Брендан Дюбуа «Падающая звезда»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Техногенные катастрофы
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Вторая половина XXI века. Старый человек, бывший когда-то астронавтом, доживает свои дни изгоем в обществе. Катастрофа отбросила человечество назад к простой жизни, к природе, к земле. Людям некогда мечтать, им прожить бы… А вот старик хочет научить мальчишку мечтать и смотреть на звезды…
Space Stations. Edited by John Helfers and Martin Greenberg. 2004
Входит в:
— «Модель для сборки», 1995 г.
— антологию «Space Stations», 2004 г.
— антологию «Galileo's Children: Tales of Science vs. Superstition», 2005 г.
— антологию «Лучшее за год 2006: Научная фантастика, космический боевик, киберпанк», 2005 г.
— журнал «Clarkesworld. Issue 96, September 2014», 2014 г.
- /языки:
- русский (2), английский (6)
- /тип:
- книги (6), периодика (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- И. Савельева (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Hermit, 4 октября 2014 г.
Поскольку мой предыдущий отзыв удален, я не поленюсь написать новый, потому что этот рассказ из тех которые не просто не понравились, а откровенно бесят.
Итак, мы имеем конфликт: с одной стороны наука и прогресс, религия и невежество с другой. Буквально в каждой строчке подчеркивается скудоумие религиозной толпы и тоска по старым, полным чудес прогресса временам. Мотив избитый, но не в этом проблема. Вирус, уничтожающий «железо» и поразивший все компьютеры в мире (не взирая на операционную систему и архитектуру, отсутствие питания или подключения к сети и прочее) — это просто шедевр. По сравнению с этим пружинные двигатели Бачигалупи — вершина сурового реализма. Как можно истово болеть за науку и прогресс и на столько не разбираться в его дарах? Ну чем плохи старые добрые поедающие полупроводники бактерии или наномашины? Они может тоже не так уж научны, но хоть откровенного смеха не вызывают.
Старый космонавт очень хочет посмотреть на космическую станцию, и дарит мальчишке книгу о космонавтике... почему бы ему лучше не рассказать о том как сделать лимонад, например?
В целом этот подход описан у Бестера, там были люди, организовавшие герою «Тигр! Тигр!» его своеобразную внешность. По большому счету у нас тут нет конфликта науки и религии, у нас есть конфликт двух вер: той, что обожествляет человека на кресте и той что обожествляет космические ракеты. При чем обе в худших проявлениях.
Здесь нет науки как способа познания и улучшения окружающей среды, есть наука как идол. И, мне кажется, любой ученый будет глубоко оскорблен таким подходом.
Helleformer, 21 мая 2015 г.
Это был бы хороший рассказ, если бы его написали в 60-х. Но это 2004 год, когда все темы постапокалипсиса затерты и удивить можно лишь чем-то очень концептуальным. А тут — ну живут люди во втором средневековье, ну старика из города выгнали. Что, и всё?
Hostis, 5 января 2013 г.
Замечательный рассказ, показывающий, что социальный прогресс полностью зависит от технического, и если внезапно человечество лишится техники, то полностью откатится к былым предрассудкам. Язык рассказа очень хорошо передает эмоции главного героя.
necrotigr, 5 сентября 2008 г.
Рассказ выдержан в духе Брэдбери, особенно сильное влияние оказало «Вино из одуванчиков». Атмосфера маленького провинциального городка, пыли на улицах, играющих ребятишек... Мечты, точнее, уже сожаления о полётах в космос, но с верой, что они когда-нибудь снова осуществятся. Но всё это — практически на фоне нео-средневековья, слава Богу, хоть до охоты на ведьм не дошло. Описанный вариант отката общества назад в 19й век не так уж нереалистичен, на мой взгляд.
Малореалистична подоплека этого отката — злобный Последний Вирус, уничтожающий ВСЮ компьютерную электронику способом, неизвестным автору:smile: В принципе, заражение вирусом на аппаратном уровне возможны, недавнее заявление Криса Касперски тому подтверждение. Более того, я даже готовил доклад на тему, посвященную компьютерным атакам, и подобный вариант (вывод из строя энергетики и промышленности) был рассмотрен и даже смоделирован в США. Только вот автор заблуждается в двух вещах. Сжечь процессоры на современных ПК практически невозможно, от этого предусмотрена аппаратная защита, промышленные же контроллеры даже на пиковой загрузке не вырабатывают достаточно тепла. Вторая вещь: всегда найдутся компьютеры, не объединённые в сеть, в частности, военные.
Конечно, опасаться мощной атаки на компьютеры всего мира стоит. Но не так уж она страшна по сравнению со злом, которое таится в людях. Мысль, может быть, простая и вторичная, но справедливая. К сожалению...
Kalkin, 14 июля 2008 г.
Вторичность. Вот первая мысль, возникающая при прочтении данного рассказа. Избитая тема — это само по себе вовсе не плохо, если талант есть, то можно вытянуть даже тему звездного ковчега, как это сделал Бакстер в своей повести. Плохо, когда таланта нет — или автора преследует злой рок и мы его одаренность просто не видим. Именно так с Дюбуа. По идее — ничего, переосмысления, тем более — развития старого здесь нет. Чуть иные декорации — всемирный крах вызван крахом компьютерной системы, но действие происходит после, а потому — не вижу смысла искать инновации в поводе. Да и к тому же, этот новый ход менее достоверен, чем старая добрая постапокалиптика. Время автором определено четко, вторая половина 21 века, причем катастрофа случилась ближе к середине века. У меня большие сомнения в том, что весь мир будет отброшен на ту ступень развития, которую описывает в рассказе автор. Да и вирус, оставляющий от микросхем обугленные крошки, попахивает дешевизной. Можно было бы выехать на чистых, незамутненных эмоциях. Но их нет. Есть усталость главного героя, ровный тон повествования, простота, которая в данном случае не играет автору на руку. Вторичность и в идеях, и в эмоциях влечет забвение. Через месяц уже и не вспомнишь, было ли в рассказе нечто особенное, чудесное. Мы-то, в отличие от людей того мира, вместе со стариком помним, что было, что есть и что, может быть, будет.
Claviceps P., 3 декабря 2007 г.
Простоватый какой-то рассказ и бесхитростный. Не очень показался…
Вторая половина XXI века. Старый человек, бывший когда-то астронавтом доживает свои дни изгоем в обществе. Катастрофа отбросила человечество назад к простой жизни, к природе, к земле. Людям некогда мечтать, им прожить бы… А вот старик хочет научить мальчишку мечтать и смотреть на звезды…
С потугами на романтику, но меня не задело. Я лучше еще раз “Почтальона” посмотрю, или “Водный мир”.