Майк Гелприн «Дурная примета»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Семейно-бытовое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Еврейский музыкант, убитый на войне, смотрит на мир со старой фотографии, висящей на стене в родном доме, и даже принимает участие в жизни семьи.
Входит в:
— цикл «9-я фантЛабораторная работа» > цикл «Основной конкурс (9 конкурс)»
— цикл «9-я фантЛабораторная работа» > цикл «Финал (9 конкурс)»
— журнал «Русский пионер № 4/55/май 2015», 2015 г.
— антологию «Русская фантастика 2016», 2016 г.
— сборник «Зеркало для героев», 2017 г.
— сборник «Почти разумны», 2020 г.
Награды и премии:
лауреат |
ФантЛабораторная работа, 9-я фантЛабораторная работа // Второе место (Серебро) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 31 мая 2020 г.
Увы и ах, уважаемый потенциальный читатель, это — не фантастика. Это — публицистика. Чтиво, так сказать, «на злобу дня», причём — предельно идеологизированное чтиво. Да ещё и с явно выраженным этническим уклоном.
Отзывов — более чем достаточно, ежели появится желание окунуться, составить представление «про что это» — не проблема. Но — тогда будь готов, уважаемый потенциальный: цель текста — полемика, столкновение мироощущений, вслип о моральном несовершенстве homo sapiens. И — никакой Фантастики.
Но — вдруг — тебе именно ЭТО интересно
AntonAbramov, 29 декабря 2017 г.
И с этим рассказом я познакомился на конкурсе. Вот отзыв оттуда:
“Наконец, меня пробило. Эта прелестная вещица всколыхнула эмоции. Видимо взрывная волна от упавшей багетной рамы с Аароном достала до моего кресла.
Никаких загадок, необычных придумок. В самом неблагодарном жанре беглого пересказа событий.
Почему же так тронуло? Слышу уже – сопледавилка, слёзовыжималка… А чем давит и выжимает? Дети и животные – ни при чём. Инвалиды и горемыки – нет таких. Появление правнука главного врага, его отставка – что такого?! Может кто-то, кого очень жалко, спас другого ценой своей жизни? – Не в этой истории.
Зайду с другой стороны: что за мысль получил я? В какие размышления погрузился? — Так рождаются династии? Но в династии продолжают дела своих родителей, идут по их стопам. Имеется в виду — профессионально. А здесь от поколения поколению передаётся тепло семейного очага, обыкновенные человеческие ценности. Почему-то непререкаемо мнение старших, даже если передано падающей фотографией в рамке. А никаких усилий по сохранению семейных традиций – не видно. И в то же время очевидно, что они сохраняются и передаются без всякого нажима.
Я прочитаю ещё раз, может, разгляжу секрет семейного счастья…
Прочитал, обратил внимание на выражения, воздействующие определённым образом. Ещё в Вику заглянул: “Гой — еврейское расовое обозначение нееврея — человека, ввиду своего происхождения не имеющего возможности насладиться счастливой еврейской жизнью”.
Ну да – счастливая еврейская жизнь, в основе которой семья. Но эту семью гои пополняли каждое поколение. “Это был позор. Большой позор и несчастье”, — так принимали первого. “Папа, прекрати!” — звонко крикнула Яночка. Ося прекратил. Так остался первый.
Так что я нашёл со второй попытки? – Слова ГГ: “Я был счастлив. Так, как только может быть счастлив покойник, семьдесят лет назад расстрелянный у просёлочной дороги под Тихвином. Моя третья правнучка подарила мне ещё одну жизнь. Она стала моим воплощением, моим вторым “я” на нашей, извиняюсь за слова, яростно прекрасной и отчаянно грешной Земле”.
Немного пафосно, но мне кое что объяснило. Всё просто – что посеешь, то и пожнёшь. Всё так, но почему-то мало у кого получается так посеять. Почему?
Тема раскрыта абсолютно и не без изящества. Так же естественен фантдоп. Главный секрет – простота? мастерство?
Почти уверен в авторе, известным в числе прочего своим сборником. Знакомый ритм, выбрасывающий все лишние слова из строчек. Знакомые выражения, форма диалогов.
Пока лучшее из прочитанного.
Оценка: 9»
Сейчас прочитал в третий раз. С тем отзывом во всём согласен. Лишь добавлю:
Опять влажные глаза. И в этот раз особое внимание концовке. Именно воплощение Аарона на земле (внучка Машенька) привело в дом воплощение его врага. Естественно – взрыв, падение багетной рамы, осколки, кровь (пусть и томатная, но настоящая – его второй жизни). И: “Не бывать! Дедушка против”. И прервалась вторая жизнь Аарона.
Как-то я упустил это тогда. Ведь не возникал вопрос – откуда она взялась, вторая жизнь? Как? А вот почему прервалась – возник. Хотя здесь – глубина, вся суть. Наверное, для того и взялась, чтобы так вот прерваться. Увидеть необходимое и уйти, вернее – продолжиться в ином качестве. Сам Аарон наконец понял принцип жизни и нам показал.
Прервёт ли вражий отпрыск Ааороновскую линию или наоборот – но пересечение было неизбежно. Да и не первое оно, пожалуй, было. И не последнее. Чтоб был смысл опять появиться на этой Земле.
Оценка 9,5
Хойти, 30 сентября 2017 г.
Вряд ли можно сказать что-то новое о рассказе, и без того щедро осыпанном отзывами, повторы неизбежны, даже и расстраиваться по этому поводу не буду. Я читала «Дурную примету» пару лет назад, когда она была написана для ФЛР, и оценку поставила тогда же. Помню, что колебалась между восьмёркой и девяткой: слишком прямолинейной показалась трактовка темы конкурса. Но теперь-то я могу не принимать её во внимание, правда?
При теперешнем перечитывании рассказ понравился больше. Он напевен, сочетая в себе стилистику притчи и причитания, проникнут тонким (специфическим и грустным) юмором, он на самом деле добр. Лучшая его часть — персонажи. Каждый хорош и легко возникает перед внутренним взором, но на первом месте — «конечно, Вася, ну кто ж его не знает...» И это надо было умудриться: обладая таким именем, назвать дочек Това и Двойра. Васильевны :)
Майк Гелприн — мастер рассказа, говорила уже и повторю. История четырёх поколений семьи — на десяти страницах. Дине Рубиной, при всей моей любви к ней, на это и пятисот не хватает... «извините за слова» :)
Murrka, 29 января 2016 г.
Интересный и захватывающий рассказ, и «дедушка против» насмешил ))) Замечательно и так добро рассказано.
Единственный минус: фантастики как таковой не уловила. Ну упало фото, ну и как бы все)
_fEnIkS_, 24 мая 2015 г.
Написан рассказ хорошо и читается легко, да и сюжет оказывается не слишком запутанным, но довольно предсказуемым.
Убитый на войне Тарасом восходящий еврейский скрипач Аарон Менделевич Эйхенбаум обретает вторую жизнь, став немой фотографией в рамке, способной лишь наблюдать за своими потомками.
Основную часть занимает повествование о том, как вырастают и сменяются поколения семьи главного героя. Только вот часто случаются дурные приметы, будь то жених Василий, чьего имени еще ни разу не встречалось в родословной, или «когда мальчик любит девочку, которая любит всех подряд». А дети постоянно обращаются к молчаливым родственникам, висящим в рамках на стене, за советами и не забывают представить их гостям. Ну а если уж фотография свалилась на пол, то это точно плохой знак. По мне, так всевозможные приметы словно созданы только для того, чтобы усложнять жизнь, создавая дополнительные проблемы. Ну и наконец главная идея, определяющая смысл всего рассказа, заключается в том, что люди могут быть такими же плохими или хорошими, как их родители, унаследовать таланты или наоборот, стать жестокими. Да, возможно иногда это именно так и случается, но не стоит делать опрометчивых выводов.
sparkle, 11 июня 2015 г.
Да,одна нестыковочка есть — дед объявлен военным преступником, а правнук гордо носит его имя... Хотя наверно в жизни и не такое бывает... Талантливо написанный рассказ, все равновесно.
bbg, 20 мая 2015 г.
Очень хорошо технически исполненный рассказ, хотя ружьё в самом начале подвешено, на мой взгляд, слишком явно. Вот с эмоцией хуже. Да простит меня автор, но к этой эмоции читателя настолько подталкивают, что поневоле возникает некоторое противодействие. Отчуждение, отстранённость. Не почувствовал я погружения, увы. Читал и понимал — вот замечательно исполненный текст. Текст, в котором каждое слово на месте. Текст, который сделан так, что обязан цеплять, но не цепляет. Меня, по крайней мере. То есть умом я всё понимаю, а внутренней дрожи не возникает. Не замирает сердце, не трепещет отсутствующая душа.
Почему? Правнук отвечает ли за прадеда, или кем Тараска Попов приходится претенденту? Как к этой идее должна относиться рассудительная(!) и ровно чувствующая сущность Аарона Менделевича? Ведь написано именно так: именно рассудительная и ровно чувствующая, при всей условности происходящего.
И ещё.
Претендент никак не мог не знать, кто был его предок. Об этом есть явное указание в тексте.
maxxx8721, 16 марта 2015 г.
Видишь там на стене прикреплённый портрет
Под ним десяток гостей. Повиси ка на на нём
А когда надоест возвращайся назад
На скрипке играть, хоккей обсуждать вдвоём.
Вообще, чем-то напомнило одну из миниатюр в КВН. «- Вы хотите поступать в академию имени Гнесины с именем Степан и Фамилией Иванов? Какое хоть отчество? — Вениаминович. — А в мальчике что-то есть».
Читать и тем более разбираться во всех этих тонкостях еврейской семьи и их отношений с гоями не хотелось. Для меня рассказ скучный, вроде и юмор есть, да вот не хватило одесской тонкости. Ничего сколь-нибудь интересного и важного я не нашёл в помине. Ни о чём.
muravied, 10 апреля 2015 г.
Виноваты ли внуки фашистов в проделках своих дедов? Да и вообще насколько виноваты дети в поступках своих отцов? Тут вопрос скорее эмоциональный. В сердцах мы часто желаем смерти, допустим террористу, который убил 50 безоружных людей. Причём мы частенько кричим, что надо сжечь его дом и всю их семью. Но насколько виноваты дети в том что их папаша чокнутый фанатик? Тут очень сложный момент. Допустим у моего родственника поедет крыша и он устроит кровавую резню. А за это приговорят в том числе и меня, хотя я не духом ни рылом... Ну вот такие мысли у меня породил этот рассказ про евреев до и после ВОВ. Полёт сквозь поколения мне показался чересчур стремительным, но я понимаю это обусловлено ограничениями в объёме.
Рассказ читается влёт, концовка ИМХО предсказуема, но всё равно торкает.
zmey-uj, 22 марта 2015 г.
отзыв из группы
Отличная обманка: после срывания меноры так и ждёшь, что каждый следующий «пришелец» в семью окажется потомком того самого... и когда уже почти можно махнуть рукой и решить, что менора была просто так, в качестве сочной детали, потомок таки приходит.
Правда, к сцене срывания вопросы. Во-первых, упоминание рядом снятых штанов и меноры на шее слишком сильно отсылает к анекдоту, а это вроде ни к чему в более-менее серьёзном рассказе; во-вторых, сомневаюсь, что пленному позволили бы забрать что-то с трупа – один выданный еврей ещё не повод для такого доверия; в-третьих, «старый Зайдель» заставил задаться вопросом, сколько же лет человеку, чья дочь недавно вышла замуж за выпускника консерватории – или «старый» это такой речевой штамп?
Впрочем, настаивать не буду. Может, пленным, которые соглашались «сотрудничать», и правда давалась возможность кое-чем завладеть, а «старый» — это, скажем, традиционное слово по отношению к тестю.
Тема есть: Аарон Эйхенбаум – человек и фотография. На белой стене.
Написано профессионально. Только жаль, что после таких хороших сюжетных ходов весь хэппи-энд заключается в том, что правнучка не вышла замуж за неподходящего ей парня. Там, между прочим, человека убили! Ждёшь жуткой мести покойника, воплей и кровищи, родню до седьмого колена со вспоротыми брюхами, — да пусть бы прадедушка этому Попову хотя бы башку срезал разбитым стеклом – а подают томатный сок. Ещё и фотку загубили с концами.
Но... пусть. Раз автору достаточно, прадедушке достаточно, остальному семейству тоже – мне и вмешиваться не стоит.
Кар Карыч, 7 марта 2015 г.
скажите, где здесь фантастика? то есть как и почему душа-сознание погибшего вдруг ни с того ни с сего внедрилась в фотографию на стене квартиры? её не было во внутреннем кармане, простреленном, её не было нигде. и вдруг — она на стене. я ж писал в отзыве в группе: с таким же успехом золотая рыбка из аквариума может нам повествовать о чём хошь. смотрит — и повествует. а почему — неизвестно. в фантастике же всё становится известно, как в детективе, — это такое условие жанра. а здесь сплошной социалистический реализм. он проявляется даже в том, что семья не отъехала в Израиль. а вы — давай ставить большие оценки, ах — как хорошо. хорошо, но не фантастично. с уважением.
Bizon, 5 марта 2015 г.
Рассказ представляет набор клише и условностей. Написан ровно, без изъянов. Идеи особой нет, обыкновенный бытовой рассказ, о том как жизнь идет, а ты на нее смотришь со стороны. Из тех, что прочитал и через пару часов забыл. Выход во второй раунд выглядит очень странным, ибо не уму ни сердцу.
choyochagas, 20 марта 2015 г.
Этот рассказ я прочитал последним, и он оказался лучшим, несмотря на сильную конкуренцию со стороны Второго круга, Игрушки, Дымка и Убийства. И опять ассоциация: в сборнике под Булычева есть рассказ «Самый счастливый день». Лучший в сборнике. По случайному совпадению в нем, извините за выражение, тоже евреи. Но еврейский вопрос здесь ни при чем, я к нему никак не отношусь. Просто этот рассказ вызвал такой же сильный отклик. Здесь есть и добрая улыбка, и умиротворенность, и праведный гнев, увы, бессильный. Пусть тысячу раз повторят, что дети за отца не отвечают…
seyin, 26 марта 2015 г.
Лучший в сборнике работ! Удачная обыгровка темы, прекрасный язык, герои, описанные, казалось бы, несколькими фразами, сразу встают перед глазами. Не только Аарон, но и Ося, и Яночка, и фрезеровщик Василий, — все они «как живые».
Если в «Ангеле жизни...» меня напугала перспектива посмертной вечности в пределах квартиры, то тут эта (не)вечность, наоборот, кажется уютной.
Но, да, не фантастика ни разу. Раз уж прошелся по этому в отзыве на «27», надо и сюда написать.
Автору огромное спасибо за полученное от чтения удовольствия! Файл с этим рассказом — единственный из всего архива конкурсных работ, который я не сотру с жесткого диска после оглашения результатов.
cotvsapogah, 26 марта 2015 г.
Чуткое, внимательное и бережное отношение друг к другу внутри семьи согревает читателя. Вот он настоящий домашний очаг, тёплый и уютный.
Но надуманность и слащавость присутствуют. Чуть-чуть, слегка, но картину портят.