Дэн Симмонс «На К2 с Канакаридесом»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Центральная Азия ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
«На К2 с Канакаридесом» — довольно оригинальная вещь. Представьте себе — трое альпинистов профессионалов совершают восхождение на самую опасную вершину мира — К2. Четвёртым с ними совершает восхождение инопланетянин, напоминающий богомола. Слушащие, так они сами себя называют, прилетели на Землю для того, чтобы научить землян слушать голос своей родной планеты.
Входит в:
— антологию «Redshift: Extreme Visions of Speculative Fiction», 2001 г.
— антологию «Science Fiction: The Best of 2001», 2002 г.
— антологию «The Year's Best Science Fiction: Nineteenth Annual Collection», 2002 г.
— сборник «Вдоволь миров, вдоволь времени», 2002 г.
— журнал «Если 2004'5», 2004 г.
— антологию «Созвездие Льва-3», 2017 г.
— антологию «Ледяной ад», 2023 г.
Номинации на премии:
номинант |
Сигма-Ф, 2005 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение) |
- /языки:
- русский (5), английский (4)
- /тип:
- книги (6), периодика (1), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Д. Кальницкая (1), Т.А. Перцева (3)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lichhart, 10 декабря 2023 г.
Нелепый рассказ.
Читателю нужны быть готовым к тому, что больше половины текста посвящена альпинизму. «Альпенштоки», «траверсы»... дело даже не в терминах, а в самом действии. Большую часть времени и текстового пространства герои куда-то поднимаются, ползут, падают, двигаются по «траверсам», главы обозначены «футами», которые должны передавать движение к цели, а ледоруб – это вообще полноценный участник сюжета, герои достают его через абзац, чтобы «зацепить», «воткнуть». И самое смешное всё это не создает атмосферы – язык рассказа не тягучий, как можно было бы ожидать: в нем нет холода, боли, стихийного отчаяния. Просто лавина скучных, утомительных деталей – как в отчете, которые пытаешься как-то выстроить, чтобы визуализировать картинку.
А за этим еще и невнятный сюжет. Про пришельцев, которые на самом деле «бро». Про какую-то «песнь». Про группу друзей, покоряющих горы. Никакие детали не раскрываются. Что это за пришельцы и зачем они Симмонс рассказывает очень неохотно. Что-то на уровне притчи, неинтересно. Друзья-альпинисты – лишены характеров. У нас есть нарратор и чувак, который постоянно «матерится». Всё. Дальше – опять бесконечно-утомительные «траверсы», «ледорубы», «мы прошли еще двести футов». В финале – услышьте «песнь». И пара цитат с претензией. Финал, я почти уверен, из тех, где «автор сам не знает, что хотел сказать». Чтобы «задумались». Я устал читать, как будто вместе с персонажами поднимаешься на гору.
yarigo, 10 июля 2020 г.
Рассказ замечательный хотя бы тем, что инопланетянин наконец-то не монстр, откладывающий в наших сапиенсов личинки, а настоящий дружбан, жертвующий собой. Да и такая лирика в современной фантастике чрезвычайная редкость.
Получил настоящее удовольствие.
Carex, 22 мая 2018 г.
Повесть меня разочаровала, я ожидал большего.
Прежде всего я не смог обнаружить причинно-следственную связь между событиями при восхождении и тем, что Земля услышала песню. Богомолы прилетели научить землян слушать песню. Они это сделали. Как они это сделали? Зачем? Тема песни не раскрыта в повести. Тема богомолов — тоже. Хорошо раскрыта тема альпинизма, но этим уже не удивишь. Короче говоря, чудо прошло мимо. Я вот чую, что оно было или должно быть. Или не договорил что-то автор или я умом не дотягиваю.
Elijah, 23 октября 2021 г.
Поразительное произведение. Хочется много написать, да слов нет.
KorobeSta, 22 мая 2018 г.
@ sanchezzzz
Вот и мне тоже идея песни не совсем понятна. Почему она именно тогда появилась?
А вот здесь «Да еще если бы понять до конца глубокомыслие (если оно есть) диалога: «”Почему вы идете на вершину?” – “Потому что она есть”»…» я понимаю.
Это ответ Джорджа Мэллори на вопрос: «Почему вы идете на Эверест?» — «Потому что он есть». Мэллори, возможно, стал первым покорителем Эвереста, но доказать это невозможно, так как он погиб при восхождении (на подъеме или на спуске).
Т.е., мне кажется, тут есть намек на возможный исход восхождения на Олимп.
strannik102, 23 апреля 2016 г.
Если парень в горах — не ах,
Если сразу раскис и — вниз,
Шаг ступил на ледник и — сник,
Оступился — и в крик.
(В. Высоцкий «Песня о друге»)
Давно известно, что лучше всего людей сплачивает совместно проведённое время, но ещё лучше какая-то совместная деятельность — приём пищи, ночлег, игра, работа в одной команде, путешествие и приключение. И даже если в такой команде окажется тот, кто и человеком-то вовсе не является, всё равно — даже такое существо становится полноправным членом команды. С соответствующим отношением к себе. Даже если это существо не только не человек, но и не землянин...
А уж если то ты его тащишь на верёвке вверх, то он тебя страхует, идя с тобой в одной связке по смертельно опасным склонам и гребням К2 ( Чогори, Дапсанг, Годвин-Остен), то тут и к бабке не ходи, но либо вы станете верными друзьями и надёжными партнёрами, либо навсегда рассоритесь и разойдётесь по разным городам, материкам и планетам.
А впереди ждёт он — сверкающий Олимп, мечта всех альпинистов Солнечной системы, 21 км вверх по вертикали (а по некоторым другим данным 27 км!)... и 55 с половиной млн км от Земли, считая по кратчайшей...
melis, 10 октября 2015 г.
Рассказ изумительный. Сам сюжет необычен, но не более того. Главное в поразительном таланте автора, который несколькими словами, полунамёками, тонкими нюансами умеет передать трогательность отношений между людьми (и даже, нелюдьми). Эту настоящую мужскую дружбу трёх совершенно разных людей, их полное доверие друг к другу, искреннюю любовь к горам Симмонс описывает всего несколькими фразами, почти вскользь, но выглядит всё это гораздо достовернее сотен страниц подробных описаний.
Совершенно чужой им инопланетянин, описанный столь же скупо и небрежно, оказывается во многом очень близок людям, показывает себя настоящим “мужиком” и принимается ими с уважением и симпатией.
И, наконец, замечательный финал в духе Роберта Шекли блистательно завершает этот прекрасный рассказ.
WiPiton, 15 января 2016 г.
Настоящая поэма в прозе, наслаждался каждой строчкой. Честно, даже не знаю, что ещё написать, всё равно так, как у Симмонса, не получится..
Каждый уважающий себя любитель фантастики прочитать просто обязан!
sanchezzzz, 15 октября 2012 г.
Весьма качественная вещица, но… Но, отмечаю себе с некоторым сожалением, не для сердца она, но для ума. Мне показалось, что и сам Симмонс вложил в повесть именно ум – всё рационально, точно расписано, подробно, но не излишне, сцены, слова, эмоции – скупы, но отточены и выверены. Но до души не достало.
Трудное дело – восхождение на вершину. Очень трудное – восхождение на восьмитысячник. Неимоверно трудно – достижение пика горы Чогори (К-2) – второй вершины мира после Эвереста. Симмонс эти трудности показал успешно. Но трудности ожидались изначально в принципе, поэтому четверка альпинистов – 3 человека и «богомол» — не стали для меня выдающимися героями; не стали теми, кем можно восхищаться искренне и бесконечно. Конечно, известно с первых строк, что они дойдут, поднимутся (может, не все, но кто-то из них), но подвиг ли это? Сколько покорителей Чогори взошли на топ до них за почти сто лет покорения (примерное время действия событий — 2050-60 гг.), сколько было таких же смельчаков: без кислородных масок, без стационарных лагерей, без посторонней страховки и помощи? Думаю, немало. Поэтому, я посчитал, что должно будет произойти нечто такое, что выделило бы нашу четвёрку из общего числа альпинистов. Не думаю, что это случилось, и в этом одно из моих неоправданных ожиданий от повести. Может быть предполагалось, что результат – «Земля услышала Песню» — это именно то самое «нечто такое»: красивое, достойное, памятное, вечное. Может быть… Но так как, признаться честно, до меня не совсем дошла задумка Симмонса о Песне, то и этот результат для меня-читателя не конечен. Вот если бы понять, что хотел сказать этим автор, то наверняка повесть расцвела бы новыми красками. Да еще если бы понять до конца глубокомыслие (если оно есть) диалога: «”Почему вы идете на вершину?” – “Потому что она есть”»…
Конечно, как вдумчивый читатель я попытался искать ответы, думать, предполагать, домысливать, развивать идеи и недосказанности Симмонса, и что-то получилось, но даже я не думаю, что это верные мысли, потому что они идут параллельно логике и здравому смыслу. Несомненно, повесть атмосферна, чувствуется, что Симмонс – Мастер слова. Видно, что литературу по освоению восьмитысячников он проштудировал. И география объекта и прилегающих областей верна, и фамилии прежних восходителей точны, и разные мелочи упоминаются в виде гор мусора (достоверный факт). И всё равно чего-то не хватает, психологичности что ли, нерва, более живых характеров. Также мне кажется, что тема «богомола» не до конца раскрыта.
При всей критичности, я не скажу, что повесть не понравилась. Понравилась, но ощущение недодачи остаётся. Возможно от того, что я ждал и не получил того, чего ждал, чего-то сногсшибательного, потрясной идеи, движения. Пока что «На К-2…» для меня всего лишь добротная вещь, но не покорённая вершина. Попытаюсь перечитать позже с надеждой на открытие новых мотивов и идей.
seregaS, 18 июля 2011 г.
Очень атмосферный рассказ. Не знаю правильно ли Симмонс описал восхождение на высочайшие горы (не альпинист), но когда читаешь прямо чувствуешь себя среди героев рассказа, аж дух захватывает. Фантастическая составляющая тоже к месту и добавляет дополнительную изюминку ко всему рассказу.
Deadly, 20 января 2010 г.
Отличный рассказ, просто бесподобный. Идейно схож с романом «Песнь Кали» того же Симмонса, при этом по атмосфере являющийся полнейшим антиподом последней.
Атмосфера и описания — супер, Симмонс вообще в этих вещах большой дока. Горы прописаны так шикарно, что картинку так и видишь перед глазами.
И ещё одно — после этого рассказа начинаешь немного понимать всех этих экстремальщиков, даже если раньше не понимал. Лично я от этого бесконечно далёк, но Симмонс описывает этих людей так заразительно, что поневоле проникаешься их духом и чаяниями.
"— Почему… — начинает она. — Почему вы хотите подняться на нее?
— Потому что она есть».
Ruddy, 17 сентября 2008 г.
Лиричное и поразительно доброе произведение о милосердии, великодушии, сострадании и дружеской поддержке.
Как трудно передать автору читателям то, что не только внутри тебя, но и внутри всех нас. Лишь бы «услышать», лишь бы понять, принять и разобраться в той Песне Души, Песне, которой преисполнено всё на свете. Очень красивая повесть, автору аплодисменты.
Hexen, 29 октября 2006 г.
Очень хорошее произведение. После его прочтения было море эмоций. Хотелось в запой учитываться Симмонсом все дальше и дальше. Жаль. Но у него не все так приятно читается. Нет. Произведения у него все как одно хороши, но вот читать многое сложно.
ceh, 30 ноября 2006 г.
Некоторые вещи действительно невозможно передать словами. Это надо только чувствовать. Уметь слушать. Или вернее сказать — уметь услышать. Именно об этом эта прекрасная повесть. Просто кто-то слышит, а кто-то нет. Не слышит и не понимает. И объяснять бесполезно.
Читайте, и может вы услышите. Может тоже почувствуете музыку Вселенной.