Андрей Кокоулин «Будем жить»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих» | Киберсети, нейросети, киборги, наномашины | Обмен разумов, перемещение разума
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В результате катастрофы на межпланетном челноке нейрооператор многофункционального робота понимает, что он сам и все, кто мог управлять кораблём, мертвы, а его сознание теперь находится в блоках памяти машины. На корабле остались ещё живые люди, и им нужна помощь, а времени у него всё меньше...
Сознание оператора Бессонова, убитого во время нападения инопланетян, сохранилось в памяти мультифункционального бота «Муравай» с которым он работал во время атаки. Теперь его главная задача спасти ценный груз в трюме корабля...
Входит в:
— антологию «Русская фантастика 2019», 2019 г.
— антологию «Viimase sõja viimane sõdur», 2021 г.
Номинации на премии:
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2019 // Лучшая повесть / рассказ русскоязычного автора | |
номинант |
Интерпресскон, 2021 // Малая форма (рассказ) |
- /языки:
- русский (2), эстонский (1)
- /тип:
- книги (2), цифровое (1)
- /перевод:
- В. Белиалс (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 27 июня 2021 г.
Шикарнейшая фантИдея. Симбиоз человеческого сознания с искусственным интеллектом. Вернее — конкретнее и чётче: цифровая репликация Личности и копирование оного объекта на соответствующие носители киберфизических систем.
По стилистике — достаточно оригинально и незаезжено, однако лично у меня сразу же замигали ассоциации с лемовским «Терминусом», голливудским «Исходным кодом» и миром «Видоизменённого углерода» Моргана. Повторюсь, уважаемый потенциальный читатель: именно, всего лишь, ассоциации, ни о какой вторичности речь не идёт, упаси, Господь. Как раз — наоборот: именно — своеобразный тематический фон, при этом — именно, что называется, «в струе» родственных антуражных текстовых конструкций. Похоже на свежие впечатления нового путешественника из той же самой, но всё ещё по-прежнему таинственной Вселенной.
И это ещё — не упоминая Идеи чисто литературной: «…нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя…». Идея подвига, самопожертвования, безусловности присяги и долга — это, фактически, и есть то Самое Главное, что Литература и призвана нести людям. В том числе и Литература Светлого Храма Фантастики
_xander_, 3 октября 2019 г.
«Русского солдата нужно застрелить два раза, а потом еще толкнуть, чтобы он упал.»
Фридрих II
Данный рассказ как-бы подтверждает это наблюдение прусского монарха, ведь фактически герой переживает две смерти: первую — смерть его физического тела, вторую — уничтожение противником элетронного мозга мультибота, в котором, по невероятному стечению обстоятельств, сохранилась часть его сознания. И это все не считая попыток системы управления ботом избавиться от неопознанной, по всей видимости вредоносной, информации забившей блоки памяти. Как тут не вспомнить и знаменитую «атаку мертвецов», когда только за счет воли и не знаю — чувства долга, наверное, осознания того, что «кто же, если не я», суметь сделать то, что находится не то, что на грани, а скорее даже за гранью человеческих сил... Понимаю, что звучит до жути пафосно, но вот такие образы засели в моем сознании после прочтения рассказа, ведь основной нитью тянулось не «главное выжить», а «успеть спасти других».
zdraste, 29 февраля 2020 г.
Главный Герой с собственным кодексом чести, который соблюдает и в посмертии, если можно так выразиться.
Это больше, чем фантастическая история, это о чем то невыразимом, что охватить и прочувствовать можно разве что душой.
В наше циничное время, когда Чубайс и ему подобные требуют всеобщее платное школьное образование для детей, вещают о рабочих единицах-рабах, когда Греф рассуждающий о «золотом миллиарде».... т.е. люди которые бесплатно выучились, и дорвавшись до власти косвенно — опосредованно убивают детей и их будущее, то этот рассказ о Человеке который спасает Человеческое Будущее. Разворачивающиеся действия Главного Героя вызывают сопереживание, и конечный образ на выходе вызывает восхищение. Потому как: «Будем жить» относится не к фразе, а к действию, и в то же время является многоуровневым маркером.
Спасибо за совет Denver_inc
P.S. Не ожидала от автора рассказа «Огнь» такого пронзительного и жизнеутверждающего рассказа.
Lilian, 18 февраля 2020 г.
Аннотация весьма точно описывает основной конфликт. Космос, корабль, неожиданное нападение — и как следствие человеческое сознание (или его отпечаток, эхо), оказавшееся внутри механического бота.
Проблемы идентификации, провалы в памяти и крайне непростое взаимодействие программ бота и его невольного «вируса». Эта часть рассказа наиболее понравилась, эмоционально-достоверно получилось. Впрочем, нашлось место и схватке с инопланетянами, операции по спасению выживших и нескольким смертям, закончившимся самопожертвованием.
В общем, хороший, крепкий рассказ, не без своих фишек.
Reynar9, 15 ноября 2019 г.
Рассказ в скором времени может перестать быть фантастикой. Симбиоз человек-машина не за горами. Один из способов достичь бессмертия- перенести своё сознание в электронный мозг. Насколько человек останется после этого собой — большой вопрос.
Очень красочно описана борьба человеческого сознания с программой машины.
Достойный рассказ. Будет издаваться не один раз.
ГРОМ, 20 сентября 2019 г.
Рассказ о том как человек управлял роботом когда был атакован и взорвался космический корабль. Все погибли. Да и он мертв. Но робот функционирует...
Цепляющий рассказ. Похож на начало романа Альфреда Бестера «Тигр! Тигр!».
Есть сопереживание герою и рассказ держит в напряжении.
Тиань, 1 июля 2015 г.
«Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». Эти слова героя повести Хемингуэя могут служить эпиграфом к данному рассказу.
Бессонов мертв. Но разум и воля его продолжают бороться за жизнь — уже не свою, а находящихся в криостазисе детей. Каждую секунду случайной своей послежизни он использовал по максимуму для решения единственной и главной последней задачи. Эпизоды, где личность Бессонова распадается, урезается стараниями компьютерных программ, а он все равно работает на главную цель, написаны просто потрясающе. Также, как финал.
Достоверно показать на малом объеме текста волевого, мужественного, самоотверженного человека, не впав в голливудские спецэффекты, очень сложно. Автор справился с этой задачей на все сто. На мой взгляд, рассказ достоин занять место среди лучших образцов малой прозы в жанре научной фантастики. Автору спасибо.
a0001, 10 марта 2020 г.
Он три раза умер, но выполнил свою задачу, спас детей, спящих в криокамерах. Отличный рассказ, жаль, что такой короткий.