Джордж Ланжелен «Муха»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Боб Браун изобрел передатчик материи. Материя дезинтегрируется в передающем аппарате и тут же реинтегрируется в приемном. После нескольких опытов он решил передать на расстояние самого себя. Но в передаточную камеру попала муха...
- так же:
Жорж Ланжелан. Муха // ж. «Дон» 1998г., № 9, с.161-189;
Лангелан Джордж. Муха: [Повесть] // Мозаика (Уфа). – 1991. – № 3. – С. 2-33.
Входит в:
— антологию «SF:'58: The Year's Greatest Science Fiction and Fantasy», 1958 г.
— антологию «The Second Pan Book of Horror Stories», 1960 г.
— антологию «Stories for Late at Night», 1961 г.
— сборник «Nouvelles de l'Anti-Monde», 1962 г.
— антологию «Les 20 Meilleurs Récits de science-fiction», 1964 г.
— антологию «Playboy Book of Science Fiction and Fantasy», 1966 г.
— антологию «Stories of the Supernatural», 1967 г.
— антологию «Wake Up Screaming», 1967 г.
— журнал «Неделя № 36 1967», 1967 г.
— антологию «The Ghouls: The Stories Behind The Classic Horror Films», 1971 г.
— антологию «They Came from Outer Space», 1981 г.
— антологию «Movie Monsters: Great Horror Film Stories», 1988 г.
— антологию «Dark Voices», 1990 г.
— антологию «Муха с белой головой», 1990 г.
— антологию «Обнажённое солнце», 1990 г.
— антологию «Муха», 1991 г.
— журнал «Чёрный журнал № 2 (3), 1991», 1991 г.
— антологию «Таящийся ужас 2», 1992 г.
— антологию «Reel Future: The Stories That Inspired 16 Classic Science Fiction Movies», 1994 г.
— антологию «Смертный грех и другие истории», 1996 г.
— журнал «Смена № 6, 1998», 1998 г.
— антологию «Тёмные аллеи в кино», 2011 г.
— антологию «The Mammoth Book of Body Horror», 2012 г.
Экранизации:
— «Муха» / «The Fly» 1958, США, реж. Курт Ньюманн
— «Муха» / «The Fly» 1986, США, реж. Дэвид Кроненберг
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 5 августа 2022 г.
Как часто бывает в научных экспериментах — ищешь одно, а получаешь совсем другое. Изобретатель Роберт Браун работал над проблемой телепортации материи и был очень близок к успеху, когда во время последнего испытания в кабинку пересыльного устройства случайно попала обычная муха...
Всем, кому уже за 50, хорошо помнят фильм Кроненберга «Муха», поставленный по мотивам этого рассказа малоизвестного в России французского фантаста. Как и в случае ряда других экранизаций, фильм оказался лучше своего оригинала. Во-первых, подобная история лучше смотрится, нежели читается: образ в нем — главная составляющая. Во-вторых, сценаристы расширили сюжет, добавив в него элементы хоррора, что заметно усилило влияние фильма на зрителя. В-третьих, известность фильму принесла талантливая игра исполнителя главной роли Джеффри Голдблюма, сумевшего воплотить на экране образ «сумасшедшего» ученого-исследователя, не страшащегося риска возможных неудач. Когда я смотрел этот шедевр в видеосалоне, то был уверен, что не смогу найти ситуации, страшнее чем постепенное превращение человека в некое подобие гигантской мухи. Хотя это впечатление оказалось ошибочным, но запомнилось оно на долгие годы. Когда же мне удалось достать оригинальный текст, я предвкушал массу удовольствия от его прочтения. Но был сильно разочарован результатом: рассказ был бледным подобием фильма, без той самой интриги, что сделала фильм знаменитым. Какой-то неврастеник-ученый коряво ставит эксперименты, в результате которых безвозвратно теряет человеческий облик, после чего трусливо кончает жизнь самоубийством. Разве это может восхитить настоящего фаната фантастики? Думаю, фильм не стал бы явлением в мире кино, если б он следовал такому вот сюжету. Кроненберг сумел сделать из него не простой «ужастик», а глубокую психологическую драму о нереализованной мечте. В самом финале зрителю даже становится жаль неудачливого исследователя, который, превратившись в ужасного монстра, сумел где-то глубоко внутри себя всё же остаться человеком.
-----------
РЕЗЮМЕ: традиционный триллер об ученом, который по невнимательности запорол весьма перспективный эксперимент. Мораль: в научных исследованиях не должно быть мелочей, которыми можно спокойно пренебречь. В противном случае встреча с монстром (физическим или воображаемым) станет неизбежной.
Rovdyr, 15 февраля 2017 г.
Рассказ легко читается и имеет довольно интересный сюжет, для 1957 года необычный и новаторский. Написано очень выразительно, с должным уровнем эмоций и драматизма. Его дидактическая предостерегающая подоплека была актуальна и в то время, и сейчас. Все это отнесу к достоинствам произведения.
В сюжете «Мухи» есть одна важная особенность, которую могу в какой-то мере посчитать недостатком, ибо она вызвала у меня недоумение. Почему у главного героя внешняя часть головы (но не мозг, кстати) и рука стали мушиными? — но ведь в голове и конечности мухи намного меньше атомов, чем в человеческих. И еще: строго говоря, в телепортационном аппарате, помимо человека, в любом случае присутствует множество микроорганизмов, коими насыщена наша атмосфера — почему человеческие атомы в процессе дезинтеграции/реинтеграции не смешивались с ними? Эти вопросы сбили меня с толка и несколько нарушили восприятие рассказа.
Selin1787, 16 марта 2016 г.
Сперва посмотрела фильм 58-го года по этому рассказу. Довольно затянут и местами смешной для нашего времени. Затем узнала о фильме Кроненберга «Муха» 80-х годов, и он мне понравился намного больше.
Ну я и решила, что с этим насекомым нужно расправится окончательно и прочитала оригинал.
Рассказ очень маленький, чтение занимает не более получаса, но история запоминается и очень простыми словами объясняет одну простую истину: человек не должен расслабляться, считая, что все у него под контролем — это не так (возможно, это предложение неточно описывает мою мысль — на самом деле тема очень глубокая и займет множество страниц).
Главный герой Боб стал жертвой простой невнимательности и самоуверенности, при этом обрекая свою семью на страдания (что говорит о его безответственности).
История простая и печальная. О том как человек переоценил себя и недооценил законы природы.
god54, 9 мая 2016 г.
Конечно, свою роль сыграл фильм «Муха». Это был один из первых фильмов, которые я смотрел на своем собственном катушечном видеомагнитофоне. Фильмов было два, но это были первые фильмы не в советском стиле. А потому и рассказ пришелся по душе, хотя он довольно резко отличается от фильма, взята главная идея для фильма. Красивая идея, отличный сюжет, неплохой текст, а в итоге классика фантастики.
Ny, 16 декабря 2008 г.
Сначала, конечно, увидел фильм. Тот самый — в 2 частях, с юморком, с кошмариками, со здоровской интригой. Хэпи-эндец в финале так же замечательный. Как фильм был нов и страшен в детстве!
Рассказ мне попался много позже. И, надо сказать, он не разочаровал.
Неосторожность Брауна, жуть неконтролируемых и неумолимых последствий ошибки, трезвая (даже какая-то будничная!) реальность произошедшего, эмоциональный накал текста и такая человечная концовка очень запали в душу.
Отличная идея, хорошее исполнение в сплаве с классической предупредительно-поучительной философией произведения дают высокую оценку.
zmey-uj, 16 декабря 2008 г.
Трагическая история, еще раз напоминающая о том, что не стоит проводить эксперименты над собой. Потому что одновременно это эксперимент над близкими, и закончиться он может самым печальным образом, особенно если им ничего об этом не известно.
В детективах, в том числе и фантастических, обычно много внимания уделяется сложной загадке и блестящей разгадке. Здесь подробно говорится о чувствах жены ученого, подозреваемой в убийстве. Правда так ужасна, что непонятно, что хуже — рассказать о ней или скрыть. Поэтому рассказ довольно тяжелый.
При чтении невозможно не вспомнить одноименный фильм, однако сравнивать его с книгой почему-то трудно. Слишком по-разному говорится об одном и том же.