Рэй Брэдбери «То ли ночь, то ли утро»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Ракета мчится в черноте космоса очень далеко от Земли. Но есть ли она, эта Земля? Член экипажа по фамилии Хичкок в неё больше не верит. Реально, по его мнению, только то, что близко, а скрывшееся с глаз — не существует. Нет и прошлого; воспоминания — это дикобразы. Потому-то, быть может, он и отправился в космос, что всё сущее — великая пустота...
Входит в:
— сборник «Человек в картинках», 1951 г.
— сборник «И грянул гром: 100 рассказов», 1980 г.
— антологию «Фата-Моргана 7», 1993 г.
- /языки:
- русский (15), украинский (1)
- /тип:
- книги (16)
- /перевод:
- С. Ирбисов (1), А. Милин (1), М. Молчанов (2), С. Стэць (1), Т. Шинкарь (11)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 14 апреля 2022 г.
На мой взгляд, главная идея рассказа выглядит мелковато и неинтересно. Философские вопросы о познаваемости мира уже давно разобраны во всех подробностях и сказать тут что-то кардинально-новое вряд ли кому-то удастся. Брэдбери просто решил вывернуть наизнанку главную мысль солипсистов: существую только я, а всё остальное кажется моему рассудку. И что же вышло в итоге? Да ничего интересного — описанный в рассказе «мыслитель» плохо кончил, доведя свою мысль до полного абсурда. То ли у него «крыша» поехала от Великого Безмолвия, то ли это просто какой-то вид космической инфекции. Кто знает, какие мысли полезут в вашу голову в аналогичных условиях! Еще до полетов в космос американцы проводили опыты в сурдокамере, чтобы определить степень устойчивости человеческой психики к недостатку ощущений. Их ведикт: мы можем обходиться без них не более 20 минут. Если больше — пиши пропало! Сдвиг «по фазе» тебе точно обеспечен. Что поделать — человек есть существо приземленное, а вовсе не космическое. Говорят, космонавты даже специально берут с собой записи разных земных звуков: шума дождя, гомона улицы или даже завывания ветра. Наверное, именно поэтому им в голову не приходит отрицать существование окружающего мира...
---------------
РЕЗЮМЕ: притча о космонавте, который дошел до того, что стал отрицать существование всего, что было недоступно его органам чувств. В итоге этот мир также вычеркнул его из своих списков.
Нортон Коммандер, 21 октября 2018 г.
Рассказ понравился. Поначалу видно, как много философских мыслей выражено в словах главного героя, думаешь — «вот ведь мудрость и философия в чистом виде». А потом эта философия плавно и в то же время быстро перерастает в настоящую психиатрию и становится страшновато от того, как тонка может быть грань между нормой и болезнью. Сегодня ты просто задаёшь самому себе вопросы, а завтра сбегаешь в пустоту космоса.
primorec, 4 октября 2013 г.
Такое случается, такое бывает. Иногда с Вами, иногда со знакомыми. Привычный, устойчивый, уютный мир рассыпается под давлением обстоятельств или случая на куски, каждый из которых ничего не значит. И так легко потеряться среди этих бесчисленных, ничего не значащих обломков, и, кажется, никогда и не было того, другого мира. Что толку стенать, перебирать воспоминания, жалеть о несбыточном и несостоявшемся. Ничего не было, ничего и нет.
Бывало так? Бывало, не спорьте. У одних быстро проходило, и они жили дальше, недоуменно пожимая плечами: случилось же такое, почудилось, наваждение, да и только. Разве это я был такой наивный, веселый и жадный до жизни? Конечно, я, кто же еще, я и сейчас такой, там, внутри себя.
А с другими было совсем не так. Они все глубже и глубже погружались в бездну отчаяния, отрицая для себя даже саму мысль о существовании спасения. «Все эти звезды. Кто и когда держал в руках хотя бы одну из них? Что толку попусту созерцать предметы, удаленные на миллионы и миллиарды миль. Все, что отстоит так далеко, теряет ценность и больше не беспокоит».
Об этом этот маленький рассказ. О воспоминаниях, которые составляют основу нашей личности: обо всех встречах и расставаниях, рассветах и закатах, днях и ночах, протянувшихся в прошлое на годы. О мечтах и желаниях, прокладывающих дорогу в неизвестность будущего. Именно они оберегают нас от безбрежной пустоты и отчаяния Космоса, частичку которого каждый носит с собой. Рассказ о нашем собственном микрокосмосе, в котором идет непрекращающаяся борьба между светом надежды и веры и темнотой отчаяния и страха.
Рассказ о человеке, который позволил пустоте внутри себя победить. Точнее, он сдался без всякой борьбы, отказавшись от воспоминаний и убежав от жизни. Такое случается, и даже чаще, чем Вы думаете. Сколько их, пустых внутри манекенов, бродит под синим небом Земли? Их легко отличить. «Он, скорее, из тех, кто падает и не ушибается», встает и идет дальше», стряхивая с себя, как дождевые капли, саму жизнь.
Об этом история. И ни о чем больше. Все прочее — Космос, звезды, метеорит — лишь декорация, фон, подчеркивающий драматизм ситуации. А Вы сами верите, что «все, что отстоит так далеко, теряет ценность и больше не беспокоит»? Или верите, в другое: мир есть и будет с Вами и без Вас, рассветы и закаты будут восхищать кого-то, даже, если Ваши глаза этого больше не увидят, и Пустота никогда не победит Жизнь.
ii00429935, 15 июля 2012 г.
У писателей масштаба Рэя Брэдбери не бывает случайных деталей. Так в рассказе «То ли ночь, то ли утро» фамилию главного героя автор «одолжил» у знаменитого режиссера. Как известно, Альфред Хичкок — мастер триллера и виртуоз в создании киноужасов. Астронавт Хичкок из рассказа Брэдбери сам — ходячий кошмар, способный легко отравить жизнь себе и окружающим. Не так уж безобиден чудак, ударившийся в философию, хотя начинается все вполне невинно...
Иронию, заложенную в рассказе, можно и не уловить, но с авторскими идеями не согласиться трудно. Людям с неустойчивой психикой в космосе не место! Ну а если без шуток: человеческий разум — штука опасная и оружие обоюдоострое. Он может и поднять к звездам и завести в совершеннейший тупик.
Однако, при всем уважении к Брэдбери, рассказ показался мне тяжеловесным, а огромные монологи Хичкока — откровенно скучными. Перечитывать «То ли ночь, то ли утро» в дальнейшем я вряд ли буду. Sorry!
Сказочник, 20 апреля 2012 г.
Прекрасно показан психологический надлом героя и то, как эта трещина постепенно ширится, ширится и, в конце концов, раскалывает героя на мелкие кусочки, и эту мозаику собрать уже невозможно...
Yozhhead, 17 мая 2011 г.
Зарисовка на тему солипсизма. Очень интересная мысль. Сразу вспомнился телеграфист Надькин, страдающий (или наслаждающийся?) этим недугом. Но скорее всего, солипсизм может иметь успех только в сумасшедшем доме, или же в космосе где «пустота сверху, пустота снизу и огромная зияющая пустота посередине, а в ней Хичкок»
god54, 30 сентября 2009 г.
Почему всех писателей иногда тянет на чистое философское описание реальности наших ощущений или реальности мира, данного нам в наших ощущениях. И верно любой герой свихнется от этой простой философской формулы, на которую никто так и не дал ответа... А может и не надо нам ответа... Я дышу, читаю фантастику и мне реален этот фантастический мир и реален тот в котором я живу, даже краски, их раскрасившие одинаковые. Ведь слова имеют свой цвет. У каждой фразы свой цвет...
22sah22, 14 июня 2010 г.
Интересный философский поучительный рассказ. Но слищком философский и слишком оторванный от земной реальности. Предположу, что под его впечатлением был написан позднее Робертом Шекли его рассказ про Андерса, который также вдруг ни во что не поверил и остался в нечто сером.
ozor, 4 декабря 2006 г.
По молодости не задумываешься, а прочитайте-ка фразу:
Я всегда считал, что умираешь каждый день и каждый день тебя ждет аккуратный деревянный ящик с твоим номером. Но никогда не надо возвращаться назад, поднимать крышку ящиков и глядеть на себя того, прошлого. Ты умираешь в своей жизни не одну тысячу раз, а это уже горы мертвяков, и каждый раз ты умираешь по своему, с другой гримасой на лице, которая раз от раза становится все ужасней. Ведь каждый день – ты другой, себе незнакомый, кого ты уже не понимаешь и не хочешь понимать.
Vendorf, 31 мая 2007 г.
Все размышления от обилия свободного времени, если бы главный герой занимался чем-то серьезным и интересным в процессе полета, то не тратился бы на беспепрспективныеразмышления...
viv, 30 декабря 2007 г.
Это или вид сумасшествия или крайняя степень того философского течения (не помню название), когда человек считает, что реален только он сам, а все остальное ему лишь кажется... В любом случае здесь не рецензия нужна, а диагноз...
Yazewa, 5 января 2008 г.
Параноидальный идеализм или что-то в этом роде. Космос, наверное, действительно, может обострить любые философские или бредовые мысли.
Но читать не очень интересно.
Всех параноиков — в открытый Космос! :silly:
ZiZu, 18 декабря 2006 г.
Прекрасная мысль в цитате, которую привел ozor, и мысли о том, что мы очень редко можем доказать самые простые вещи. Стоит ли верить в то, что остается только в твоей памяти.