Томас Лиготти «Эта тень, эта тьма»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Художник Райнер Гроссфогель устраивает для своих знакомых экскурсию в мертвый городок, дабы продемонстрировать произошедшее с ним «метаморфическое исцеление», благодаря которому он познал истинную сущность вещей.
Входит в:
— антологию «999», 1999 г.
— сборник «Театр гротеска», 2006 г.
- /языки:
- русский (4), английский (4)
- /тип:
- книги (8)
- /перевод:
- И. Гурова (3), Г. Шокин (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AndreyBelyakov, 10 февраля 2024 г.
Для меня этот рассказ — одно из тех произведений, которые вызывают скепсис в процессе, но восторг в конце.
Повествование от первого лица, несколько затянутое, изобилующее повторами, риторикой и деталями, вызывающими вопросы о своей необходимости — но концовка,
Читать данный рассказ лучше не отдельно, а именно как завершающий рассказ сборника — тогда, опять же, многие предыдущие рассказы сделают подготовительную работу, которая усилит его эффект.
Rovdyr, 8 октября 2018 г.
Рассказ Томаса Лиготти «Эта тень, эта тьма» я оценил высоко не за его художественные достоинства. Таковых тут мало (назову умело созданную гнетущую психологическую атмосферу и образ депрессивной локации), да и назвать это произведение художественным можно лишь с большой натяжкой. Но это обстоятельство в моих глазах является как раз положительным аспектом, так как в результате достаточно глубокого знакомства с творчеством Лиготти я убедился в том, что в большинстве случаев, чем больше этот автор вносит художественных элементов (в особенности активного действия и диалогов), тем хуже для моего восприятия.
«Эта тень, эта тьма» — по сути своеобразное философское эссе, в котором в более или менее компактной форме выражены некоторые ключевые моменты мировоззрения Томаса Лиготти. О компактности я говорю не просто так; дело в том, что Лиготти написал философский трактат «Заговор против человека», который имеет объем раз в 7-8 больше, чем «Эта тень», и при этом читается тяжело и нудно. Кстати, забавно то, что в рассказе «Эта тень, эта тьма» Лиготти иронично ввел в качестве одного из второстепенных персонажей самого себя как автора книги «Исследование заговора против человечества» — прием, мне весьма понравившийся.
На самом деле, философия (или мировоззрение) едва ли подлежит объективной оценке; ее можно понимать и, возможно, разделять. В этом случае она может произвести сильное и глубокое впечатление — собственно, в этом причина того, что я оценил рассказ высоко. Описывать подробно это мировоззрение я, конечно, не стану. Скажу лишь, что оно выражено здесь посредством прозрения, или просветления, главного героя, которое можно совершенно четко определить и противоположным термином — помрачение. Главный герой избавляется (во всяком случае, так он считает) от иллюзий в понимании и восприятии мира. И его понимание декларируется следующей фразой-манифестом:
«Наши тела ведь всего лишь одно из проявлений энергии той активизирующей силы, которая приводит в движение все предметы, все тела в этом мире и позволяющей им существовать так, как они существуют. Эта активизирующая сила несколько подобна тени, находящейся снаружи всех тел этого мира, но внутри, пронизывая их все насквозь, — вседвижущая тьма, которая сама по себе не имеет субстанции, однако движет все предметы в этом мире, включая и предметы, которые мы называем нашими телами».
Возьму на себя смелость назвать эту философию «черным даосизмом».
Yazewa, 5 января 2013 г.
Как минимум — не увлекает. Скучно, и тяжело читается. Это, на мой взгляд, не философская сложность, но искусственное мудрствование. Мне показалось, что этот рассказ — неудачная концовка сборника.
Сноу, 31 июля 2009 г.
Прекрасным литературным языком?
Ой, не знаю. Нагромождение угловатых фраз, обилие оборотов, смысловых метаний по предложению из начала в конец. Очень на любителя.
С По я бы точно не сравнивал. Аналогии с Лавкрафтом ближе.
Идея, как мне кажется, тоже не нова. Скучно. Нудно.
alex1970, 15 октября 2010 г.
Странный рассказ, превращающийся в философский трактат. Временами просто утрачиваешь нить происходящего. Хотя временами интерес и пробуждается. Но в целом, не понравилось.
Безвестный художник Райнер Гроссфогель попал в больницу, пользующуюся дурной репутацией. После выхода из больницы он прозрел (в философском плане) и создал собственную философию и новый подход к творчеству, который обеспечил ему успех.
oldrich, 18 мая 2010 г.
Философское размышление в оболочке мистического декаданса. Почему я не люблю большинство философов — эти товарищи обожают превращать простые вещи в занудно-сложные конструкции, повторяемые бесконечно. Почти всегда это словоблудие ради словоблудия. Лиготти за всей этой витееватостью забыл о смысловой сути, о сюжетной конструкции, о героях хотя бы. Гениальное художественное произведение, на мой взгляд, не может быть основано только на языковом, стилистическом мастерстве. Необходимо также умение талантливо придумать и рассказать историю. Когда эти умения объединяются, мы получаем шедевры Франца Кафки, Владимира Набокова, а если брать территорию хоррора, то шедевры По, Бирса, Эйкмана, Кэмпбелла. К сожалению, у Лиготти получился лишь одноногий рассказ, но за попытку внести в беллетристику высокую прозу рука не поднимается поставить отрицательный балл автору.
Dart Kangol, 7 декабря 2009 г.
Очень неоднозначный рассказ. Написан очень сложным языком и порой ловишь себя на мысли, что не успеваешь за автором и его повествованием. Изначально язык автора и рассказ вызывали тоску и казались занудством. Но прочитав рассказ до конца (надо признаться с трудом), я понял что это далеко не мистическое произведение, жанр в данном случае играет вторичную роль. На первом месте здесь именно его философская составляющая. Причем автору удалось затронуть далеко не одну философскую проблему. Однозначно рассказ подлежит внимательному и вдумчивому перечитыванию тем, кто интересуется философией.
Claviceps P., 7 июля 2008 г.
Сложный, серьезный, философский рассказ – как и многое у Лиготти. И написано это как раз прекрасным литературным языком, в стиле с минимумом диалогов, что роднит его со старыми классиками вроде По или Лавкрафта… И кому-то разумеется будет скучно...
Несмотря на 10 – есть у автора и более поэтичные, более врезавшиеся в меня тексты.
Pupsjara, 13 января 2008 г.
Шикарные идеи автора были просто перечеркнуты бездарным повествованием. Читалось очень долго и нудно. Но автора постараюсь не выпускать из виду, надеюсь, что другие вещи у него получше.