Николай Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Приключенческое | Юмористическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Детская литература
В Цветочном городе на улице Колокольчиков в домике живут шестнадцать коротышек. Знайка и Пилюлькин, Винтик и Шпунтик, Сиропчик, и, конечно же, Незнайка. И несмотря на то, что ростом они совсем маленькие, приключения у них вполне себе большие и настоящие...
Впервые опубликована в киевском двуязычном журнале «Барвинок» (в 1953 и 1954 гг.) сразу на двух языках: на русском и украинском в переводе Ф. Макивчука под названием «Приключения Незнайки и его товарищей» и под заголовком «Сказка-повесть».
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Приключения Незнайки»
— сборник «Весёлые рассказы и повести», 1959 г.
— сборник «Избранное», 1961 г.
— антологию «Жар мечты», 1970 г.
— антологию «Вечер любимой сказки», 1992 г.
— антологию «Сказки века для самых маленьких», 1994 г.
— антологию «Сказки русских писателей XX века», 1996 г.
— антологию «Хрестоматия по русской литературе», 1999 г.
— антологию «Приключения Незнайки и его друзей. Остров Незнайки», 2005 г.
Экранизации:
— «Приключения Незнайки и его друзей» / «Приключения Незнайки и его друзей» 1971, СССР, реж. Юрий Трофимов, Карло Сулакаури, Кирилл Малянтович, В. Голиков, Юрий Клепацкий, Леонид Аристов, Александр Боголюбов, Роман Качанов
- /языки:
- русский (161), английский (1), украинский (1), казахский (1), вьетнамский (3)
- /тип:
- книги (157), периодика (3), аудиокниги (7)
- /перевод:
- М. Ветлин (1), Ву Нгок Бинь (3)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
1001, 30 января 2025 г.
С Незнайкой я познакомился задолго до этой книжки.
Мне еще не было и трех лет, и в связи с грядущим рождением брата меня отправили жить к бабушке километров за 1500 от моего основного дома. Именно благодаря необычности ситуации (долгая поездка на поезде, смена обстановки, новые знакомства) и получается абсолютно точно датировать воспоминания :)
Я вижу женщину с характерной сумкой (почтальонша) и бегу к ней — я знаю, что именно она приносит чрезвычайно интересную вещь — журнал «Веселые картинки» (естественно, ни слова «почтальон», ни слова «журнал», ни его названия я тогда не знал — но уже очень хорошо чувствовал :)
А «Веселые картинки» — это и Веселые человечки. Авторитетный Карандаш, инопланетный Самоделкин, очень странный Гурвинек и, конечно же — Незнайка- самый понятный и человечный персонаж (про Буратино, Чиполино и Петрушку я был еще не в курсе, а женские персонажи тогда меня вообще интересовали слабо :)
Тем более что портреты Незнайки можно было встретить в самых разных местах, например, в магазинах с игрушками.
И его знали все (про Карандаша и Самоделкина я прочитал чуть позже, чем про Чиполино и Дюймовочку, про Петрушку узнал вообще из других книг, а Гурвинек так и остался Фантомасом :) Буратино — это был особый случай, мне про него читали еще вслух взрослые, это было интересно, но его «внутренний образ» у меня никак не совпадал с внешним (фильм, мультфильмы) — до момента выхода блестящей экранизации Леонида Нечаева, конечно).
А вот с Незнайкой никогда никаких проблем не было. Хотя образ -то был отрицательным (Не-знайка же :) Но очень близким по духу, несмотря на странную шляпу :)
И опять же — первое знакомство с его приключениями было «устным» — эту книгу нам читала воспитательница в детском саду в ожидании, когда за нами таки придут родители.
На тот момент и вопросов не было, так все было захватывающе. Но по техническим причинам книгу нам до конца дочитать не успели, что создало мощную интригу :)
Только уже записавшись в детскую библиотеку — я получил возможность дочитать ее до конца (что косвенно говорит о том, что книги Носова были в большом дефиците в то время).
Но возраст у меня был уже другой, критическое мышление успело сформироваться и стало понятно, что это не сказка.
Так как мир в книге был явной моделью реальности, одной из ее версий (чуть позже я узнал что все это называется «научная фантастика» :)
Конечно, главным вопросом было «откуда берутся коротышки?» Наличие двух полов как бы намекало на ответ (без знания подробностей, на уровне вопроса «Ну ладно — мама меня родила. А ты, папа, тут вообще причем?» :) — но отсутствие в книге соотв. учреждений в виде детсадов и школ как-то противоречило логике.
Единственный разумный вывод был в том, что коротышки вообще не относятся к человеческой расе, а являются разновидностью гномов (я про них еще не знал :) или чего-то подобного. Короче — «Заповедник гоблинов» в варианте советской детской книги.
Найдя такое практическое объяснение, читать было уже легче, правда совершенно непонятным оставалось, откуда Винтик и Шпунтик брали материалы и инструменты для своей деятельности (черная металлургия, да :) Забавно, вопрос «а откуда они брали знания?» у меня так и не возник тогда (к Знайке, кстати — это тоже относится :)
Поскольку дело самым явным образом происходило на Земле, а не на иной планете — единственным разумным вариантом был только один — гномы-коротышки тырили все это у людей.
Итак, что мы по факту видим в этой великолепной книге? Научно-фантастический рассказ о существующей на Земле, параллельно человеческой цивилизации, цивилизации коротышек, которую люди не замечают по каким-то причинам (постап? очень похоже)
При этом коротышки используют все наработки человечества (вплоть до строительства космических кораблей, как видно из продолжений). Опять же — наличие на Луне развитой цивилизации коротышек прямо свидетельствует о том, что именно оттуда коротышки и попали на Землю (завезли «Аполлонами» или что там будет потом :)
Все эти догадки, включая и про постап (так как про атомную войну, бомбу и баллистические ракеты наше поколение знало с малых лет благодаря советскому телевидению — может кто-то еще помнит ТВ программу- «Империализм без маски», это 60-тые. Там еще и музычка в заставке была соответствующая, в стиле «инферно») — все эти догадки сразу сняли все возникшие вопросы (ну кроме загадки рождения коротышек :)
Оставались приключения (хотя до момента начала постройки воздушного шара книжка была слегка нудноватой для детей старше среднего детсадовского возраста :) — и вот с ними все было норм. Даже девчоночьи персонажи вызывали интерес и определенное сочувствие :)
В целом — отличная во всех отношениях книга. Детская книга. И честно говоря, я не понимаю — как к этой откровенно детской книге для дошколят можно примешивать какой-то скрытый политический или иной смысл :)
Ну и феномен Незнайки. Как бы ты в школе не учился — а все равно были моменты, когда ты Незнайка.
Близкий и родной персонаж :)
kerigma, 1 июля 2023 г.
Это показывает степень моей измученности научной литературой по праву на английском. Но я не просто проглотила эту книжку за два присеста, а еще и сделала это с удовольствием и даже не особо изумлялась степени детскости.
Про «Ревизора» и хлестаковские мотивы в поведении Незнайки уже все без меня отметили. Но другое удивляет: как персонажи именно с таким стилем поведения раз за разом становятся «главными героями» в художественных мирах, что в литературе, то в кино. Мне кажется, это какой-то заговор хлестаковых, потому что у нормального человека оно должно естественным образом вызывать жуткое раздражение. Но когда это главный герой, волей-неволей приходится становиться на его точку зрения и находить в нем что-то привлекательное (пресловутую «искренность», например).
А еще: это гениальная книга про отношения полов. Собственно, вот все так ровно и есть. В детстве на это не обращаешь особо внимание, а вот сейчас да, некоторые моменты прям прекрасны!
Забавно, все-таки, работает память. Видимо, я читала «Незнайку» в детстве и, видимо, не один раз. При этом я не помню совершенно ничего из героев и сюжета. Но помню реально наизусть все эти смешные стишата, включая «квинтер-финтер-жаба».
А еще должна сказать, что несмотря на то, что книга ориентирована не просто на детей, а по уровню скорее на дошкольников, взрослому человеку совершенно норм. В этом много прелести.
AlexR, 13 августа 2021 г.
Эта книга – первая прочитанная мною самостоятельно в детстве.
И вот теперь, спустя столько лет, я впервые перечитываю её (причём тот же самый экземпляр). Как в детстве – по одной главке в день. Испытываю смешанные чувства. Преобладает радость вспоминания (интересная штука – память: читаю – и как будто достаю из её глубин почти все детали текста; оказывается, я их не забывал – помнил всё это время, но просто ни разу не вспоминал). И одновременно – грустное ощущение замыкающегося жизненного круга…
Вообще-то я написал довольно большой отзыв, но здесь помещаю лишь несколько фрагментов.
***
Не помню, как я относился к главному герою повести в детстве; но сейчас во время чтения книги – почти до самого конца – я ощущал несколько неприязненное отношение к этому хвастуну-раздолбаю.
И в исправление и перерождение Незнайки в конце повести мне как-то не очень верится…
***
Интересный момент: в сцене обеда у малышек автор явно включил в речь Незнайки некоторые текстуальные сближения с высказываниями Хлестакова на обеде у городничего. Сравните:
Незнайка: «Меня давно просили наши малыши что-нибудь придумать: «Придумай что-нибудь, братец, да придумай». […] – «Ну ладно, – говорю. – Что с вами делать! Придумаю». И стал думать.»
Хлестаков: «..Я не хотел писать, но театральная дирекция говорит: «Пожалуста, братец, напиши что-нибудь». Думаю себе: «Пожалуй, изволь, братец!»»
Незнайка: «Про меня, знаете, много стихов сочиняют, не упомнишь их все.»
Хлестаков: «Моих, впрочем, много есть сочинений […]. Уж и названий даже не помню.»
Увы, дети читают «Незнайку» задолго до «Ревизора» и поэтому не могут оценить юмор автора.
***
«От чтения книг Знайка сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили.» – А вот эти утверждения, по-моему, попросту вредны для читателей-детей. Они способны создать у них ложное представление о реальности. Чтение само по себе не делает человека умным. А умных людей не очень-то любят.
***
Самый умный персонаж в книге – это, пожалуй, и не Знайка вовсе, а Синеглазка.
В отличие от Знайки она вряд ли прочитала много книг. Но её проницательность, такт, умение манипулировать другими людьми дорогого стоят (впрочем, и она поверила в хвастливые россказни Незнайки).
Адажио, 13 марта 2018 г.
Печаль в том, что в детстве я сама «Незнайку» не прочитала, родители тоже не настаивали, да и мультики как-то прошли мимо меня (кроме «Незнайки на Луне», который нарисовали одним из первых в пост-перестроечном периоде, и который мне тоже не особенно понравился). Так вот самая большая печаль, что прочитав первую книгу цикла я понимаю, что не много в жизни пропустила, и он, увы, не станет моим must-read с ребенком.
В книге рассказывается о двух периодах жизни Незнайки.
Первый — жизнь в Цветочном городе. Поиск себя (он и в художники ходил, и в поэты, и в музыканты).
Второй — путешествие на воздушном шаре, которое привело Незнайку и его друзей в Зеленый город.
Герои выписаны довольно прямолинейно, и в помощь автору говорящие имена. Сам Незнайка — не обаятельный малыш-раздолбай, каким он мне представлялся, а вполне себе конкретный лентяй, хвастун, глупыш и скандалист. Много в книге от советской реальности — общаги, например, иначе как еще назовешь домики, где живут по 16 человек с общей кухней и умывальником. Полет на шаре, думаю, отражение полета в космос Ю. Гагарина. Вера в лучшее будущее сформулирована во фразе:
«И все доступно уж, эхма!
Теперь для нашего ума!»
И если Цветочный город — это еще туда-сюда демократическое общество, то Зеленый — полнейший сюрреализм. Раздельно проживающие девочки от мальчиков (они в Змеевке живут) — очень напомнили мне амазонок. Не знаю, были ли в СССР эксперименты по такого рода организации общества, но как-то оно мне не понравилось. Вроде и феминизм, и равноправие, а осадочек остается.
И вечная тема перевоспитания... Все в конце поняли свои ошибки, и пошли по пути исправления, у кого были явно порицаемые обществом пороки. Незнайка вон и читать начал, и письма писать... А вот Знайка, например, от гордыни особенно не избавился, а вернулся из путешествия — загоревшим предводителем всея Цветочныя города.
Хорошо, что сам Н. Носов говорит, что малышки ни чем не хуже малышей, поэтому всем нужно со всеми дружить и никого нельзя обижать. Хорошая мораль, жаль, что дочитываться до нее пришлось оооочень долго. Растянуто и нудновато. Хорошо, хоть главы маленькие, можно всегда остановиться в логичном месте.
В общем, странные впечатления. Наверное эта книга рассчитана на определенный возраст аудитории, из которого я уже вышла. Быть может, прочитав ее в детстве, я была бы другого мнения.
Oreon, 22 апреля 2017 г.
В высшей степени замечательное детское произведение! Чуть с юмором, чуть поучительное, однозначно позитивное и положительное. Произведение про детей и для детей, поэтому ни какую комуну они не строят и говорить про строй вообще бессмысленно, поэтому же малыши и малышки отдельно, но постоянно между собою взаимодействуют. Их сообщество можно представить как детский летний лагерь младше-среднего возраста. Именно под их мировоззрение и поведение, как мне кажется, косил автор. И, как по мне, получилось у него замечательно. Ведь сложно представить, чтоб в таком лагере, да ещё имея свободу, мальчики и девочки жили бы вместе, да ещё и дружили бы между собой. Да, они разделились бы на дома, а то и разные города, как во второй половине книги. И легко представить, что пригласив девчонок, мальчишки играючи могли бы забросать их снежками при случае.
Так же в детском коллективе, наверняка образовался бы свой (за)Знайка, мог быть художник и даже поэт (Я поэт, зовусь я Цветик, От меня вам всем приветик), а игра девочек в больничку ничего не напоминает? Не обошлось бы и без имитации деятельности взрослых, как Винтик со Шпунтиком, и у детей обязательно должен был бы быть свой автомобиль, только обязательно на газировке, и чтоб с сиропом:). Ну и был бы свой Пачкуля, Сиропчик, как любитель сиропа, Пончик, как любитель пончиков, были бы просто бездельники и учасники многочисленных игр и затей вроде Гуньки, Авоськи, Небоськи, Кнопочки и других. И никто бы не беспокоился, что кушать, что выращивать, что крыша в доме прохудилась, зато могли бы поиграть в уборку урожая. Это же так весело пилить грибы пилой, перепиливать черенки слив и яблок, опускать их верёвкой и возить на автомобилях с газировкой! А представте арбуз величиной с дом! Каково? Разве не весело? Именно это и изобразил автор — детский мир, как если бы в нём напрочь не было взрослых проблем.
И даже бесспорно присутствующая во второй части сатирическая критика на собратьев по перу (поэта-станочницу Семицветика и Смекайлу, гордо именующего себя писателем, не написав ни одной книжки), органично вписана в детский текст и говорит в пользу таланта автора. Мальчишки могут регулярно подраться и помириться по любому поводу, или обижать девочек дернув их за косички — куда ж без этого. Тут фору многим даст сам герой Незнайки. Но к концу повествования герой Незнайки многому научится, многое поймёт и ко многому изменит своё отношение, как например то, что дружить с девочкой может быть интересно, а свои, родные «малыши» могут оказаться излишне жестоки, что может будет очень неудобно признаваться, что пишешь с трудом и лишь печатными буквами... И вместе с Незнайкой набирается ума и взрослеет и его читатель.
Мне книга очень понравилась в детстве и уже перечитав со своими детьми, она снова мне понравилась и была интересной — устав от взрослой жизни, иногда так приятно опять окунуться в мир детей.
lubar, 25 мая 2013 г.
Прочитал вслух жене и почти 5летней дочке. Очень понравилось. Не помню, что бы в детстве она мне также понравилась.
Для дочки оказалось не ясным словосочетания снебольшойогурец. Пришлось несколько раз объяснять. В целом слушала сказку с удовольствием. Расспрашивала и переспрашивала.
Согласен , что одна из центральных линий произведения малыши-малышки. Действительно у детей есть периоды, когда мальчики и девочки не дружат, или как минимум стесняются своей дружбы. И тут главный смысл вполне понятен, мальчики и девочки вполне могут дружить.
Характеры героев даны немного схематично, но действительно все разные охватывающие всевозможные положительные и отрицательные черты характеры героев. Причем отрицательные со временем исправляются. И что важнее при неправильном обращении, характер может не только исправятся, но и портится (Пулька).
Пытаясь осознать, кто же из героев самый положительный, пришел в выводу, что Винтик, Шпунтик и Бублик, такие чисто рабочие специальности. Хотя и к Знайке не так легко придраться. Правда недостатки Знайки есть продолжение его достоинств, в виде книг под столом и некоторых недоработок при организации полета-похода. Но его реакция на стихи Незнайки мне показалось недостойно положительного героя. Самый отрицательный наверное писатель Смекайло, может кто-то в Союзе Писателей Носова ну очень достал.
Очень понравилось противопоставление поэтов. Цветик писал не сильно лучше стихи, чем Незнайка, но в сравнение Семицветиков его стихи кажутся идеальными. Интересно, что в тексте нигде не оценивается качество стихов Семицветика, разве что ее никто его не подкидывает и повторяет ее стихов.
Возраст малышей для меня остался загадкой. Часть Малышей действительно имею профессию, за счет этого кажутся взрослыми. Интересно, что Незнайка пробует себя именно в творческих профессиях. Но творческая элита его не пускает, за насмешки над профессией, хотя художник и поэт из него мне кажется мог бы получится. Другая часть малышей Гунька, Авоська, Небоська и так далее вполне кажутся детьми.
Устройства общества во всех городах коротышек похоже коммунистическое. Но вот способ совместного проживании слегка непонятный. Напоминает детский лагерь с мальчиковыми и девчачьими палатами в Цветочном Городе, и мальчиковым и девчачьим лагерем в Змеевке и Зеленом городе.
Обратил внимание, что Носов почти не проговаривается. Не упоминаются родители. Почти нету фраз «когда я был маленькими» и «когда я вырасту», «Я старше по этому умнее «, в этом смысле какое-то безвременье. (Исключение «Недоросли до моей музыки» и когда-нибудь вырастут усы у Гуньки).
Носову удается выдерживать длиннющие паузы. Самая длинная это история с Булькой. Чуть более короткая поведение Незнайки и его друзей в Зеленом городе, когда они поддерживали историю с изобретателем воздушного шара. У меня терпения не хватило и я норовил объяснить дочери, что малыши ведут себя нехорошо. А уж когда Незнайку задразнивали, я совсем разозлился и не дождавшись Синеглазки, стал объяснять неправильность поведения малышей.
Очень колоритный герой Шурупчик-изобретатель. Его машина вездеход и сейчас всем бы понравился. А подслушивающий жучок-борматограф и сейчас во всю используется. Очень актуально «Надо изобрести самый обыкновенный стул».
Чем больше смотрю ребенком современный мультфильм Лунтик, тем больше вижу аналогий взятых в Незнайке. Хотя формально размер героев Лунтика чуть меньше чем огурец, но они также пилой пилят грибы, достают яблоки с помощью блока. Есть в Лунтике и сюжет про воздушный шар и неуправляемый автомобиль падающий в реку.
glupec, 9 октября 2015 г.
История о том, что любому делу учиться надо (если хочешь, чтоб твою музыку оценили, мало просто дуть в трубу. Если хочешь, чтоб твои стихи вызывали сочувствие и живой отклик — не пиши всякую обидную ерунду про друзей!!) Но постепенно повесть перерастает из собрания «хохмочек» в актуальную (даже и сейчас), злободневную сатиру — «литературные партайгенноссен» вроде Цветика и Смекайлы, я думаю, знакомы всем, кто хоть раз пытался сам марать бумагу. И, хотя Цветик дал Незнайке, в общем-то, правильный совет («сочиняй так, чтобы смысл и рифма, вот тебе и стихи») — сам-то он, как вытекает из сюжета, все больше важничал и выпячивал грудь, чем собс-но занимался литературой. Смекайло точь-в-точь такой же: ему выгоднее «за глаза» зваться писателем, чем выпустить хотя бы одну книгу.
Потом уже Носов не напишет ничего, способного сравниться с первой повестью («Смотрим, на облако наскочили. Что делать? Взяли топор, прорубили в облаке дырку» :D Или вот: «Муравьишка тоже грустен, тоже любит погулять. Хватит с ними мне возиться — надо книжку почитать!» Эдакая квинтэссенция премудрости в двух строчках :)) Когда читатели потребовали продолжения — пришлось разбавлять сюжет чем-то другим. То волшебник появляется, то «буржуи» с Луны... К чему все это? В 1-й книге был чистый, незамутненный мир детства. В 1-й книге Незнайке даже в голову не могло прийти учить физику (которую он в шутку называл «физикой-мизикой»). Он не стал бы смеяться над Кнопочкой, мол, она в него влюбилась. И уж конечно, никто бы не ругался на него — «Ты что это, САТАНА, делаешь?!» В мире малышей и малышек сатана — пусть даже просто как плохое слово — не имеет «права на жительство». Здесь нет зла. Здесь есть просто шалости (временами — обидные, но это легко простить: ведь они же дети!..)
Кстати же: тут в отзывах немало говорилось — мол, в Цветочном городе ни у кого нет мам и пап, никто не говорит «я родился», и т.д. Но почему-то никому не пришло в голову простое соображение: мир коротышек — это мир детей, _убежавших_ от настырных взрослых. (Не будем забывать, что книга писалась давно — а «воспитание посредством ремня» еще в 80-е было актуально!) Вот поэтому, кстати, и на Луне почти все взрослые: там просто детям в свое время не дали волю...
Что-что? «Несмешная» книга, говорите? А конечно. Выше я уже привел аргументы, почему.
Дети обычно если ищут смешного, то совсем в других книгах — не будем (ради приличия) говорить, каких :D
stas-no, 3 июня 2015 г.
Бесспорная классика, но не такая блистательная как, скажем, произведения Астрид Линдгрен (потому ставлю 9). Возможно, дело в объеме. Меня история Незнайки, растянутая на более чем сотню страниц, не очень затронула, хотя в ней много смешных и забавных эпизодов. Назидательность хотя и явная, но к месту и вполне подходящая для маленьких детей. Мой сын 5 лет слушает с большим удовольствием.
Советник, 30 января 2009 г.
Так уж получилось, что данную книгу я прочитал самой последней. Хочу сказать, что почти сразу же был удивлен той доброй нежностью и наивностью, с которой автор знакомил читателя с обитателями Огурцовой долины. Все они разные, каждый из коротышек имеет свои особенности и привычки. Невероятно, но на примере маленьких человечков Николаю Николаевичу удалось передать практически все свойства личности различных людей.
Работать надо сообща и с полной ответственностью как перед самим собой, так и перед всем обществом. Необходимо найти себя в этом мире, но для этого следует сначала разобраться в себе. Философские постулаты в форме детской игровой Вселенной выглядят ничуть не слабже всех новомодных «брошюрок для самопознания», а во многом и лучше и чище последних.
Постройка воздушного шара и подготовка к невиданной для коротышек экспедиции их же собственными силами — пример коллективной и продуктивной работы. Что касается Незнайки, то здесь он — классический образ желающего найти себя человека. И, держу пари, что образ этот, далеко не самый негативный..
Animus, 8 марта 2012 г.
С Незнайкой мне повезло, прочитал о его приключениях в детстве. А на ребенка это произведение способно произвести самое яркое впечатление. Одна из лучших книжек для детей, позаботьтесь о том, чтобы дети узнали о приключениях Незнайки не из мультфильма, а из замечательной книжки.
Дядюшка Шу, 18 января 2009 г.
У меня сейчас такой хороший период в жизни — заново читаю детские книги с младшим сыном.
Давеча перечитывали «Незнайку». И вот на что обратил внимание: помните, в городе Змеевке горе-писателя Смекайлу, который подбрасывал в дома звукозаписывающий приборчик, чтобы потом переписать на бумагу подслушанные разговоры? А ему вместо разговоров доставалось блеяние и мяукание от просёкших его хитрость горожан?
Так вот, я восхищён фантазией автора, который не только «изобрёл» магнитофон, но и предугадал такое его узко-бытовое использование.
Помните, например, фильм «Дура» по одноимённой книжке У. Тулиной: там тоже был такой писатель-неудачник, с диктофончиком ходил... Я в восхищении!
Книжка — отличная, на все времена.
lora3166, 17 апреля 2015 г.
Одна из лучших книг для детей.Больше чем Носов моему сыну понравились только Ветер в ивах и истории о дяде Федоре и его друзьях.
dydyka, 13 декабря 2009 г.
Яркая обложка и смешное название. Запах типографской краски. Это подарок мне — не помню уж, на какой праздник. Открываю книгу и вот он... Мой навсегда любимый коротышечка в широкополой шляпе! Пусть он бестолково суетится на протяжении всей книжки, пусть его действия противоречит логике, но все равно он такой милый и классный, что хочется читать о нем снова и снова! Он такой, как множество детей во дворе и в то же время ни на кого не похож. Видно, что писатель очень любит его, и я его теперь тоже очень люблю. Но Незнайка не единственный коротышка. И меня знакомят с другими, тоже милыми, симпатичными и хорошенькими. Стекляшкин, Гусля, Знайка, Звездочка, Винтик и Шпунтик, Тюбик — все эти малыши сопровождали меня в моих детских фантазиях о приключениях и путешествиях. А Солнечный город был первым городом мечты...Замечательная добрая красивая сказка))) Язык очень яркий и емкий, сюжет простой, но интересно преподнесен. Одна из книг, которую можно читать всем детишкам без исключения.
kharum, 23 августа 2010 г.
To: Knyajna —
Просто удивительно, что сумел сделать Носов из простенькой идеи Пальмера Кокса («Новый Мурзилка. Удивительные приключения лесных человечков». М., С-Пб.: 1913) Реализованная идея социализма. Свободный труд свободно собравшихся людей. Жизнь коммуной. Не работать — стыдно. И даже раздолбай Незнайка ищет свое место в жизни ( и находит, как ни странно).
evridik, 28 августа 2009 г.
Отличная детская книжка. Замечательно нарисованный понятными словами город, в котором живут коротышки. И, конечно, если не все знают, кто написал эту книгу, то уж о ком она — знают все. Незнайка стал прообразом всем ленивых, глупых, хулиганистых ребятишек, в которых, однако, еще есть что-то неуловимо-доброе, старательное, к которому нужно просто найти ключик. В этой книжке наш герой, любящий все яркое, совершает, по сути, только лишние движения, но написано это таким языком, что ням-ням.