Джеймс Макконнелл «Теория обучения»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Ироническое
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Контакт | Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Профессор психологии оказывается в плену у инопланетян. Те начинают проводить с ним некие эксперименты. Через некоторое время профессор понимает, что он оказался в положении лабораторной крысы у инопланетного психолога, который считает его неразумным существом.
Входит в:
— журнал «If, December 1957», 1957 г.
— антологию «Great Science Fiction by Scientists», 1962 г.
— антологию «Пиршество демонов», 1968 г.
— антологию «Introductory Psychology Through Science Fiction», 1974 г.
— антологию «Introductory Psychology Through Science Fiction. Second Edition», 1977 г.
— антологию «Piknik a senkiföldjén», 1984 г.
— антологию «Great Science Fiction Stories by the World's Great Scientists», 1985 г.
— антологию «Американская фантастика», 1988 г.
— антологию «Такая разная фантастика—8», 1991 г.
— антологию «Американская фантастика, т. 14: антология рассказа», 1992 г.
— антологию «Срок авансом», 2004 г.
- /языки:
- русский (7), английский (10), венгерский (1)
- /тип:
- книги (17), периодика (1)
- /перевод:
- И. Гурова (7), З. Касони (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
neandertallica, 18 октября 2019 г.
Блистательный рассказ о давно известном принципе — «если теория не подтверждается фактами, тем хуже для фактов». Если кто-то думал, что в науке этот принцип не работает — получите-распишитесь.
MarchingCat, 10 августа 2015 г.
Вы никогда не задумывались о том, как разумной крысе, сидящей в клетке, доказать вам что она — именно разумное существо? Она может сотни раз проходить лабиринт и выполнять прочие ваши тесты, радовать вас своей сообразительностью, но, будь она разумна, как ей доказать вам наличие у неё именно разума?
И да, наша с вами колония ещё пока существует. Видимо, исследования ещё продолжаются...
Стронций 88, 8 марта 2013 г.
А очень достойный рассказ! Запомнился ещё после первого (давнего) прочтения. Вот и после этого – кое-какие мысли оставил. Да, повылазили недостатки. Казалось уж совершено невероятным, что инопланетному психологу попался из землян, из миллионов землян, именно психолог – но как бы иначе автор смог объяснить всё, что происходит с героем? Да и эта инопланетяне (высокоразвитые, раз уж бороздят просторы космоса) в конце кажутся, мягко говоря, не такими уж развитыми (едва ли не глупее людей – по их действиям, выборам; и вот бы нашим мышам такие «игрушки»!). Однако я понимаю, что это только для усиления (особенно первое) центральной вещи – этой «теории обучения». А точнее такого пинка современной науке! В усиленном фант. допущением виде показана несостоятельность многих научных опытов, то, как опыты и их результаты подтягиваются под теорию! И даже профессор психологии (мало того, что неглупый человек, так ещё и понимающий, что к чему) в таких условиях буквально вынужден действовать как глупая лабораторная мышь, давая такие же результаты! И это, по-моему, тут главное. Об этом стоит подумать... Вот такое применение фантастической призмы! Вещи такие – люблю! И написано (несмотря на моменты наивности, упомянутые выше) очень интересно. Если честно пробирает ощущение безысходности во время опытов. Как-то даже жутковато становится – кажется, что они никогда не кончаться. И это замкнутое помещение давит… Да и концовка тоже какое-то по-хорошему тяжёлое смешанное ощущение оставляет (надолго оставляет). Вроде и рад, что у героя всё получилось… но какая опасность для человечества… уж лучше бы ему не повезло…
lubar, 17 июля 2015 г.
Интересный рассказ. Стоит прочитать. Не теряет своей актуальности, так как не содержит технических решений будущего.
Написать на него отзыв без спойлера сложно, но тут важна же всё-таки не интрига, а стиль написания. Космическая оболочка нужна, что бы зеркалить поведение рассказчика по отношению к подопытным животным на себя самого. Не так хорошо знаком с теорий Скиннера, но есть ощущение, что автор слегка её утрировал. В любом случае , если нет, то этот рассказ отличная критика, позволяющая скорректировать эксперименты в сторону большей свободы воли подопытных животных. (Недавно была статья, где учёный говорил журналисту, что крысы если захотят смогут убежать, а удерживают их интересом. Им просто пока интереснее на экспериментальной площадке, чем на воле).
Концовка, кстати, вполне ожидаемая и при этом открытая. Не зря же профессор вёл записи. Может кто-то всё-таки захочет их расшифровать. Шанс на это в рассказе всё-таки оставлен.
Ну конечно рассказ в очередной раз поднимает две важных темы, как распознать разум у животных и как самим донести до других разумных существ, что мы тоже разумны.
god54, 25 апреля 2014 г.
На тему контакта написано вполне достаточное количество произведений и, когда казалось бы исследованы практически все аспекты этой проблемы, некоторым авторам удается найти совершенно новые грани, новые сюжетные повороты. Так и этот рассказ преподносит совершенно оригинальное и необычное сюжетное положение, когда исследователь становится исследуемым. И пусть некоторые исходные допущения наивны и скорее напоминают рояли в кустах, но в остальном это хорошая ирония над всей наукой психологией и её методами исследования разумности и теории обучения. Одним словом любителям интеллектуальной фантастики.
vam-1970, 4 апреля 2016 г.
Проводя опыты над младшими нашими братьями -животными -помни: они могут иметь Разум.
Вот так и наш землянин попал в качестве подопытного существа на изучение инопланетянину. Вывод чужака -уничтожить землян.
Не совсем разумен, понимаешь ли.
redmarie, 15 ноября 2012 г.
Забавный рассказ, очень ироничный. На ум пришло высказывание «не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступили с тобой» (пусть даже с крысами, это же фантастическая история). Из-за этого мне почти до конца казалось, что герою это все снится, то есть борьба за доказательство правоты своей теории обучения нашла отражение в кошмарном сне. Концовка поэтому откровенно развеселила.
kkk72, 14 мая 2011 г.
Изящная история, написанная в духе старой доброй научной фантастики. Среди его несомненных достоинств: эффектная задумка, нестандартный сюжет, увлекательное противостояние двух ученых, пусть один из них и не является землянином, тонкая ирония, неожиданная концовка и вполне оправданный вывод. Выясняется, что и не слишком известная широкому читателю наука «зоопсихология» может стать основой для отличного рассказа. К тому же, представляя себя на месте главного героя, невозможно не задуматься об уровне разумности наших «братьев меньших». Возможно, они тоже просто неспособны достучаться до нас?
Sawwin, 4 мая 2011 г.
Рассказ в своём роде замечательный: столкновение двух зоопсихологов, причём оба они не являются настоящими учёными. Первый (инопланетянин) тупо исследует объект при помощи стандартных методик, второй (землянин), хотя и сумел понять, что, собственно, происходит, но не смог просчитать результата собственных действий хотя бы на два хода вперёд. Апофеоз некомпетентности с обеих сторон и закономерная концовка. Вернее, концовка закономерна для всякого зоопсихолога, а вот для читателя она оказывается неожиданной, и это ещё одно достоинство рассказа.
Ladynelly, 25 января 2008 г.
Замечательный рассказ! Именно он первым познакомил меня с теорией Скиннера! Я тогда еще не изучала психологии? и решила, что теория научения тоже выдумана автором. Как я удивилась прочитав в учебнике об этой теории!
Но концовка сразила наповал! И заставляет о многом задуматься...
Witcher, 2 мая 2011 г.
Рассказ мне понравился. Интересно взять, и просто прочитать. Если надо — подумать. Начало интригует, концовка не разочаровывает...
А аннотация убила. Я больше не буду заходить на страницу произведения до того, как прочитать его. Как хорошо, что с «Теорией обучения» я именно так и поступил.
sanchezzzz, 18 сентября 2008 г.
Изумительно остроумный и тонкий рассказ. Что будет делать в незнакомой ситуации обычный человек? Поддастся эмоциям, будет бесится от непонимания, орать, крушить (если будет что). А что будет делать ученый? Изучать. Сопоставлять. Анализировать! Как же повезло ему, что эксперимент проводили на нем, ведь он с этими теориями поведения существ был знаком от и до. И как не повезло этим инопланетянам, ибо земной ученый нарушил всю чистоту эксперимента. Хотя, строго говоря, они этого так и не узнали :-)