Журнал «Если 2015'1»
Первый номер возрождённого журнала «Если» посвящён исследованию космоса. Все рассказы так или иначе связаны с этой темой. Большинство нехудожественных материалов номера — это информационные заметки и дайджесты новостей о развитии космической отрасли, бизнесе в космосе и его перспективах.
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— журнал «Если», 1991 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Kons, 25 мая 2015 г.
Возрожденный журнал «Если» событие которого ждали. И конечно при оценке первого номера возрожденного журнала не избежать сравнения с тем, прежним «Если». И вот тут встает проблема с которым «Если» его сравнивать.
Если верить нынешней редакции, то журнал в большей степени ориентирован на начальные задумки — сочленение футурологии и фантастики. Да есть футурология, да есть фантастика, вот только есть проблема. В начальных выпусках между рассказом и статьей существовала некая взаимосвязь, которая позволяла рассматривать их как отдельное целое. В нынешнем случае это две отдельные части никак не сопряженные. Написанным футурологическим статьям зачастую не хватает оригинальности и объема. В начале заявляется некая интересная тема немного о ней и потом бац! мысли закончились и дополнительно сказать нечего и статья обрывается. А еще иногда квасной патриотизм проскочит — мол и нас есть. И что? Где развитие темы? Да мы ещё сильны в ряде областей — ну так расскажите об этом, но нет чаще всего молчание.
Существуют и проблемы с наполнением журнала. Пауза, которая возникла в издании журнала, позволила главному конкуренту «Миру фантастики», вольготно расположиться в области рецензирования книг, фильмов и прочего фантастического контента и, к сожалению, привело к тому, что нынешний раздел в «Если» смотрится убого и рецензии весьма слабые, кроме более-менее развернутой рецензии Руха. Второй проблемой, которая может возникнуть впоследствии — это узкие рамки в которые пытаются загнать себя рецензенты — только НФ, а книг выходящих в данном жанре в России не так чтобы и много, что может усугубить кризис данной рубрики.
Можно точно сказать, что нынешней редакции очень сильно не хватает именно журналиста, который мог все это причесать.
То чем славился прошлый «Если» это литературная часть, независимо от того был это футурологический или просто журнал. В нынешнем номере с этим пока тоже не очень. И в первую очередь разочаровали качество текста метры, что текст Лукьяненко, что текст Громова далеки от хороших образцов их же творчества. Чуть получше текст Дивова, но тоже без особых изысков.
Гораздо лучше воспринимаются тексты Трускиновской, дуэта Зонис-Авильченко и Молокина. И связано это, на мой вкус, с оригинальностью идей, их необычностью.
И это симптоматично. Что нового создали и интересного создали упомянутые трое корифеев. Знакового ничего. Лукьяненко добротно строчит дозоры, заставы и пр., Громов последний роман издал четыре года назад, Дивов погряз в приключениях инквизитора. Особых претензий к качеству произведений нет, опыт чувствуется. Но нет свежих идей — нового «Года лемминга» или «Выбраковки», а есть некое спокойное существование. Далия Трускиновская все больше отходит от очевидной фантастической литературы в некие пограничные жанры и это имеет значение для читателя, которому важно развитие автора. И на этом фоне работы «молодых» не могут не радовать. И вот здесь вполне своевременно напомнить о конкурсах, которые в свое время проводил журнал. Увы, пока никаких вестей об их возрождении нет. Также как нет и никаких внятных новостей о взаимоотношении журнала с иностранной фантастикой. Слухи есть, но при таком соотношении материала, которое сейчас присутствует в журнале, возникает опасение, что её будет немного — один, максимум два рассказа.
В целом первый блин получился большим комом. Ни один из бывших вариантов «Если» не получился, а своего пока не нашли. Ну да посмотрим как дальше дело будет...
atgrin, 18 июня 2015 г.
Вчера вечером пришёл новый «Если» (легендарный «толстый» журнал о фантастике, который на пару лет прекратил своё существование, а теперь издаётся вновь). Вечер у меня прошёл под знаком чтения, и вот, что я хочу сказать. Конечно, возрождение журнала (подписчиком которого я являюсь с 1993-го года — с перерывом на год — до самого закрытия) — это замечательно, но, для того, чтобы достигнуть тех качественных стандартов, что были заданы старой редакцией, новой надо стараться. Хорошая бумага и «стильный» современный дизайн — это всё шелуха, зёрна пока мелковаты...
1. Главный минус — нет зарубежных авторов (надеюсь, это только на начальном этапе).
2. «Современность» дизайна превращает журнал в балаганчик на заданную тему (тема первого номера — космос). Фишка с темой номера неплоха, концептуальные номера всегда интересно читать, если материал подобран хорошо, но, опять же, тут нужно тщательно отбирать тексты по качеству.
3. Заявляется, что рестарт издания предполагает его изменение в сторону публицистики. Таким изначально «Если» и был — со статьями учёных и специалистов, написанных на темы, поднятые в фантастических произведениях. И здесь, тем более, необходимы серьёзные материалы.
4. Это личная моя претензия — к обложке и иллюстраторам. Возрождённый журнал всё так же болен скучной и неинтересной обложкой, как и раньше, только за время несуществования издания болезнь эта прогрессировала — теперь и внутренние иллюстрации к произведениям фантастов стали ужасны. Несмотря на то, что они красочны и печать хорошего качества, с художественной точки зрения не представляют никакой ценности. Подчёркиваю — это относится только к иллюстрациям литературных произведений.
5. Зато весь журнал — полноцвет. Вернулся «Вернисаж», и это замечательно.
В общем, вот. Это первые впечатления старого подписчика. Возможно, после тщательного прочтения мнение моё изменится в лучшую сторону, но пока, конечно, больше ворчания, чем восторга.
Но на самом деле, то, что журнал вышел — это прекрасно! Именно за это и стоит такая оценка — за возрождение, аванс на будущее.
Демьян К, 20 января 2017 г.
Прочитано, надо сказать, с большим удовольствием, что, однако, вовсе не отменяет того банального факта, что формат литературного (или как раньше пафосно их звали — «общественно-политического и художественного») журнала давным-давно мёртв. Сейчас человек, заинтересовавшийся какой-нибудь темой, может в течение нескольких минут нагуглить или наяндексить такое количество материалов по этой теме — пусть неравноценных и подчас просто графоманских, — однако при этом абсолютно бесплатных (что в наше кризисное время отнюдь немаловажно!) и вполне себе информативных, что тратить время на поход в киоск «Союзпечати» (или как они там теперь называются), а точнее — на его поиск, — потом тратить деньги (которые в наше кризисное время могут быть весьма ограничены в количестве!), а потом искать место в своём утлом жилье (каковое крайне распространено в среде любителей фантастики и футурологии, ибо если любишь фантастику и футурологию, чаще всего очень мало остаётся времени на зарабатывание денег для приобретения лишних квадратных метров) для размещения большого бумажного объекта — это просто пустая трата времени, денег и пространства. Но даже если это всё приобретается в электронном виде, польза опять-таки не очевидна: подбор авторов чаще всего ничем, кроме личных пристрастий редактора конкретного издания, объяснить невозможно. При этом, повторюсь, заходи в гуглояндекс и читай что хочешь. Впрочем, в любом случае: энтузиастам бумажного книгоиздания поём мы песню — песня которых, конечно же, уже давно спета, но почему-то по-прежнему вызывает умиление в наших сердцах. Как пелось в одной старой песне: «но любовь всё живёт в моём сердце большом».