Герман Гессе «Последнее лето Клингзора»
- Жанры/поджанры: Реализм | Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Философское | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
Смерть сорокадвухлетнего художника Клингзора поздней осенью ужаснула всех его друзей. Каждый задавался вопросом: почему? что случилось? что послужило причиной этому безрадостному для многих факту? Начавшееся безумие, приведшее к тяжелой болезни и закончившееся смертью художника или банальное самоубийство? А может быть разгадка скрывается в последней картине Клингзора, которую он успел закончить перед самой своей смертью?
Повесть была написана в июле-августе 1919 года и опубликована в журнале «Neue Rundschau» в декабре 1919 года., стр. 1471-1511
Входит в:
— сборник «Клингзор», 1920 г.
— сборник «Путь внутрь», 1931 г.
— антологию «От Эсхила до Кафки», 2019 г.
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
carex69, 3 апреля 2024 г.
Клингзор — художник, и Гессе пишет художественное полотно. Клингзор, судя по всему, экспрессионист, и Гессе выплескивает на бумагу невообразимое количество красок. Это буря цвета, на протяжении всего текста волна за волной следуют цветовые всплески. Всплески в определенном приближении отражающие общий настрой героя и иллюстрирующие события. Апофеозом является автопортрет, художник в прямом смысле выпадает из жизни на период работы. А закончив, как ни в чем не бывало, переодевается и едет к подружке. Финал остался не совсем ясен. То ли он умер (на что как бы намекает название и некоторые фразы в самом начале), то ли просто перестал писать (ведь для художника перестать писать это почти умереть).
Очень коротко, очень емко, достаточно аллегорично. Не реализм, но и не фантастика, ближе к притче.
Рекомендую, с осторожностью.
arey951, 28 декабря 2023 г.
В повести есть своя красота, некоторое очарование. Своими красками она действительно похожа на историю о художнике, которым и является Клингзор. Мы переживаем вместе с ним красоту уходящего лета, ощущаем неумолимый бег времени и нависающий над нами призрак Смерти, в ожидании которой и жил Клингзор. Он боялся не успеть насладиться своей жизнью, не успеть воспеть ее на полотне, а потому каждый свой день проживал как последний — с тонкой чувствительностью, но затаенным чувством гнетущего страха. Знаете, мне почему-то казалось, что на примере повести Гессе передает страхи Европы, ее культурного духа, которая оказалась втянута во всеразрушающую войну (дата написания 1919 год!).
Но, к сожалению, идея показалось мне недостаточно раскрытой, а пассивность происходящего местами навевала скуку. Все было зыбко и дурманяще, будто ты погружался в какой-то вязкое болото. Но в то же время понравились многие отдельные моменты, которые я сохранил в виде цитат. Все же довольно поэтичное произведение, да.
jenesyz, 20 ноября 2023 г.
Написанная картина является итогом всей жизни Клингзора, всех его переживаний, чувств, ощущений, как бы злы, грустны или даже веселы они не были, всё есть Жизнь. Очень точно автор передаёт это в одном абзаце:
Очень интересные моменты прослеживаются в произведениях автора, как и в данном, момент «могучего и глупого» (из спойлера выше) пересекается с «Демиан», где автор создаёт образ Бога, содержащий в себе столько божественного, сколько и дьявольского:
На самом деле очень трудно писать о таком роде произведении, где столько чувственного и духовного, ведь мы не можем охватить весь спектр эмоций, содержащийся в повести. Мы можем только срезонировать с некоторыми из них, и которые нами прочувствованы или понятны.
qpty57, 1 февраля 2023 г.
В главе «Душа ребенка» автор подробно и ясно, живым языком описывает свои детские воспоминания, личные травмы и переживания, памяти, страхи, ужасы и сомнения. Чем то сказать, его чувства не так сильно отличаются от чувств сейчашних детей. Другими словами, мне тоже знакомо страдания и муки и угрызения совести в детстве. Тут он описывает только лирически, ничего объективного, вроде того как он бежал от города далеко за лес он описывал это не как «я бежал к лесу» а «я бежал от совести, от ответственности и ужасов». Приведу ещё один интересный (по моему мнению) пример: после того как он подрался с Вебером, проснувшись, взглянул к окну, ощутил свое искупление от грехов но тут же вернулся в ужасную реальность, вся окружающая среда оживлялась, обретала глаза и уши, призывали его к суду, наказанию, к каре. И через несколько часов это случилось, к его комнате зашёл его отец. Ещё понравилось как герой внезапно нарушил договор с Вебером (с ним он обещался накопить монет и купить пистолет, синий и тяжёлый) – герой просто хладнокровно ответил отказом, Вебер ответил в контексте «ну и не надо, я тебе не шавка». Потом герой понял что Вебер не такой уж и чистый, не такой уж имеющий «ключа» и «совести» к жизни. В него проснулась свирепая ярость и герой подрался с Вебером. Теперь он обрёл врага и все беды бросил к нему. В каком то смысле он освободился от игр совести и мучительных терзаний путём их нарушения. Вот я прям почувствовал как он снял с себя весь душевный груз который его мучил на протяжении начала. Хорошая стилистика и форма повествования. Но есть и обратная сторона медали – автор в этой главе пишет только излияние души, только о своих чувствах, лирически, нету никакой реалистичности. Я даже подумал что это шизофренический бред, но это уже совсем другое.
В главе «Клейн и Вагнер» очень чувственно и как-то по душе описывает автор лирические излияния. Чем-то эти излияния души, чувств, состояний, страхов и переживаний Клейна напоминают меня самого. Вот только автор описывает их не постепенно а обрывчато, частями. А только потом автор медленно объясняет эти части и обрывки. Вот например вспомнится как он устало плюхнулся в скамье и чуть было не уснул, как мимо нее проходит высокомерная дама (герой так считает). Мне кажется «последнее лето Клингзора» излияние души. Ведь в самом деле большинство текстов – это про чувства, переживания, фантазии и размышления. То есть это субъективные ощущения и описания. А объективного мало. Но это не портит. Наоборот, я даже нашел в этих излияниях какую то часть себя. Мне кажется это какое-то психологическое эссе вроде психоанализа Фрейда. Но это лишь мое сугубо-индивидуальное впечатление, мое мнение не обязательно могут совпадать с другими. Обязательно планирую перечитать и написать новый отзыв, в этой драме что то такое есть.
Очень драматично и трогательно. Лирически и все как то знакомо. Автор описывает лирику Клейна не технично, не продуманно, отрывисто и резко. Но мне это понравилось. Во мне пробудилось много знакомых чувств клейну. И ведь действительно, состояние наше отражается на нашем теле. Когда Клейн сидел в скамье он чувствовал некую суматоху, досаду, отчаяние, ужас. Леди Терезина заметила это и сделала холодный взгляд. И реально, наши мысли отражаются на нашей теле и внешности и ирония в том, что мы не замечаем этого.
В завершающей части главы, автор уже вполне себе пишет не повествование а психологическое, успокаивающее эссе о жизни как таковом. Принципы его работы, законы и исскуство. «Не вписывать себя ни в какие рамки ни во зло ни во добро, это и есть освобождение» цитирую автора. В этом есть доля правды.
Жить не в сопротивлении, жить с лёгкостью, но не как пофигист а как мудрец, знающий что делать и как делать, имеющий ценное знание. От этого бессмысленно сопротивляться, напрягаться когда ты уже заранее всё знаешь, всё познал, узнал, созрело, прозрело.
В общем – книга про повествование личных чувств, ощущений и думов персонажей «Последнее лето Клингзора». Все они разные люди, с разными страхами и побуждениями но их объединяет одно – все они испытывают перелом ценностей, своей психики, пытаются выбраться из оков вины, страха, сомнений и терзаний. Очень понравилось. Советую если надоел быт. Стилистика особая.
Транд, 22 мая 2013 г.
Художник Клингзор проводит в горах свое последнее лето. Ни читатель, ни сам герой не знают, почему оно последнее, но совершенно ясно, что когда это лето догорит — герой умрет. Все вокруг уже будто пропитывает предчувствие смерти. Но пропитывает вовсе не темнотой, не страхом, но волнующей душу, сводящей с ума волшебностью всего происходящего и увиденного. С первого взгляда, люди узнают в простом, усталом, не аккуратном и всегда чуть пьяном человеке художника. Раз, увидев Клингзора на улице, женщина в окне, расчесывающая волосы, встает в красивую позу, чтобы он любовался ею и потом рисовал ее. Девушка в красном платье танцует ему танец, так откровенно и смело, как не танцевала никому, чтобы он любовался ею и потом рисовал ее. Простая женщина без слов и сомнений отдается ему в пустынной долине, однажды встретив его среди горных склонов, чтобы он любил ее, а потом рисовал ее. И все эти образы вплетаются, в сумасшедшее, разноцветное, пропитанное предчувствием смерти и сказки лето Клингзора. Его мир – уже не мир, а одна единственная картина. Картина, в которой переплетаются воедино великолепное волшебство жизни, и тревожное волшебство смерти, которую венчает, заключает и осмысливает маленькая, танцующая горная царевна.
Тут-то и открывается глазам читателя самый сложный и самый важный вопрос. Именно в этот момент, став на пороге смерти, художник оказывается в силах нарисовать свою главную, единственно важную картину. Но это требует времени, это займет у художника последние дни его жизни. Дожить, или дорисовать. Написанный еще молодым Гессе, Клингзор дает ответ не сомневаясь. Дорисовать. И он останавливает бег этого волшебного лета, закрывает окна и двери в великолепный, цветущий, жаркий мир. И посвящает последние дни картине. Но еще не раз Гессе вернется к этому вопросу – стоит ли одна, пусть даже самая лучшая картина, последних дней жизни в таком красивом, таком любимом, ведь у художников не бывает иначе, мире.
VaLKa, 16 марта 2009 г.
Я увидела в этом рассказе не тайну смерти Клингзора, она была глубоко вторичной, ибо интересно было читать о его жизнь, его последнем лете. Я увидела осознаное умирание Художника. Гессе препарировал душу, раскрывая его мир, его прошлое. Достаточно было нескольких фраз, что бы понять каким этот человек был в молодости, каким сегодня, что его влекло, что мучило, что вдохновляло. И в жаркие летние дни, в прекрасных пейзажах раскрывается жизнь настоящего творца, художника, но яркие, надрывные краски лета чуть погашены ощущением смерти, предчувствием умирания, осени. Ибо только через чувство скорой смерти можно было показать тонкие оттенки состояний Клингзора. Очень символично.