Ли Гардинг «Поиски»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Роботы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Всю планету, вширь и вглубь, покрыл собой огромный мегаполис. Всюду лишь сталь, асфальт и бетон, а ему так хотелось увидеть хоть что-нибудь живое, настоящее, что не было бы сделано человеком.
Входит в:
— антологию «Туннель под миром», 1965 г.
— антологию «Безработный робот», 1989 г.
— антологию «Ламбда I», 1991 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Chosen, 8 ноября 2019 г.
«Я не один, пока я с вами, деревья, птицы, облака» из замечательной песни «Осенняя мелодия».
Иногда наступают такие времена, когда хочется как можно быстрее вырваться из этой строгой супер-симметрии монотонных зданий и железобетонных массивов, уехать от постоянного фонового шума и запаха города, просто услышать голос ветра, шелест листвы, птичье пение, пройтись босиком по траве и вздохнуть чистый лесной воздух. И сразу на душе всё становится спокойнее, добрее и лучше.
Такая же ситуация и у героя этого рассказа Джонстона, который живёт в громадных городах, застроенных на абсолютно всей поверхности планеты, где воздух, одежда и пища создана техникой, где роботы настолько похожи на людей что порой не возможно отличить кто есть кто, где живут массы людей не знающих улыбки. Джонстон никак не может вырваться из всего этого, и он отправляется в путь, на поиски чего-нибудь «настоящего», того что не было сделано руками человека.
Замечательный рассказ, он напомнил мне рассказы К.Саймака, от него так и веет немного грустью и добротой, да и этот неожиданный конец после которого остаётся грустный осадок. В общем оценка 9.
Читал в книге сборнике «Безработный Робот» 1989г. в которой на редкость почти все рассказы оказались интересные.
Seidhe, 28 ноября 2017 г.
Когда в середине 90-х годов прошлого уже столетия я только познакомился с фантастикой как жанром, доступных книг под рукой было не сказать, что изобилие. Отец, собравший внушительную библиотеку, не особо жаловал фантастику, поэтому дома были только все выпущенные в 80-е тома «Библиотеки фантастики» с чёрными корешками, да классики вроде Г.Уэллса или Ж.Верна. К счастью, обе моих тётки работали в библиотеках, поэтому с тематическими антологиями англо-американской фантастики познакомиться можно было без каких-либо проблем. Антологии эти я буквально проглатывал, вследствие чего имена многих авторов (исключая, разумеется, таких классиков как Р.Шекли, Г.Гаррисон, К.Саймак, Ф.Браун или Э.Ф.Рассел) и названия произведений за прошедшие годы забылись, стёрлись из памяти. Имена и названия, но не сами сюжеты, которые оставались в голове на годы и десятилетия...
Если бы не недавний запрос в теме «Помогите вспомнить автора», я вряд ли вспомнил бы, что запавший в душу сюжет о поисках мятущимся разумом чего-то настоящего, созданного природой, а не руками человека — это самостоятельный рассказ Ли Гардинга «Поиск». Отчего-то был уверен, что это лишь фрагмент более крупной вещи. Но как бы там ни было, рассказ я нынешней ночью перечитал. А сегодня познакомился с отзывами уважаемых лаборантов...
Сказать, что я удивлён — не сказать ничего. И дело даже не в том, что кому-то из лаборантов рассказ показался жутко вторичным и предсказуемым, а кому-то — устаревшим в техническом плане. Рассказ, если что — 1963 года написания, больше 60 лет назад создан, ещё бы ему не быть технически устаревшим! Дело в том, что большинство высказавшихся, видимо, невнимательно читали последние абзацы этого замечательного произведения, решив, что и так поняли замысел автора. Потому как именно в этих абзацах как раз и объясняются все нелогичности и несостыковки, поначалу действительно бросающиеся в глаза:
«И все-таки он еще жил. В глубине его черепа еще вибрировало сознание. Оно не нуждалось во внешней оболочке, которая существовала только для того, чтобы вводить в заблуждение его самого и его собратьев людей. Это был самый усовершенствованный образчик эволюции — результат развития кибернетики. Это был разум, существующий независимо от своего синтетического тела».
Поправьте меня, если я не прав, но разве это не доказывает, что всё описанное — не просто гигантский мегаполис, покрывший всю поверхность планеты, а некая искусственная, виртуальная, если угодно, реальность, в которой существует РАЗУМ главного героя, помещённый в подобие синтетического тела? И тогда понятными становятся все бессмысленные метания героя — это своеобразный системный сбой, ошибка, которая привела к тому, что это самое сознание начало настолько необычно глючить, начав поиски настоящего в искусственно созданной среде, где его не может быть по определению.
По крайней мере, перечитав рассказ сейчас, лично я понял его именно так. И это, напомню — 1963 год, задолго да киберпанков и Филипа нашего Дика. Отличный рассказ! Рекомендую любителям американской фантастики 50-60-х годов прошлого века.
Ну, если ещё, вдруг, не попадался.
Edward Woeful, 24 февраля 2019 г.
По-настоящему талантливые фантасты уже в 60-х годах прошлого века предвидели, как будет развиваться цивилизация и, думаю, многих предостерегли. Человек в каменных джунглях, чувство безысходности и даже...
Equus, 29 февраля 2016 г.
Это самый страшный рассказ из всех, которые я когда либо читала. Перечитала его только что спустя несколько лет, и ощущения не изменились. Даже захотелось самой найти что-нибудь НАСТОЯЩЕЕ, найти место, где я увижу обсуждение этого рассказа, увижу мнение других людей. А то даже идти спать сейчас после него как-то тоскливо и страшно. Очень жаль, что многим людям рассказ показался посредственным, предсказуемым. Возможно он и вправду немного предсказуем, но держит в своей атмосфере до конца. Как по мне, так бежать хочется. Я с удовольствием после этого рассказа смотрела на своих зверюшек, на растения на подоконнике, на деревья за окном. Слава Богу, что у нас сейчас такого нет, как в рассказе, и страшно становится, что это всё ненастоящее. Очень хочется побольше настоящего во всём. В отношениях людей — в особенности.
sanchezzzz, 29 марта 2015 г.
Даже если бы до этого не была прочтена куча подобных рассказов и этот был бы первым в данной нише, и то это не добавило бы ему шарма и не избавило бы от чудовищной предсказуемости. А может, потому эти недостатки и проявились так очевидно, что опыт прочитанного подсказывал мне дальнейшее развитие событий. В любом случае, вы тоже, читая, будете прекрасно сознавать, что случится на следующей странице.
Человек, вдруг обнаруживший, что он и не человек вовсе (здесь нет с моей стороны спойлера – это станет ясно довольно скоро, да и тематическая антология с названием «Безработный робот» как бы толсто-толсто намекает), это уже так заезжено в фантастической литературе. Я был уверен, что и с растительностью Большого парка произойдёт нечто подобное тому, что с ней и произошло в рассказе. Зато я вовсе не уверен, что человечество дойдёт до такой глобальной урбанизации. Во-первых, здравый смысл не позволит, во-вторых, сама Природа в требуемый момент восстанет и восстановит положение вещей в нужной пропорции. Но самое удивительное и нелогичное в этих поисках «настоящего», это абсолютно слепые похождения вниз, вверх, туда, сюда… А нужно было всего лишь отыскать карту, которая уж наверняка имелась…
artem-sailer, 31 июля 2015 г.
Рассказ неизбежно устарел в техническом плане. Идея неплоха, даже интересна, но исполнение так себе. Пафосные речи, неубедительные герои, непродуманная логика в поступках. Мне стоило немалого труда дочитать до конца.
Город-планета, на которой почти все обитатели — роботы, это, конечно, интересно, но непонятно, для чего он нужен? Чем они там занимаются, и почему людей до сих пор не взяли под охрану, не сделали что-то вроде заповедника? Главный герой прожил, по всей видимости, не такую уж короткую жизнь и только сейчас понял, что он — не человек. Как же он взрослел и рос?
В общем, как всегда — идея в зачатке своём неплоха, при должном усердии можно было бы развить её более глубоко, во что-то действительно оригинальное, но этого, к сожалению, не произошло.
god54, 7 апреля 2010 г.
Мне всегда нравились рассказы, в которых прогресс уничтожил всю живую природу, а земля стала одним супергородом. Начало этого рассказа было очень многообещающим, но концовка настолько жестокая, что мне показалось такое решение автора несколько излишним. Слишком мало человеческих чувств, а много техницизма. Но прочитать следует.
Yazewa, 23 июля 2010 г.
Рассказ, воспринимаемый как некий символ, притча, ситуация, доведенная до абсурда. Ну, и предостережение, конечно.
kkk72, 28 января 2008 г.
Довольно средний рассказ. Главная идея довольно неплоха, но исполнена она не лучшим образом. Основной плюс рассказа — хорошо изображен супермегаполис и оазис природы в нем. Поведение героя выглядит весьма странным, а его причины — необъяснимыми. Описание того, как он мечется по городу вместо того, чтобы воспользоваться какой-нибудь информационной сетью сейчас кажется довольно смешным. Концовка вполне ожидаема, хотя и весьма печальна.