Рэй Брэдбери «Чикагский провал»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Антиутопия )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
После гибели цивилизации у людей не осталось почти ничего. Даже воспоминания о былом изобилии караются спецполицией. Потому что если люди вспомнят о вещах, которыми когда-то обладали, то будут снова их искать. И герой рассказа решает бередить еле дышащие желания людей растравляющими укусами памяти.
Входит в:
— серию антологий «The Best from Fantasy and Science Fiction», 1952 г.
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, May 1963», 1963 г.
— сборник «Механизмы радости», 1964 г.
— антологию «The Best from Fantasy & Science Fiction: A Special 25th Anniversary Anthology», 1974 г.
— антологию «Beyond Armageddon», 1985 г.
— антологию «Мир в латах», 1991 г.
— антологию «Фата-Моргана 4», 1992 г.
— журнал «Огонёк № 11 1993», 1993 г.
— антологию «Сражение», 1995 г.
Экранизации:
— «Этот фантастический мир. Выпуск 13: Бездна» 1987, СССР, реж. Антонина Зиновьева
- /языки:
- русский (24), английский (10)
- /тип:
- книги (32), периодика (2)
- /перевод:
- С. Анисимов (12), В. Артёмов (3), Е. Дрозд (2), С. Ирбисов (1), А. Оганян (2)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Gourmand, 17 марта 2015 г.
Отличный рассказ. Какой мир — такие и герои. В мире бездуховности «451 градус» это люди, помнящие книги. В мире голодных оборванцев, почти как в СССР (немногие жрут от пуза, остальных призывают довольствоваться малым) героем оказывается старик, помнящий о лучших временах, о различных вещах и механизмах, украшающих быт. Разве не точно такими же были фарцовщики, да и просто те совграждане, которые выезжали за рубеж и потом рассказывающие о «чудесах» загнивающего капитализма?
Помнится, был такой то ли анекдот, то ли байка про чтение дореволюционной книги кулинарных рецептов со всякими расстегаями и прочими буржуазными блюдами. Оказалось, что не обязательно ходить строем в обуви марки «Скороход» и петь под треньканье шаховской фанерной гитары. Есть и Фендер, есть и Саламандер.
Вот так и взрывается мир тотальной усреднённой нищеты. Когда люди знают, что есть другие вещи: удобные, приятные, красивые. И колбас не два сорта, а СОТНИ. И жвачка! И джинсы! И видаки! И плееры! И вместо махорки — Camel (самец), Winston, Marlboro.
Правильным путём идёт старик. Память не даёт скатиться в убожество.
Судя по тому, что кто-то влепил мне минус, не понравилось сравнение с СССР.
Ну, я не буду спорить, я приведу цитаты из самого произведения (в спойлере), а кому не нравится — пусть спорят с Брэдбери.
Да, ещё же попкорн! Невероятное лакомство из детства. Почему в засаженной по самую Арктику кукурузой советской родине не было попкорна?
Iricia, 21 сентября 2011 г.
Брэдбери рисует жутковатый мир — деградирующий, умирающий, разлагающийся. Мир, в котором запрещено вспоминать — иначе настоящее покажется слишком страшным. Знаете, что понравилось мне в рассказе больше всего? Описание пайка, которым «соблазняют» семейную чету сдать старика. Просто читая, я действительно смогла почувствовать, что это за сокровище — «недельный паек, плюс десять банок овощей, пять банок супа, в виде премии». За это я и люблю рассказы Брэдбери — мне удается их прочувствовать, погрузиться в них. Люди и их поведение (обратите внимание на сцену после того, как уходит полицейский — муж и жена отводят глаза, стараются не смотреть в глаза старику, а ему хочется притронуться к их локтям), мир, Чикагская бездна — потрясающая атмосфера.
ivan2543, 27 июня 2009 г.
Этот рассказ составляет некий диптих с «Улыбкой» и частично связан с романом «451 градус по Фаренгейту», являясь его продолжением. Действие происходит в разрушенном атомной войной мире. Главный герой, старик, изо все сил пытается напомнить людям о былом величии цивилизации, о навсегда исчезнувших бытовых благах. Его гонят, бьют, за ним гоняется полиция, но он вновь и вновь говорит людям правду.
Если в «Улыбке» изуродованный мир отрекался от наследия искусства, то «Чикагский провал» поднимает проблему материальной культуры. Люди не хотят вспоминать ничего о той цивилизации, что привела их к ядерному аду. На первый взгляд, подход верен. Но вместе с автомобилями и тостерами на костер отправляются шедевры живописи, книги, скульптуры. Культура – органическое целое, и поэтому ее уничтожение приводит к полной деградации человечества. Уничтожение всего, что человечество создавало веками – неверный путь. Нужно не пытаться стать зверями – нужно попытаться остаться людьми. Создать мир, в котором будут автомобили и компьютеры, но не будет войны и несправедливости. Иначе судьба человечества – регресс и медленное самоубийство цивилизации, что намного хуже самой войны.
stenny, 15 февраля 2013 г.
интересный феномен — спустя годы вспоминается обычно только лучшее, ну или вызывающее наиболее яркие эмоции. (неважно какие — положительные или нет) Для американцев из этого рассказа — это «золотые семидесятые», чипсы и сладости в упаковках из новых материалов и «образ жизни» свободного американца; для нас, нынешних 30-летних россиян? Наряду с бесконечными «дискотеками в стиле 90-х» всплывают, словно вещи с затонувшего лайнера — сериалы «Бригада», фильмы «Брат» и «Брат-2», бесконечные ремиксы песен тех лет. Околокриминальный быт и множество сайтов с воспоминаниями об индийских фильмах, китайских боевиках и музыкальных «клипах» тех лет. Самое поразительное, что люди вспоминают игры, в которые они играли в детстве. Очень много самых разных игр из числа «займи себя сам», почти не требующих каких-то денег, вложений, которые объединяли тогда и объединяют теперь множество людей по всей России. Именно этого «дворового общества» нам не достает сейчас?
AlisterOrm, 13 октября 2017 г.
Вот перед нами ещё один мир тотальной деградации. Толпы плохо ухоженных людей, ржавые, нерегулярно ходящие дребезжащие поезда, тёмные, неотапливаемые дома, заросшие парки... Мир, тихо гниющий после войны, убившей старый порядок. И власть — которая всегда власть, стремящаяся хоть как-то собрать в кучу разрозненное, и навести подобие порядка и контроля...
А для того, чтобы человек в окружающей мерзости оставался более или менее послушным, да даже, прямо скажем, более «счастливым» — нудно запретить ему вспоминать. О мире, где ты мог выпить чашку кофе — просто открыть упаковку, насыпать в бокал ложку коричневого порошка, бросить пару горсток сахара, и наслаждаться. Или о восхитительной жёлтой консервированной кукурузе, нынче ставшей дикой экзотикой. О сигаретах с фильтром. О рассекающих по хайвэям автомобилях с открытым верхам. О городе Чикаго, не превращённого ещё в смрадный кратер. О...
Зачем эту нужно в мире, где никогда не будет прежнего благолепия?
А ведь надо помнить. Ведь только память о том, что можно жить и по другому, не даёт скатиться человечеству в скотское состояние до конца.
god54, 23 сентября 2009 г.
Наверное Брэдбери нравится эта тема, потому что уже не один раз он использует её в своих произведениях в разных вариациях. Весь мир рухнул, а остались лишь единицы, которые стали памятью человечества и его проводником в новое будущее, которое не должно повторить прошлого, но и не уничтожить его. Как скажем в революцию меняли названия месяцев, выдумывали новые имена... Ведь мы уже это проходили, то что описано как будущее.
Darth_Veter, 18 октября 2021 г.
О чем будут думать люди, пережившие ядерный апокалипсис? Какие ценности будут тогда в ходу? Автор считает, что это будут воспоминания. Воспоминания об ушедшем, канувшем в Лету. Потому что никаких новых ценностей ядерная война не принесет — скорее, она просто уничтожит все старые под корень. А дальше получится по известной поговорке: «Что имеем — не храним, а потерявши — плачем.» Вот и герой новеллы пытается воспоминаниями о былом разбудить у людей стремление к восстановлению утерянных ценностей — предметов быта, культуры и общественного устройства. Нам, как жителям почившей в бозе советской империи, это должно быть очень хорошо понятно. Сейчас много пишут о нашем прошлом и сравнивают его с современностью. Сравнение явно не на пользу современности: не та продукция, не те люди, не то отношение к труду, не то настроение, да и страна совсем не та. Во времена СССР и деревья были выше, и небо голубей... У нас в Смоленске недавно открыли музей советского прошлого, где можно воочию увидеть те самые предметы обихода, которые всем казались обычными до скукоты. Теперь вот они вызывают острые приступы ностальгии и даже определенную зависть. К примеру, магнитофон «Маяк». Он, конечно, не мог сравниться с Panasonic' ом или Sony, но затраченные деньги отрабатывал честно: отпахал у меня более 20 лет без единой поломки! Только две кассеты не смог «прожевать» — разве это не повод для гордости? Или советские консервы, в которых не было ни грамма консервантов. Некоторые из них достать было непросто (черную икру или сгущенку), но зато цена на них не зависила от какой-то конъюнктуры и была одинаковой на всей территории страны! Одно это уже вызывает зависть и сожаление. Так что тема и мораль брэдбериевской новеллы нам хорошо понятна: потерявши голову по волосам не плачут. Вот и герою рассказа сознательные граждане придумали куда более полезное применение. Зачем попусту сотрясать воздух? Может, гораздо лучше будет попытаться вернуть назад хоть часть утраченного?
----------------
РЕЗЮМЕ: философские размышления об утерянных ценностях доядерного мира. Весьма актуальная вещь для современной России.
Zlata.24, 16 февраля 2019 г.
Постапокалипсис. И хотя автор не упомянул, какая катастрофа предшествовала, но нарисовал такое жуткое будущее, в котором людей за одно упоминание марок сигарет и названий конфет из прошлого преследует спецполиция.
Очень сильно ощущается созвучие с нашумевшим романом «451° по Фаренгейту», где также запретное манило и побуждало людей объединяться.
Рассказ с глубоким смыслом. Цените, люди, то, что имеете сейчас и не допустите такого страшного будущего.
Yazewa, 7 января 2008 г.
Нельзя ЗАБЫВАТЬ! Вкус яблока, цвет неба на закате, запах речной воды, прикосновение прохладной ладони... все это огромные ценности, владение которыми делает человека-человеком. Память может быть и лекарством, и оружием. Непомнящим легко манипулировать, он беззащитен.
Бойтесь забывать! :dont:
alex1970, 5 мая 2011 г.
Что может дряхлый старик сделать для восстановления цивилизации, безвозвратно утерянной в безумии войны?
Оказывается многое.
Ведь очень важно помнить разные нюансы, названия, вещи, ощущения.
Пока кто-то помнит, они окончательно не умерли, и их еще можно возродить
SoN, 22 сентября 2007 г.
Почти что послесловие к —> 451 градус по Фаренгейту / Fahrenheit 451...
Есть даже старый телеспектакль по пьесе «Чикагская
бездна» с Сергеем Юрским в главной роли...
alexey1978, 9 мая 2007 г.
Рассказ тяжелый и горький. О человеке, который пытается бороться в практически безвыходной ситуации. Хотя бы за память о былом.
Ялини, 8 июня 2006 г.
Постядерные фантазии всегда интересны. Неужели это предсказание сбудется?
vfvfhm, 20 июня 2021 г.
Крайне противоречивая история. С одной стороны, дедушку жалко, да и всех этих бедолаг жалко. С другой стороны старик вспоминает атрибуты общества потребления, как высший идеал человечества, а ведь именно бесконтрольное выжирание ресурсов драка за остатки из них и приведет к тем последствиям, что описаны в рассказе.
Обжираться шоколадками и попкорном — это прекрасно, но расплачиваться потом за это изобилие придется поеданием человечины.
Но нельзя отрицать ,что рассказ очень атмосферный. Как Чехов рекомендовал описывать лунную ночь через отблеск света на бутылке, так и Брэдбери показывает ужасы ядерного холокоста посредством пересчета горошин на тарелке.
Дика, 21 октября 2006 г.
Описан героизм человека, мечтателя, который не может позволить умиреть прошлому!
Но, как и в «Улыбке» один человек-это лишь зерно возрождения.
Хотя здесь уже есть единомышленники, это уже Радует!