Кристофер Паолини «Эрагон. Брисингр»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Эпическое фэнтези | Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Тёмный властелин | Спасение мира | Фантастические существа (Гномы | Драконы | Эльфы )
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
После окончания великой битвы на Пылающих равнинах, Эрагон и Сапфира понимают, что им еще многое предстоит. Они связаны обещаниями, которые дал Эрагон, и еще не известно, смогут ли они их исполнить.
Первое обещание — двоюродному брату Рорану спасти его возлюбленную Катрину от Короля Гальбаторикса. Но это не все. Варденам нужны его талант и сила, также как эльфам и гномам. Когда начинаются беспорядки и опасности окружают со всех сторон, Эрагон должен сделать свой выбор. Выбор, который поведет его через всю Империю и за ее пределы, выбор, который может привести к немыслимым жертвам.
Самая большая мечта Эрагона — спасти Империю от тирании. Сможет ли этот когда-то простой парень объединить все силы и победить короля?
Входит в:
— цикл «Эрагон»
Награды и премии:
лауреат |
Награды Национального Клуба Фэнтези и Хоррора "Цитадель" / Награди на Национален Клуб за Фентъзи и Хорър "Цитаделата", 2008 // Международный хит года |
- /языки:
- русский (1), английский (3), украинский (1)
- /тип:
- книги (5)
- /перевод:
- И. Тогоева (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Barrell, 16 марта 2020 г.
Читать, если глубоко не вникать в смысл.
Дурака учить – только портить. Это я про главного героя. В него пытаются лить знания как в дырявое ведро. Но вот тут и проявляется авторская суть: как много ты не читай разнообразной литературы, а окружающая культурная среда возьмёт своё. И сознание юного американца проступает на каждой странице. Классические события и поступки из комиксов типа «Х против Y». Ну и «Звёздные войны» продолжаются, куда без них: в разгар боёв рвануть доучиваться к мастеру Хлору, чебуран-калека радостно подыхает (―Я в изгнание отправиться должен, фиаско я потерпел.), а из мидихлорианового облака восстаёт «I’m you dad» (я угадал в прошлый раз).
Но вот что неожиданно: захотелось перечитать книги из школьной литературной программы советских времён, «Сын полка» Катаева и «Школа» Гайдара. Почему? А потому что в них реальная история взросления вчерашнего ребёнка на войне. В крови и боли. Без истерик и соплей. Иначе не выжить. Без дураков. Потому что нафига дураку меч стеклянный? Разобьёт, да ещё и порежется! (это был спойлер))))
Календула, 12 ноября 2009 г.
Не буду делить цикл на отдельные книги, ибо все же это единый сплав.
Недавно пересматривала «Звездные войны» и заметила ряд любопытных аналогий «Наследия» с ними. Возможно, они столь ярки и незавуалированы в силу молодости и неопытности автора (хотя многие взрослые авторы этим тоже грешат), возможно, автор попал под влияние творчества Джорджа Лукаса, возможно, он пытался передать свое увлечение звездной эпопеей… Как бы то ни было, сходство есть и в сюжете, и в образах персонажей, и даже в некоторых словах и выражениях (как, например, «Да пребудет с тобой сила»). Можно считать это аллюзиями, реминисценциями. Порой это так. Но все же налицо явное заимствование (сказать, что это подражание и копирование, я все же не могу, поскольку видна и рука автора, видно, как в процессе написания тетралогии происходит становление его собственного стиля).
Хочу заранее особо оговорить, что речь идет не о каком-то снешнем сходстве героев или событий, не об их конкретных поступках или родственнных связях. Речь не идет о каком-то заимствовании, но лишь о похожести. Речь идет о функциональном сходстве, о сходстве стиля, о расстановке сил и акцентов. Влияние Лукаса присутствует, и его не стоит недооценивать.
Итак, проведем параллели:
«Звездные войны» Джорджа Лукаса Цикл «Наследие» Кристофера Паолини»
Империя во главе с Императором Империя во главе с Гальбаториксом
Республика Вардены, Сурда
Королева Амидала Насуада
Джедаи Всадники
Люк Эрагон
Лея Арья
Энакин / Дарт Вейдер Муртаг
Ситхи Раззаки
Оби-Ван Кеноби (учитель) Бром, Оромис (учитель)
Нельзя обойти стороной и традиции Толкина в творчестве Паолини. Сложно даже взрослому писателю избежать влияния литературной традиции, что уж говорить о молодом авторе. Мир Алагейзии напоминает Средиземье. Вполне традиционны народы, населяющие Алагейзию: люди, эльфы, гномы, драконы. Самобытен образ раззаков, но все же в нем явственны черты орков и функции назгулов.
Деление мира на «хороших» и «плохих» вполне типично для фэнтези. Это некий канон жанра, жанрообразующий элемент. По закону жанра наличествует в книгах Паолини и масштабное изображение битв, обширная география, влюбленный, нетерпеливый в силу своей молодости и новизны происходящего главный герой, предательства, тайны и интриги.
Все же не стоит преуменьшать заслуг Паолини: он сочетал две достаточно разносторонние традиции – Лукаса и Толкина – и сочетал гармонично. Конечно, текст сыроват, язык прост, сравнения и метафоры не столь ярки и многогранны, повествование, хоть в целом и динамично, кое-где все же затянуто и изобилует довольно пространными описаниями природы, быта того или иного народа.
Плюс в том, что характеры героев раскрываются с разных сторон и в различных ситуациях. Мы не знаем, перейдет ли Эрагон на темную сторону и примкнет к Гальбаториксу, полюбит ли его Арья или они отанутся друзьями, на чьей стороне окажется победа, но уже сейчас мы можем выделить основные характеристики того или иного героя.
Эрагон. Будучи простым жителем Карвахолла, крестьянином и охотником, он мечтал о приключениях и опасностях, что с ним и произошло. Он обрел силу, знания, друга, но и большую ответственность. На его плечи возложена сложная задача – совободить народ от власти Гальбатоикса. Справится ли он с ней? Он молод, храбр, горяч, совершает необдуманные и безрассудные поступки. В то же время ему не чуждо чувство ответственности. Возможно, ему не хватает уверенности в себе и в своих силах, а это важно для того, кто нацелен на победу. К тому же влюбленность в Арью делает его уязвимым. Многими чертами своего характера Эрагон напоминает Люка и Энакина тоже. Вот вопрос: перейдет ли Эрагон на темную сторону или, как бы это ни быо трудно, продожит борьбу на стороне добра? Он так же, как Люк, нетерпелив и жаждет действия. Он также, как Люк, стал Всадником в довольно взрослом возрасте. Роднит этих двух героев и то, что они остались сиротами и воспитывались дальними родственника, а их отцы оказались приверженцами темной стороны. Во время своего нелегкого пути, полного лишений и опасностей, они оба обрели настоящих друзей, узнали цену дружбы и научились ценить жизнь.
Арья. Рассудочна и мудра, собранна и готова к любым неожиданностям. Она сложно идет на контакт с кем бы то ни было, но сердце ее пламенно. Она тонко чувствует окружающее. Она способна на глубокую привязанность и дружбу, но не желает проявлять чувств, ибо считает их слабостью. Но за тех, кто ей близок и дорог, за правду и свободу она готова биться до последнего. Этим она походит на Лею.
Насуада. Сравнить ее с Амидалой можно лишь как королеву, правительницу, поскольку мы не знаем, какова она в, так сказать, неформальной обстановке, как она ведет себя с любимым мужчиной. Насуада собранна и решительна, она мудро правит своим народом и готова на все, чтобы защитить его. Это роднит ее с Амидалой. Мудрые правители маленьких государств, отстаивающие суверенитет.
Муртаг. В чем-то напоминает Энакина. Может, тем, что перешел на сторону Гальбаторикса. Тот факт, что его вынудили поклясться на древнем языке, не умаляет тяжести его поступка. Возможно, это и не осознанный выбор или не совсем осознанный, но я склоняюсь к мысли, что все же он этого хотел. Подсознательно, но хотел, иначе та не поступил бы. Энакин тоже поначалу прикрывался тем, что бы обманут, но в последствии вполне осознанно совершал страшные поступки – одно только убийство маленьких учеников школы джедаев говорит само за себя.
Идеи. Основными идеями цикла, пронизывающими его от и до, являются идеи свободы, равенства народов, мирного сосуществования представителей разных рас под предводительством мудрого правителя – это в масштабе, в отношении же отдельных героев – это становление личности, формирование характера, поиск себя и своего пути. Герои по-разному проявляют себя в разных ситуациях, порой в жизненно важных, и это помогает нам лучше понять характер того или иного героя. Перед читателем встают серьезные и значимые проблемы: проблема выбора, дружба, любовь, предательство, прощение.
Несмотря на влияние Лукаса и Толкина, на многие заимствования, нельзя сказать, что это прямое копирование. Все же автор привнес много нового. Он вырабатывает свой стиль, ищет себя в жанре фэнтези, развивает канонические образы и сюжетные ходы.
Кузьмичч, 9 июля 2012 г.
Книга, конечно неплоха. Есть неточности, несоответствия, ошибочки, как впрочем и в предыдущих частях, но это все незначительно. Тем не менее третью часть, в отличии от первой, Паолини написал уже гораздо позже (не в 15 лет), а следовательно она должна быть лучше.
Книгу портят длинные и нудные описания, иногда нелепые сравнения; НО все это в какойто степени компенсируется неожиданными поворотами сюжета и интригой.
Вердикт: читаем четвертую часть.
ToSHkA, 18 января 2011 г.
Можно, бесспорно, строить параллели между различными произведениями, жанра фэнтези в частности. Ведь есть классика и каждый автор, прежде чем написать свой труд, знакомится с работами предшественников. И некоторые из них откладывают определенный отпечаток на дальнейшее творчество писателя. Поэтому говорить о некоторой похожести сюжетов бессмысленно. Да, конечно есть, я не спорю, авторы, которые бессовестно копируют чужие мысли, не превнося ничего нового. Но Паолини ни коем образом не входит в их ряды. Написанные им книги обладают какой-то изюминкой, в них видна индивидуальность писателя. Сюжет захватывает с первых страниц, и просто невозможно выпустить книгу из рук, не дочитав до конца! Апплодисменты автору! С нетерпением жду продолжения!
Wennod, 11 января 2011 г.
Пересмотрел свой взгляд на книгу, потому меняю отзыв. Раньше, не замечая очевидного плагиата автора со звездных войн я ошибочно составил мнение об авторе как положительное, но пересмотрев пару фильмов из серии звездных войн.. надо сказать, что я преуменьшал степень плагиата: вся серия откровенное воровство хоть он и добавил драконов концепция осталась прежней.
В свое время книга дала массу положительных эмоций и собственно я не жалею о потраченом на нее времени.
Фэнтезист, 26 мая 2011 г.
После прочтения могу сказать одно, очень хочется прочитать 4 часть.Сюжет поставлен очень хорошо, понятен, нет каких-либо скачков.Согласен с предыдущими отзывами, что в этом произведении находятся отголоски других, но тут есть и много своеобразного и иного,чем у других авторов.Книга очень легко читается и запоминается.(даже сейчас помню некоторые моменты).Понравилось описание автором различных боевых «стычек» происходящих с героями.В общем тем, кто читал первые две книги и не пожалел,понравится и третья)))Правда ещё один недостаток вспомнил, очень быстро закончилась))))
01eg, 8 июля 2010 г.
Отличные книги! Читал их по мере написания и каждый раз долго ждал новую книгу. Когда находил — запоем прочитывал за несколько дней. Единственный недостаток в этой серии — это то, что она еще не написана до конца! Затянутых и скучных мест в ней нет, нудных копаний во внутреннем мире героев слава богу нет... Весь сюжет захватывает и только в конце книги настает разочарования, что продолжение только следует... :glasses:
«колендула» конечно насмешила своим отзывом :biggrin: такое ощущение, что человек прочитал только трилогию Толкиена и видел лишь фильм Лукаса и в литературе и фильмах других познаний вообще нет... притянула за уши все что знала и сравнила :)
А если бы она трилогию Дюма о его Трех Мушкетеров прочитала а не Толкиена? Тогда был бы Эрагон-Д'Артаньян, Орден всадников — мушкетеры, Арья — Констанция, Ришельё — Гальбаториксом... за Раззаков сойдет Леди Винтер и учитель де Тревиль — Оромис :haha:
Во всех стоящих книгах идет борьба добра и зла. Обычно авторы выбирают повествование от имени «доброго» героя и во всех книгах есть любовь, есть друзья и предатели.
Если брать фэнтези то естественно должен быть мега-злодей и несколько его приспешником — злодеев помельче. Должен быть добрый герой, который немного слабее злодеев, но все же их побеждает, хоть и с трудом (принцип-добро побеждает зло), в редких книга все же зло побеждает. Если взять этот шаблон и приложить его ко всем книгам фэнтези, то большая половина под него попадет, а та часть книг, которая выбьется из этого шаблона — в большинстве своем нудятина с копанием во внутреннем мире героев, о их бесцельном или мало осмысленном шатании по вымышленному миру и нечеткой идеей самого повествования.
4578, 11 марта 2010 г.
Что — то Паолини не очень порадовал третьей частью.... В первой и второй книгах есть один главный общий сюжет, а на фоне него случаются небольшие проишествия. В третьей же книге общего сюжета нет: то ли это выборы гномов, то ли смерть Оромиса, то ли конечное сражение... Непонятно. Книга слабее первых двух:smile:
Daemonicus, 13 октября 2010 г.
У Эрагона и Звездных войн не только герои похожи. Вы просто посмотрите внимательней трилогию лукаса и сравните с книгами Паолини, там же сюжет одинаков! Просто соответствующих героев ЗВ в Эрагоне заменяет не один герой. Так, например, Дарт Вейдер — это Дурза в 1 книге, а во второй и третьей — Муртаг. В аналогии, описанной вверху, есть ошибка: Оби Ван — это прототип только Брома, прототип же Оромиса — Магистр Йода.
Отсюда я делаю вывод, что Паолини нагло передрал сюжет и непонятно из чего сделал себе деньги, за что я его не уважаю. Хотя писать он умеет.
И еще, я тут прочитал, мол у ЗВ 6 частей, а у Эрагона 3. Это элементарно можно обьяснить. Когда Паолини начал писать «свою» историю, эпизодов 1-3 (сответственно фильмов 4-6) у звездных войн еще не было. Тогда можно заметить, что Эрагон 1 соответствует эпизоду 4-у, Эрагон 2 — эпизоду 5, Эрагон 3 и (скорее всего)4 — эпизоду 6
Полинка, 8 июня 2009 г.
Прекрасные книги!!! :wink: С огромным интересом читала все три части. Удивительно, как пятнадцатилетний Паолини написал роман, ставший мировым бестселлером. Он просто большой-большой молодчина и прекрасный писатель! Думаю, его ждет большое будущее!
4578, 27 августа 2010 г.
По-моему, эта часть самая слабая из тетралогии. Выборы гномов сильно затянуты, а финальная битва скомкана. Шокирующая правда об отце Эрагона, гибель Оромиса.... Да, что-то Кристофер Паолини подкачал....
westerfold, 22 ноября 2010 г.
Самая лучшая,IMHO, книга из первых 3-х. Очень мне понравилась. Нового гичего не скажу, нно все же хочется отметить что очень здорово что автор уделяет внимание и другим персонажам кроме ГГ, т.о. брат Эрагона тоже становится своего рода ГГ, только более низкого порядка. Битва с имперским войском — это что-то:smile: А также очень хорошо описаны битвы всадников
Жду с нетерпением 4-й (заключительной вроде бы) части.
Dragonfire, 25 января 2010 г.
Эта часть повествования мне показалась лучше второй, хотя и немного уступающей первой. Да, книга довольно большая, можно сказать несколько затянутая. Но так мне казалось лишь во время прочтения, где-то посередине книги. Немного позже, перебирая в своей памяти все события, я понял, что это лишь кажущаяся затянутось.:wink: Тут нет таких моментов, которые можно было бы выбросить или сократить, тут всё на своём месте. И главное — в этой части всё устроено довольно гармонично: битвы и сражения разбавляются временем мира и покоя, скучных и нудных диалогов практически нет, начало вполне интересное и логичное, а окончание — весьма интригующее и, в принципе, неожиданное...:glasses:
Но опять же Кристофер Паолини, как мне думается, уделил незаслуженно мало внимания характерам и внутреннему миру героев, хотя некоторый прогресс в этом отношении есть. Ну и как всегда в «Наследии» меня восхитила Сапфира — прекрасная, великолепная и неподражаемая дракониха!:super: Наверное, это мой любимый герой в этом цикле!:love:
Правда, небольшой неприятный осадок остался у меня на душе... Нет, не от каких-то сюжетных ходов, ошибок в повествовании или упущений в описании! Нет... Просто я почему-то уже не смог восстановить в памяти и в душе те потрясающие ощущения и впечатления, которые я испытывал, читая первую книгу, мне не удалось проникнуться той же впечатляющей и красивой сказочной атмосферой.:sad: Я не знаю, почему... Может быть оттого, что я уже подрос на несколько лет, ведь при прочтении «Эрагона» мне было всего тринадцать. А может, потому, что слишком уж долго я ждал выхода третьей части...
В любом случае, произведение мне понравилось, я не вижу в нём практически никаких недостатков (за исключением указанных), поэтому ставлю ему ту же оценку, что и первой части, — 9. И с нетерпением жду продолжения саги!:yaya:
sadomaza, 18 мая 2009 г.
Хочу обратить ваше внимание на один факт... Издательством третьей книги занимался не «Росмен», что очень прискорбно, хотя перевод всех трех книг и был осуществлен одним человеком, оформление обложки другое, не такое красочное... А сама книга конечно же превосходная, но если он хотел написать трилогию, то можно было сделать толще первую и вторую книгу, и тогда бы все вместилось в три... Ну нечего страшного, будем ждать четвертую книгу «трилогии»:smile:
Velikii Skiv, 20 августа 2010 г.
Как я заметил, авторы отзывов разного возраста и даже из разных стран и все отзываются о книге положительно значит книга подходит всем, а это главное