fantlab ru

Рэй Брэдбери «Поиграем в «отраву»»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.41
Оценок:
657
Моя оценка:
-

подробнее

Поиграем в «отраву»

Let's Play «Poison»

Другие названия: Сыграем в отраву?!; Давай играть в «Яд»

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 126
Аннотация:

Учитель мистер Ховард ненавидит детей, считая их захватчиками из другого мира и чудовищами, вышвырнутыми из преисподней, поскольку дьявол не может справиться с ними. Фантазии детей отравляют мистера Ховарда, тем более, что иногда они оказываются реальностью...

© Lucy

Входит в:

— журнал «Weird Tales, November 1946», 1946 г.

— сборник «Тёмный карнавал», 1947 г.

— журнал «Mike Shayne Mystery Magazine, November 1962», 1962 г.

— сборник «The Small Assassin», 1962 г.

— антологию «Weird Tales: 32 Unearthed Terrors», 1988 г.

— антологию «Маленький убийца: фантастические и детективные истории», 1991 г.

— антологию «Смерть Вселенной», 1992 г.

— сборник «Высоко в небеса: 100 рассказов», 2003 г.


Похожие произведения:

 

 


Маленький убийца: фантастические и детективные истории
1991 г.
Смерть Вселенной
1992 г.
Тени грядущего зла
1992 г.
Дерево Хэллуина
1996 г.
Канун всех святых
1997 г.
Темный карнавал
2004 г.
Высоко в небеса. 100 рассказов
2006 г.
Темный карнавал
2009 г.
Темный карнавал
2009 г.
Высоко в небеса: 100 рассказов
2010 г.
Темный карнавал
2011 г.
Темный карнавал
2013 г.
Темный карнавал
2016 г.
Темный карнавал
2018 г.
Темный карнавал
2022 г.
Темный карнавал
2023 г.

Периодика:

«Weird Tales» November 1946
1946 г.
(английский)
Mike Shayne Mystery Magazine, November 1962
1962 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Dark Carnival
1947 г.
(английский)
Dark Carnival
1948 г.
(английский)
The Small Assassin
1965 г.
(английский)
Weird Tales: 32 Unearthed Terrors
1988 г.
(английский)
Dark Carnival
2001 г.
(английский)
Все літо наче ніч одна. 100 оповідань. Том другий: Книга 2
2016 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как учитель могу подтвердить — дети могут быть теми ещё отмороженными сволочами и в рассказе нет вообще ничего фантастического, я вообще не знаю, кто придумал, что дети — это святые незамутнённые ангелочки. ХА! Но и «взрослый» здесь тоже не святой — отравой является именно он, заразившись от детей заразой, он не в силах справиться с ней самостоятельно и только становится разносчиком — дети, они такие.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересный рассказ. Не часто, но дети-чудовища встречаются у Бредбери. И здесь никакой мистики. Все очень правдоподобно. Дети один раз на глазах мистера Ховарда затравили одноклассника. И ему не с чего считать детей ангелами. И подход мистера Хорварда к детям, достаточно известен. Пока вы не воспитанные подростки — права человека на вас не распространяются. Но будучи под влиянием психоза, Хорвард только озлобляет детей. И делает чудовищ из тех, кто ими до его прихода не был. Антураж с игрой в отраву достаточно интересный. Проблема воспитание и отсутствия универсальных подходов является важной составляющей рассказа.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мрачный рассказ.

Дети монстры, учитель монстр. Психологически рассказ очень хорошо выверен, образ «человечного» учителя сначала заставляет симпатизировать, потом пугает, и вовсе отторгает. Дети... им у меня сначала было сочувствие от жесткости учителя, но после финала появилось мерзкое чувство обиды. Почему возникло это чувство? Наверное в рассказе нет положительных персонажей. Учитель-психопат, считающий детей исчадиями ада и дети создавшие вязкую и тягучую смерть учителя.

Абсолютно рекомендую преподавателям. Жестокость к детям будет наказана, хотя в рассказе это подано совсем не корректным образом.

Оценка: нет
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этом небольшом рассказе автор вновь обращается к теме детской жестокости, правда немного в гротескной манере. Страх вызывает тот факт, что с логической точки зрения жестокость детей невозможно объяснить, исходя из каких-либо логических предпосылок. Жестокость взрослых как правило является следствием событий, явлений, поступков других людей. У детской жестокости нет причин, вероятно из-за того, что родители не занимаются формированием моральных ценностей у своих чад и становятся сами жертвами своего бездействия. Описываемые в рассказе события хоть и гротескны, но вполне правдоподобны в реальной жизни.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я читала этот рассказ почти 15 лет назад, но до сих пор он периодически всплывает в памяти. Нет, я не считаю вслед за Ховардом детей исчадием ада. Просто Бредбери, как никто другой, понимал, что зло не приходит на планету ниоткуда, она рождается вместе с людьми и живет в них с самого раннего детства. Жестокость — есть естественное свойство человеческой психики. Воспитание, цивилизация учат держать его в узде. Но оно все равно прорывается наружу. Причем, прорывается, как правило, в ответ на такое же зло. История Ховарда — квинтэссенция этой идеи. Именно поэтому, Бредбери не попытался сделать его человечнее, живее, рассказать, почему он стал таким. Бессмысленная жестокость рождает в ответ такую же бессмысленную жестокость. Хочешь видеть в детях злобных пришельцев — они тебя поддержат в этом желании. Да, сильный рассказ.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор показывает и детей, и учителя не с лучшей стороны. Дети — жестокие безобразники, им что одноклассника из окна выбросить, что учительскую смерть подстроить — все едино. Но и мистер Ховард не лучше: кричит на детей, угрожает им, лезет в их игры. (Признаться, и мне в детстве как раз таких злобных людей очень нравилось выводить из себя. И примерно такими же способами — крикнуть возле дома, позвонить в дверь, показать что-нибудь в окно...) Вот учитель и получает в конце концов то, чего всегда ожидал и боялся.

В общем, в рассказе отражена печальная правда жизни: взрослые и дети никогда окончательно друг друга не поймут.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Иногда мне кажется, что дети — это чудовища, которых дьявол вышвыривает из преисподней, потому что не в силах совладать с ними». Эти слова главного героя рассказа «Поиграем в «отраву» могли бы стать эпиграфом к целой серии произведений Брэдбери, которого очень занимала проблема детской жестокости. Рассказ этот отличается пугающей реалистичностью (есть в нем, правда, небольшое мистическое допущение, но оно, на мой взгляд, погоды не делает). И в то же время Брэдбери стремится к объективности. Говоря судебным языком, выслушаны обе стороны — и школьный учитель мистер Ховард, и его ученики. Есть здесь, как мне показалось, и доля черного юмора в стиле «Мальчик в подвале гранату нашел» и т.п, но это не отменяет и остроту проблемы и трагичность происходящего.

В общем, «Поиграем в «отраву» рассказ, безусловно, хороший. Субъективно, по стилю, общему настроению мне ближе написанные на ту же тему «Вельд» и «Урочный час». А что выберете вы?

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ, лишний раз показывающий, что дети — самые жестокие существа. Не потому, что злые, а потому, что делят мир не на плохое и хорошее, а на интересное и неинтересное, а любое ограничение воспринимают как угрозу собственной независимости.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Учитель ненавидит детей. Причина достаточная для написания рассказа в стиле хоррор. Только злодеи — дети. У меня есть две точки зрения на этот рассказ. Во-первых: зло всегда порождает зло. Детская душа очень чувствительна к отношению окружающих, а у нормальных детей очень высокая степень адаптации к окружающей среде. Поэтому негативное отношение к ребенку, даже если оно никак не проявляется, все равно воспринимается и получает обратную реакцию. Это правило действительно и для взрослых, но дети более чувствительны и непосредственны, поэтому их реакция не негатив непредсказуема и очень сильна.

Вторая точка зрения появилась недавно. Когда я увидела детей, собирающихся разделать кошку. В прямом смысле. Живую. Ужас позволил осмыслить увиденное только спустя какое-то время. «Поиграем в «отраву» Бредбери — это не хоррор. Это реальность, которую создали мы, взрослые. Дети — не чудовища из преисподней, это зеркало, в котором отражаемся мы. Теперь не страшно?

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

К детям у Брэдбери особое отношение. Им практически полностью посвящен знаменитый гринтаунский цикл произведений, возглавляемый романов «Вино из одуванчиков». Такое внимание писателя к детям вовсе не случайно. Детство — самая яркая в эмоциональном плане пора жизни любого человека. В младые годы мы шаг за шагом открывали для себя этот огромный мир, полный новых знаний, ощущений и образов. Это период, когда из глупого и невинного ребенка вырастает разумная и расчетливая особь, полная всевозможных амбиций. Эта особь еще неопытна, полна противоречивых стремлений и потому часто ошибается. Большинство этих ошибок настолько мелочны, что вызывают саркастическую улыбку: каким глупцом я был когда-то! Но некоторые поступки весьма серьезны и имеют далеко-идущие последствия. К таковым, в частности, относится описанное в рассказе противостояние учеников и старого учителя Ховарда. Во многом в нем виноват сам Ховард, когда-то давно травмированный жестоким убийством своего ученика. Будучи человеком эмоциональным и впечатлительным, он не смог примириться с происшедшим и принялся копаться в себе, чтобы «найти виновного». Выводы, к которым он пришел, шокируют своей новизной и парадоксальностью: дети — это чудовища Ада, извергнутые Дьяволом прямо из Преисподней. Всё, что они делают тайно или явно, направлено против взрослых, которых они считают своими противниками. Нечто похожее уже звучало в «Маленьком убийце», так что сама идея вовсе не нова. Результат такого противостояния также не нов и очевиден: эти «дети кукурузы» приносят Дьяволу очередную жертву. Автор подчеркивает, что все свои злодеяния дети не воспринимают всерьез, придавая им форму игры «в отраву». Невинная затея в их руках быстро становится орудием мщения и приводит к трагедии. Молодость жестока и безнравственна — ей претит какая-либо мораль или философия. Всё основано на сиюминутных эмоциях и гипертрофированном эго растущей личности. Во всем виновата диспропорция между духовным и физическим, между разумом и телом, где последнее имеет явное преимущество по вине эволюции. Поэтому можно согласиться с героем рассказа, что дети — это инопланетяне, с которыми весьма непросто найти общий язык. К сожалению, половина современных педагогов не владеют подобным навыком и, подобно мистеру Ховарду, становятся на тропу войны с молодым поколением. В итоге, конфликт приобретает эпический размах и отравляет сознание будущих граждан негативным отношением к школе и учителям. Увы, не все из нас Макаренко или Корчаки. В оправдание хочу сказать, что и христианские святые в свое время были убийцами и негодяями, но, в конце концов, всё же попали в рай...

------------

ИТОГ: конфликт между отцами и детьми, изложенный в стиле трагедии абсурда. Воспитание детей — весьма важная и ответственная миссия, к которой многие взрослые относятся слишком формально. По собственному опыту могу сказать, что в большинстве случаев виноват вовсе не учитель, а родитель, не желающий выполнять свои социальные обязанности и перекладывающий их на плечи учителей. Дети, обделенные родительской заботой, вымещают на взрослых всё свое разочарование. А потом сами становятся родителями и прилагают свои усилия к тому, чтобы этот порочный круг никогда не разомкнулся. Вот и приходится горевать вместе с классиком:

«Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно...»

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жуткая история, есть расхожее мнение, якобы психические состояния притягивают соответствующие события, если это так, то «поиграем в отраву» — это как раз тот случай. Дети убийцы или дети проказники или просто дети. Каждый найдет в этом рассказе ответ, который удовлетворит именно его.

Учитель Мистер Ховард — одинокий, разочарованный человек, нетерпимый к детям после перенесенной травмы, он не ожидал от детей ничего кроме проступков и скверны. Он погиб, погиб при участии тех самых детей, которых он ненавидел.

Автор не выражает собственную позицию, роль судьи автор предоставляет своему читателю.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В рассказе затронута очень страшная тема: детская жестокость. И самое страшное это не то, что дети очень изобретательны, в плане разновидностей способов проявления жестокости, а то, что они не осознают того что делают. Для них это просто игра. Игра в «отраву». Так просто взять и «отравить» жизнь человеку.

Что же касается мистера Ховарда, то он понимал какая угроза «идет» от них. Боялся и пытался отгородится от них. Но боязнь его переросла в манию, а может быть даже в параною.

Очень хороший и сильный рассказ. Читается на одном дыхании.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прошу-прощения за небольшой оффтоп, но после прочтения этого рассказа, я понял откуда «ноги растут» в рассказе С.Кинга «Пустите детей!». Ох, не зря же он говорил, что бредберевские «Темный карнавал» и «Что-то страшное грядет» сильно повлияли на его творчество!

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ в целом неплох. Но есть неувязка: мистер Ховард думает, что все дети — исчадия ада. Но при этом он противопоставляет понятия «ребёнок» и «взрослый». Он же сам был когда-то ребёнком. По его логике, он тоже был исчадием ада :confused:. Странно получается.

Проблема детской жестокости, конечно, заслуживает внимательного рассмотрения. В детстве можно выявить и будущих преступников. Некоторые, например, кошкам хвосты поджигают, а потом людей убивают. А другие только на кошках и останавливаются. А здесь вообще дети-убийцы. Если они в таком возрасте совершили убийство (судя по контексту, уже не первое), к чему они дальше придут.

И, как уже было верно подмечено, дети чувствуют, как к ним относятся. Как ни старайся скрыть это, всё равно станет видно. По жестам, интонациям и прочим сигналам, которые мы на сознательном уровне не замечаем. И за плохое отношение они платят тем же, только плюс жестокость. Но они же ещё познают мир, учатся, создают базу опыта... Что с них взять? Ну не осознают, что совершают. И это тоже страшно. Страшно и то, что трудно оценить угрозу, могущую исходить от них. А Ховард, возможно, вцепился в эту мысль о жестокости потому, что сам когда-то делал что-то похожее?

У Брэдбери эта тема детей-исчадий ада уже не в первом рассказе поднимается. Заботила его эта проблема, надо думать.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Вы не люди, вы — дети. И пока вы не станете взрослыми, у вас не должно быть никаких прав и привилегий». Пожалуй, именно эта цитата вызвала самый сильный отклик в рассказе, потому что многие взрослые действительно так и относятся к детям, отказываясь им даже в базовых правах, забывая, что ребенок — не собственность родителя или авторитетного взрослого, а пусть и маленький, но человек. И можно заметить, что мистер Ховард относится к детям с той грубость и бесцеремонностью, которую едва ли позволил себе по отношению к другому взрослому.

Но стоит отдать должное, рассказ достаточно неоднозначен, чтобы показать причины подобного отношения: дети здесь не показаны невинности ангелами, и Брэдбери в самом начале показывает, что их жестокость действительно может быть смертельно опасной. И вместе с тем сюжет заставляет задуматься, что причина, а что следствие: получив в свои руки новый класс, учитель сам же настраивает детей против себя, и транслируя ненависть, вскоре закономерно сталкивается с ней же в свой адрес. Рассказ не дает четкого ответа, но зато показывает, что отвечая жестокостью на жестокость, этот порочный круг не разорвать.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх