять автору особо нечем, основная загадка решена просто, каких-то причудливых форм жизни, типа гигантских ледяных червей, нам тоже не предлагают. Ряд эпизодов прописаны довольно динамично, но общей картины не меняют — напряжения и острого сопереживания персонажам автору вызвать у меня не удалось. За пронизывающей до костей атмосферой жуткого холода тоже не сюда, как видите, претензий к повести хватает, можно разве что сделать скидку на дебют.