Джоэл Лейн «Царапина»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век | 21 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
У Шона тяжелая жизнь – отца нет, мать на грани безумия, сестру убили. Шон одинок. И лишь только кошка Сара скрашивает серые мучительные будни его существования…
Шон живет в жестоком мире, где каждый день полон страха и боли. На фоне серых улиц и мрачных многоквартирных домов его единственным другом и защитником становится кошка по имени Сара. Но, шаг за шагом, его окружение словно навязчивый кошмар отнимает все, что ему дорого.
Входит в:
— антологию «Финт хвостом», 1996 г.
- /языки:
- русский (2), английский (2), французский (1)
- /тип:
- книги (5)
- /перевод:
- Ж.Д. Брек (1), К. Воронцова (1), Е. Фрибус (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Moloh-Vasilisk, 4 ноября 2024 г.
Царапина. Джоэл Лейн. 1996 год.
Шон живет в жестоком мире, где каждый день полон страха и боли. На фоне серых улиц и мрачных многоквартирных домов его единственным другом и защитником становится кошка по имени Сара. Но, шаг за шагом, его окружение словно навязчивый кошмар отнимает все, что ему дорого.
Рассказ Джоэла Лейна представляет собой глубокое погружение в реалии мрачной, удушающей атмосферы британской депрессивной окраины, что особенно подчеркивается центральной линией сюжета, где повествование вращается вокруг жизни подростка, по имени Шон. Лейн использует жесткие реалии жизни, погружая в безрадостный мир, где единственной отдушиной становится уязвимая связь с кошкой по имени Сара.
Лейн оперирует не только сюжетными элементами, но и языком, который создает тяжелую текстуру повествования. Фразы часто тяжелы и медлительны, как шаги по грязной улице, а настроение книги — беспросветное, словно погруженное в неосвещенные дворы и темные переходы промышленных районов. Ощущаешь себя свидетелем безысходности, так описанной, что это вызывает явное чувство сопричастности. Именно через этот отстраненный тон, Лейн хорошо передает отсутствие искренней человеческой близости, эмпатии и поддержки, что превращает историю в еще более болезненное и мрачное чтиво.
Темы, поднимаемые автором, варьируются от социальной дезориентации до вопросов насилия, как психологического, так и физического, — и все это подано на фоне безразличного урбанистического ландшафта, что задает основной мотив — мотив утраченной человечности. Главный герой, блуждающий по серым улочкам, становится символом обреченности и протеста против общества, которое забывает о нем. Столкновение с преступностью, наркотиками и постоянным одиночеством проявляется в мелких деталях быта, а финальная сцена становится кульминацией всей обреченности.
Однако у произведения есть и определенные недостатки, которые могут несколько ослабить впечатление. В первую очередь, это затянутость некоторых эпизодов, которые лишь усиливают гнетущую атмосферу, но не добавляют значимого контекста к образам. Такое обилие меланхолии и безысходности кажется излишним, вызывая эффект эмоционального онемения, а не сопереживания. Некоторым персонажам не хватает раскрытия, и они воспринимаются скорее как мимолетные фигуры на фоне основного действия. Этот подход, возможно, излишне усилен автором, создавая впечатление искусственности и отстраненности, даже там, где логика текста требует более живой связи.
Резюмируя, автор умело передает мрачное очарование жизни на окраинах, создает вневременную картину ужаса, рожденного от одиночества и утраты. Однако чрезмерное акцентирование на безрадостных и тяжелых аспектах жизни героев может показаться излишне отталкивающим для тех, кто ищет не только реализм, но и эмпатичную нить, связывающую автора и его аудиторию. 6 из 10.