Павел Старовойтов «Фальшивая жизнь индивида»
История геймера заигравшегося в стрелялку по проекту «Метро 2033» до полного распада личности.
Входит в:
— цикл «Вселенная «Метро 2033» > Антологии > антологию «Метро 2033: Сказки апокалипсиса», 2015 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Рэндольф, 18 мая 2015 г.
С «Фальшивой жизнью индивида» получилась очень занимательная ситуация: вся эта, с позволения сказать, сказка (которая более достойна носить звание ереси эпохи Средневековья) насквозь фальшива и однобока. Автор отнюдь не геймер, с видеоиграми знаком только шапочно и ни бельмеса не смыслит в поднимаемом вопросе. Отсюда вывод: а зачем тогда пропагандировать то, в чем не разбираешься?
Автор показывает образ геймера, который с пеной у рта восторгается «мощными пушками», и на этом месте возникает подозрение: а не видео ли с известным в Сети Сашко Фокиным послужили вдохновением? Не они ли породили столь одностороннее изображение среднестатистического игрока?
Автор рассказа, определенно, ортодокс, который считает, что видеоигры рассчитаны исключительно на детей, что они — пропаганда войны, насилия, воровства... (продолжить список всем спектром грехов людских). Притом факт, что игры — это такой же способ самовыражения, как и книги и фильмы, он напрочь забывает. Да что там — он это не принимает. Автор еще и консерватор.
Игровая индустрия — серьезный бизнес, с возрастными рейтингами, выставками и турнирами мирового уровня. При этом среди разрабатываемых игр есть как шедевры, так и провалы. Автор же чешет все под одну гребенку, оперируя общими категориями. Игры уже давно выросли из, собственно, «игр для детей до». Теперь им больше под стать другой маркер: «интерактивное произведение». Ничем их содержание не отличается от других форм искусства, просто формат другой, только и всего.
Автор же нагородил действительно сказку: такие геймеры называются, как правильно написал рецензент ниже, задротами, играют во что-то вроде Доты и вообще по всем описанным автором признакам страдают тяжелой формой мономании. А что же это наш герой в таком случае не в соответствующих местах находится, а у себя дома? Ответ: а это сказка, в ней все возможно. Даже гипертрофированный образ, основанный на поверхностном знакомстве, выразившемся в паре просмотренных роликов с Youtube.
P.S. Оценкой «1» приходится довольствоваться только потому, что нельзя поставить «0».
Dobkachleo, 14 мая 2015 г.
«Рекурсивное бытие задрота»
Мини-рецензия на «Фальшивую жизнь индивида» Павла Старовойтова
Вся наша жизнь — игра, а люди в ней — актёры. Наверное, помимо прочего, Павел Старовойтов руководствовался сим шекспировским принципом, создавая «Фальшивую жизнь индивида». Кто бы мог подумать, что новый сборник рассказов откроет произведение, повествующее о нелицеприятном существовании геймеров, их зависимости, а меж тем использующее игровое направление франшизы «Вселенная Метро 2033», чего в книжной серии ещё не случалось, если не считать затопления Третьяковской в «Тёмной мишени», чтобы предвосхитить судьбу одной из локаций «Луча надежды».
Я не могу судить, насколько точно или, наоборот, неверно выписаны будни любителя компьютерных игр, ибо сам к ним более чем равнодушен, но с литературной точки зрения выглядит достаточно убедительно. Возникает лишь небольшой диссонанс из-за возраста героев — в двадцать девять люди всё же посерьёзнее описанного в рассказе Ивана. По крайней мере, мне всегда так казалось.
Описания приключений игрока в постъядерной подземке и осознание, что это всё понарошку, приближают жанр первого рассказа «Сказок апокалипсиса» к постъядерному ЛитРПГ, хотя, насколько я понимаю, ЛитРПГ — переосмысление историй о попаданцах, так что приближение довольно условное. Но уж какое есть.
Введение в сюжет Емельяна вышло очень вовремя. Он показывает протагонисту, как стоит жить… А потом наступает финал, переворачивающий восприятие всего текста с ног на голову. Оттого послевкусие содержит некоторую кислинку депрессии и грусти, так подходящей описываемому миру.
DmitryErm, 12 мая 2015 г.
С необыкновенным удовольствием читал также рассказы Павла Старовойтова «Фальшивая жизнь индивида» и «Сказка про Зло». Обе работы выше всяких похвал, остроумные, глубокие, талантливо написанные.
Рассказы можно условно назвать трагикомическими. Редкая в наше время форма... Рассказы Павла — это как раз тот случай, когда антураж мира 2033 можно заменить на какой угодно другой, и от этого почти ничего не изменится, что, на мой взгляд, особенно ценно.
«Фальшивая жизнь» посвящена чрезвычайно актуальной в наше время проблема компьютерной зависимости. Этой бедой страдают не только дети, но и вполне взрослые люди... До самого финала не перестаёшь ломать голову, так какая же из жизней индивида — фальшивая, а какая — настоящая?.. И даже после того, как переворачиваешь последнюю страницу, остаются сомнения, как в фильме «Начало».