Борис Батыршин «Египетский манускрипт»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века) | 21 век
- Сюжетные ходы: Артефакты | Путешественники (попаданцы) (в прошлое | из прошлого, будущего и других миров в наше время ) | Становление/взросление героя | Экспедиция/подготовка к экспедиции
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Динамичная история в духе приключений молодого Индианы Джонса, которую немного портит лобовая дидактика и прямые параллели с современностью.
Олег Иванович Семенов с сыном Ваней отправляются на Восток, чтобы разгадать секрет коптского креста. Здесь они проникают в крипту христианского монастыря, сражаются с арабами-мятежниками и соприкасаются с еще одной загадкой, разгадка которой может стать настоящей сенсацией. Между тем, оставшийся в Москве гимназист Николенька Овчинников и его друзья сталкиваются с новыми пришельцами из будущего, молодыми экстремистами, желающими раздуть в России пожар революции раньше, чем это случилось в реальной истории.
«Египетский манускрипт» написан в несколько иной манере, чем первая книга цикла. Здесь сюжет разделен на две параллельно идущие линии, каждая из которых имеет свою тональность повествования.
Первая, историко-этнографическая, посвященная восточному путешествию семьи Семеновых, решена в духе сочинений Майн Рида, Жюль Верна и более близкого к нашему времени Альфреда Шклярского (не случайно его книги прямо упоминаются в тексте). Даже стиль тут максимально приближен к повествовательной манере старой приключенческой литературы и кажется несколько архаичным. Немного недостает архизлодея, преследующего героев и старающегося любой ценой помешать им завладеть вожделенным артефактом. Впрочем, остроты и динамики и без того довольно. Например, очень драматичной и яркой вышла сцена с нападением ваххабитов в Басре.
Вторая линия, «бомбистско-террористская», написана в ключе классической «хронооперы» о попаданцах, стремящихся переписать и «подправить» реальную историю. Автор использует прием оппозиции «тогда»/«теперь», несколько идеализируя царскую Россию (что уже стало своего рода штампом подобного рода литературы). Новоявленные экстремисты получились какими-то карикатурными, немного однобокими. Неожиданно на сцене появляется автор «Москвы и москвичей», Гиляровский, вероятно, воплощающий дух дореволюционной Москвы. Наиболее же симпатичным и живым в этой линии показался юный пинкертон Яша, жадно впитывающий и применяющий на практике знания из будущего.
Видно также, что писатель хорошо разбирается в вопросах движения реконструкторов истории, хотя и несколько подтрунивает над ними, противопоставляя «ряженых» истинным русским офицерам.
Входит в:
— цикл «Коптский крест»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 361
Активный словарный запас: очень высокий (3284 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 80 знаков, что близко к среднему (81)
Доля диалогов в тексте: 30%, что немного ниже среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва