Стивен Кинг «Некрологи»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Начинающий журналист Майкл Андерсон зарабатывает на жизнь в интернет-издании написанием злорадных и саркастических некрологов о почивших местных знаменитостях. Его рубрика «О мертвых — дурное» пользуется большой популярностью читателей — до тех пор, пока Майкл не решает написать некролог о живом человеке…
Входит в:
— сборник «Лавка дурных снов», 2015 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия Эдгара / Edgar Awards, 2016 // Лучший рассказ |
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 2016 // Короткая повесть | |
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2016 // Лучшая повесть / рассказ нерусскоязычного автора |
- /языки:
- русский (5), английский (2), украинский (1)
- /тип:
- книги (7), аудиокниги (1)
- /перевод:
- В. Вебер (5), А. Красюк (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 14 февраля 2022 г.
Возможно ли предвидеть судьбу и, если да, то какова настоящая цена такого таланта? Каждый из нас рано или поздно задумывался о подобном, читая ранообразные произведения, в той или иной степени касающиеся данной проблемы. Первое литературное упоминание о ней было дано еще в древние времена. Некий Иезекиль, попавший в рабство к известному вавилонскому правителю Навуходоносору, стал видеть настолько странные сны, что поначалу боялся говорить о них с единоверцами. Лишь тогда, когда стало ясно, что описывают они вполне реальное будущее, он начал записывать их в свой дневник, содержимое которого греки позже включили в единый сборник, названный ими Библией. Собственно, эту книгу можно с полным основанием назвать «книгой пророков», ибо каждый из ее героев в той или иной степени проявлял в себе данную наклонность. Наиболее известен миру Моисей, который сказал фараону, чтобы тот не противился божьей воле и отпустил из Египта всех евреев. Если же пойдешь против Бога, предупреждал он, то найдешь лишь свою смерть. Так оно и вышло на самом деле: пересекая Красное море в погоне за сбежавшими рабами, фараон утонул в неожиданно нахлынувшей воде, которая ранее расступилась по настоятельной просьбе Моисея.
В рассказе Кинга всё куда проще и ужасней одновременно: один из сотрудников Интернет-журнала, пишущий язвительные некрологи на умерших знаменитостей, случайно для себя открывает, что его «творения» обладают даром предвидения — если написать некролог на еще живого человека, тот вскоре умрет по-настоящему. Как только об этом узнаёт подруга героя, начинается самое интересное. Так уж люди устроены, что свои лучшие качества они проявляют лишь тогда, когда никаких надежд на будущее у них уже не осталось. Но когда такая надежда есть... Способность некролога убивать как раз и стала той возможностью восстановить «попранную справедливость». И люди враз утратили свою доброту, превратившись в злобных фурий, мечущих молнии по избранным целям. Вопрос был не столько в том, убивать или помиловать очередного негодяя, а в том КАКОГО из негодяев покарать. То есть, сведущие в тайне взяли на себя функцию Бога (или, наоборот, Дьявола). И вскоре почувствовали на себе, насколько она притягательна...
Уже за один такой сюжет рассказ достоин заветной «семерки», но автор не остановился на достигнутом и пошел дальше. Ситуация вышла из под контроля не потому, что указанный дар стал для героя своеобразным призванием, единственным талантом, а потому, что проклятие стало настигать и безвинных людей, чье имя и фамилия совпадали с указанным в некрологе. И в этом месте рассказ обрел второе дыхание и свою мораль: не возжелай зла другому, ибо оно рикошетом может коснуться и тебя самого. Все тенденции сводились к тому, что смерть начала настигать и тех, чьи имена были лишь созвучны указанным в некрологе. Кто знает, во что бы всё это выродилось со временем. Возможно, умирать стали бы не только американцы, но и люди других национальностей с созвучными именами. И число жертв умножилось бы в соответствующей пропорции. Чем не мировой апокалипсис?
К счастью, у людей хватило разума и воли, чтобы остановиться. Но где гарантии, что на других «избранных» это сработает вновь? Не дай Бог. чтобы такие способности попали к ОЧЕНЬ обиженным людям. Вот тогда никаких шансов у мира уже не будет (вопреки известной песне квартета Beatles).
------------
РЕЗЮМЕ: притча, поднимающая вопрос о том, являются ли сверхспособности даром Небес или проклятием Ада. Попытайтесь ответить на него, поставив себя на место героя рассказа.
Goodkat, 29 мая 2016 г.
Не могу не провести параллель с «Тетрадью Смерти» — отличным японским аниме-сериалом со схожей проблематикой (только в данном случае будет iPad смерти). Можно ли добиться блага для одних людей путем убийства других? Как это повлияет на общество? Должен признать, что Кинг существенно проигрывает японской манге, в которой более широко раскрыта идея и закручен сюжет, но его рассказ, безусловно, имеет свои преимущества.
В рассказе мастерски описаны переживания персонажей, и слова подобраны такие, чтобы «торкнуло». Композиция и стиль произведения выверены от «а» до «я», начиная с душевного предисловия о журналистских уловках и заканчивая эффектной философской ноткой в эпилоге.
Претенциозным является средство выражения идеи — читать и смешно и горько — автор выдает через персонажа едкие задорные некрологи на очередном аморальном интернет-ресурсе, да вот только причины-то для этого совсем не веселые. Но таковы реалии современного общества, и Кинг, писатель старой закалки, умещает в своих героях одновременно грязь и протест против нее.
Хотел бы я, как и главный герой Майкл, обладать могуществом, способным убивать людей некрологом? Определенно нет, как и не хотел бы, чтобы у кого-то была такая власть. Это противоестественно, ибо власть развращает, и чем она невероятней, тем опасней. Об этом говорил еще Человек-паук словами дядюшки Бэна: «С великой силой приходит великая ответственность».
Тут Кинг Америку не открыл, но лишний раз напомнил о том, чего забывать не стоит, чем, по моему мнению, и должны периодически заниматься люди, обладающие даром Слова.
majj-s, 9 февраля 2022 г.
«Некрологи». В каждого положен свой особый талант, надо только отыскать его и планомерно развивать. А если это талант, который служит не созиданию и сохранению, но разрушению? Все равно развивай. На свете много такого, что не имеет права на жизнь.
Orion-Seregil, 12 ноября 2019 г.
Да, как не банально, но приходит на ум знаменитая «Тетрадь смерти». Как и во всем на свете в литературе нельзя достичь бесспорной оригинальности. Но произведение «сочненькое».
Наверняка жутко осознавать, что ты простым злобным письмом убил человека. Но в то же время, это создает абсолютно бесконечное ощущение власти — ты будто вершитель судеб, глас самой смерти, только от твоего желания зависит жизнь того или иного человека. И да, власть — это всегда наркотик, она развращает. И тут как и с любым наркотиком главное вовремя остановиться, пережить ломку и переключиться на что-то иное в жизни, пусть и не дарящее столь поглощающую эйфорию. Стоит между тем помнить, что любой поступок влечет за собой последствия и расплату. В «Некрологах» расплата явно не стоит той пользы (в том числе и надуманной под действием гуманизма), которую влечет совершаемый во имя справедливости поступок. В целом произведение весьма пришлось в тему!
Wolf94, 24 января 2018 г.
Все же рассказы у Кинга — не совсем мое. Складывается ощущение недосказанности. В романе можно развернуться как следует, а рассказ — это все равно, что легкий набросок к чему-то большему. Да и соглашусь с другими, «Некрологи» — Кинговский вариант «Тетради смерти»
HeavyNeutralP, 19 марта 2017 г.
2015 год... и Стивен Кинг наконец-то добрался до «Тетради Смерти«! -_- Наверное, в связи с её грядущей американской экранизацией. Рассчитывал ли автор на незнание широкой публикой такой классической манги и аниме? Как ни печально, не исключено. Но допустим, Кинг не претендовал на оригинальную идею. Тогда в рассказе должны быть другие преимущества перед той же «Тетрадкой»... но я их, если честно, не увидела.
В «Death Note» есть яркие персонажи — здесь нет.
В «Death Note» ведётся расследование преступлений, совершённых мистическим путём — здесь нет.
В «Death Note» показаны (в большей или меньшей степени) сами пострадавшие — здесь нет.
В «Death Note» объяснено, каким образом и почему главный герой получил сверхспособность — здесь нет.
В «Death Note» ясно выражена идея: людей нельзя беззаконно убивать, даже если они преступники. Здесь герой отказывается от использования своего мрачного дара лишь потому, что из-за него непременно погибнут невинные. Это очень упрощает моральную проблему! В правилах Тетради сразу записаны причины, по которым трагедии, волнующей персонажа Кинга, быть не может. Но от этого Тетрадь не становится идеальной панацеей в глазах положительных героев.
Кстати, кинговский персонаж почти готов даже
Короче, я увидела здесь «в плюсах» (с моей точки зрения, весьма сомнительных) только чёрный юмор и современную журналистскую повседневность. Но фанаты Кинга, конечно, со мной не согласятся.
P.S. А всё-таки, ознакомьтесь с «Тетрадкой«! Даже если презираете аниме и мангу, хотя бы для этой вещи сделайте исключение. Она того стоит.
korsrok, 29 декабря 2015 г.
«Некрологи» — восемнадцатый рассказ нового сборника, снова о старости, смерти, печали... Когда читал сборник боялся за Кинга, все таки тоже 68 лет, в 1999-м восстал из мертвых, но произошло нечто, что в мире Хеви-Метала можно назвать потерей Стивен Кинга – умер Ян Фрейзер Лемми Килмистер, музыкант, которого любят и уважают не только Рокеры, а музыканты и меломаны во всем мире. Кроме того, что со своей основной группой «Мотöрхед» сочинил 23 полноформатных студийных альбома, он сотрудничал со всеми, кто его приглашал. Наследие этого Человека, Мужика, сложно оценить. После полночи прочитал рассказ, а утром узнал о смерти Лемми. Пусть этот отзыв на рассказ Кинга будет посвящен Лемми (1945-2015) — Borne to lose, live to win!
Простая история.
Кинг посвятил рассказ соавтору и другу Стюарту О’Нену, а сочинен с мыслями о фильме 1958 года – «Я хороню живых».
Рекррул, 8 апреля 2019 г.
Многие сравнивают рассказ с Тетрадью Смерти, но есть ещё более ранняя версия этой идеи — Дж.Баллард « Ноль» , случайно наткнулся в аудио проекте « Глубина», и хотя люблю Кинга, « Ноль» понравился гораздо больше!
Expert, 21 декабря 2015 г.
Мне рассказ понравился. Конечно, подобный сюжет уже был, и не у кого-нибудь, а у самого Стивена Кинга, но все-таки то была совсем другая история, а даже похожие истории бывают разными. Конечно, предсказуемое развитие и предсказуемый финал, но все-таки есть в рассказе изюминка, заслуживающая по моей личной шкале наивысшей оценки. Живые персонажи, логичные мотивы, правдоподобные действия — что еще нужно для хорошего рассказа?
Тимолеонт, 21 января 2017 г.
Старая добрая мистика вполне в духе раннего творчества автора. Необычная и необъяснимая сила ГГ — крепкая сердцевина истории. Оправа — взаимоотношения с красавицей-коллегой, подробности работы на третьесортный желтушный сайт, для сотрудников которого нет ничего святого, а так же попытки двух основных персонажей совладать и решить что вообще делать с этой жуткой силой. Исход всей этой истории — очень небанален, во всяком случае, для автора. Лично я ожидал совсем иного финала. Вообще психологическая ломка героя описана прекрасно, за него действительно переживаешь и волнуешься всей душой, до конца не зная, сумеет ли он удержаться от искушения.
И опять же — Кинг здесь в очередной раз показал, что у него великолепно выходят романтические линии! Хоть и остаётся неясным, действительно ли коллега проявляла искренность к ГГ, или это было тонким расчётом на будущее, чтобы использовать в своих интересах. Оба варианта здесь возможны.
P.S. Очень повеселила наивная уверенность ГГ, что правительство использовала бы его способности для устранения только глав террористов.