Андрей Валентинов «Сфера»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика ) | Сюрреализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Виртуальная реальность | Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Бессмертие | Жизнь после смерти | Сновидения, формы изменения сознания
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Мне снятся сны. В них я попадаю в иные реальности, влюбляюсь в странных женщин и беседую с ученым по имени Джимми-Джон. Этот ученый рассказал мне, что, по его мнению, существует некая «Гипносфера» (она же — Ноосфера), другая форма человеческого бытия. Здесь можно жить вечно. Здесь можно управлять своими мечтами и фантазиями. Но только хорошо бы не забыть в итоге: все это — просто сон, и когда-то же надо проснуться.
Ты пойдешь со мной в реальную жизнь, Альда?
Входит в:
— цикл «Крымский цикл / Ноосфера»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 306
Активный словарный запас: очень низкий (2429 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 40 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 26%, что гораздо ниже среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Бронзовая Улитка, 2004 // Крупная форма | |
номинант |
Интерпресскон, 2004 // Крупная форма (роман) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 4 апреля 2019 г.
Опаньки. Более чем удивлён. У Валентинова прочёл где-то четверть всего написанного, поэтому — не шокирован, а именно — удивлён. Потому как в этом тексте — количество явно перешло в качество. Это уже — психоделик чистой воды. Вполне можно задействовать в качестве базы для медитативной практики, при желании.
Сильно. Очень сильно. Жаль, что раньше не наткнулся. Конкретно из этого цикла — зацепил только Филибера, все руки не доходили вернуться и начать сначала. Вот — случилось.
Ну, как бы..., обсуждать книжку — занятие абсолютно бессмысленное. Книжка — не для всех. Это — ещё мягко сказано. Полагаю, что 9 из 10 при случайном выборе — не поймут вообще ничего, ни слова. Так что даже и не знаю, чего тебе сказать, уважаемый потенциальный читатель. Разве что — вот так: «...Эта книга — что-то вроде механизма опознавания «свой-чужой». Ежели ты, уважаемый, прочёл и ничего не понял (или, что много вероятнее — вообще читать не стал, не смог) — то объяснить тебе ещё что-то сверх того, что в книжке уже есть — это, попросту, нереально. По крайней мере я — не знаю, как это сделать. А если прочёл, и — по той же, по крайней мере — отторжения не вызвало, то чего-то добавлять — это уже лишнее. Главное — психоделик сработал, и этот текст — он вполне себе информативен, и ты это видишь и понимаешь. А конкретика — она, опять же, слова затребует. Таки — и вот же, сколько слов, зачем же ещё-то...».
Что же касаемо оценки, то – как бы сие парадоксально ни прозвучало – не ахти что. Просто это – не мое. Примерно по тому же принципу, что и статьи Дивова из предыдущего прочитанного сборника («К-10»): да, цитатки выписывать – буду, не удержусь, мысли там – на вес золота, а вот форма… — эээ…, не впечатлила, мягко выражаясь. То бишь в качестве публицистики, или, скажем, методики, отчета аналитического – да, прекрасно и замечательно. Но как поощряемый «кирпичик» Светлого Храма Фантастики – воздержусь пропагандировать.
Вот, как-то так
tarasovich09, 14 октября 2015 г.
Наши сны — достаточно загадочный мир, у которого свой неповторимый колорит, свои, порою не до конца понятные и принятые нами законы. Мы живем фактически в двух Мирах — в Яви, и в увиденных нами Снах, где порою переживаем загадочные происшествия и сногсшибательные приключения.
Андрей Валентинов написал свою самую необычную и загадочную книгу о мире Снов, о различных аспектах сновидений, о происшествиях во Сне. Ничего подобного в российской фантастике мне не попадалось, поэтому книга вызвала интерес, хотя и читается непросто. Автор считает наши Сны — частью Ноосферы, о которой писал Вернадский.
Какого-то связного сюжета в книге нет, но есть отдельные чудные эпизоды и описание городов, замков, лесов, домов, лугов, морей, квартир, площадей, улиц Сна, по которым интересно походить и пережить различные приключения.
Пробегать книгу глазами не получится — не будет эффекта. Роман требует внимательного, терпеливого и заинтересованного читателя.
Мух, 14 января 2013 г.
В «ноосферном» цикле (а пожалуй, и во всем валентиновском творчестве) эта книга стоит особняком. И по уровню стилистической игры, и по своему сюжетному строю — почти нарочитому отсутствию «действия».
«Действие» я закавычил не случайно: если понимать его как примитивный экшн, то каких-либо драк, погонь, сражений иы в «Сфере» точно не найдем. При этом уровень эмоционального напряжения (то есть действия уже без кавычек) просто зашкаливает, вся книга звучит на чистом, натянутом струной нерве. Воедино сплетены и отношения человека с собственным Я, собственной личностью и памятью, и проблематика взаимодействия Ученого с объектом познания, и клубок неразрешимых этических противоречий в паре Творец-Творение... Перечислять можно долго, важнее другое: все эти проблемы, вся связанная с ними боль вдруг просматриваются под какими-то совершенно неожиданными (и очень острыми!) углами, звенят, обжигают. Ту же тему ответственности Ученого Валентинов решает не по-дюрренматтовски, рассудочно и сухо, а именно через переплетение человеческих драм (уже не во сне), пронзительно и эмоционально.
Книга — непроста. Она словно нарочно запутывает нас, ускользает от линейного понимания, отпугивает ленивого, праздного читателя нарочито сумбурной («сонной») стилистикой, сюжетом, построеном на сплетении этических и эмоциональных конфликтов. И приятным чтением вот уж никак не является. А вот чтением настоящим, насыщенным, напряженным — является безусловно.
Toptumba, 12 октября 2007 г.
О романе «Сфера» Андрея Валентинова очень трудно написать хоть что-нибудь внятное и толковое: ну не вписывается он ни в какую традиционную схему! Эту книгу фактически невозможно оценить однозначно и определенно, невозможно рационально рассуждать по поводу сюжетной линии, идейной составляющей...
Но тем не менее, при чтении «Сферы» настолько сильно погружаешься в этот мир, что вынырнуть оттуда не можешь и спустя очень долгое время после того, как переворачиваешь последнюю страницу.
Роман «Сфера» — в каком-то смысле, вовсе НЕ роман. НЕ фантастика. НЕ даже образчик «постмодернистской литературы новой волны» (как-то так, кажется, клеймят всё что угодно — не только книги — что никак не получается привести к общему знаменателю с другими «собратьями по цеху»).
«Сфера» — это попытка заглянуть за грань самого себя. Это продолжение повседневной реальности внутри бесконечности нашей души и того мира, к которому она в действительности принадлежит. Это — единство и борьба рацио, стремящегося все привести к определенной системе, и душевных и эмоциональных порывов, которые направляют нас подспудно, изнутри. Это — единство прошлого, настоящего и будущего в каждом из нас. И это — единство всех нас друг с другом. На одной планете, в одном мире, в одной Сфере.
Рискну утверждать, что «Сфера» — не просто одна из лучших книг Валентинова, а вообще одна из лучших книг, написанных за последние лет 20-30 на постсоветском пространстве. Да, заявление громкое — но готов его отстаивать.
Очень рекомендуется всем любителям НАСТОЯЩЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Правда, прочтите «Сферу». Не пожалеете.
konkor, 5 июня 2008 г.
Невозможно дать однозначную оценку роману. И, как я думаю, потому, что его интеллектуальная наполненность(ИН), с одной стороны, и та составляющая, назову её «увлекательностью»(У), которая дополняя ИН делает книгу по настоящему захватывающей для чтения, слишком разные по своему уровню.
В основе ИН романа лежит идея(гипотеза) Вернадского о существовании Ноосферы — сферы разума окружающей планету, в которой оставляет свой след всякий живущий на Земле. Валентинов отождествляет Ноосферу(по крайней мере как её частичную составляющюю) с Гипносферой — сферой сна, и размышляет о возможности управления человеческими сновидениями, о возможности построения в Гипносфере параллельных нашему миру человеческих сообществ в которых личность будет существовать и после своей физической смерти. И, конечно же, сразу затрагивается вопрос о допустимости вообще какого-либо вмешательства в человеческую психику. И в этом плане за развитием мысли автора следить очень интересно. Хотя финал развития идеи остается открытым, т.к. понятно, что ответить на столь общий и глобальный вопрос не сможет никто, удовольствия от размышлений о ИН романа это не уменьшает. Тут оценка 9.
А вот по второй составляющей — «увлекательности»(У) — все значительно хуже. Автор пытается передать читателю ощущения мира сновидений, мира человеческого подсознания, его изменения в результате внешних воздействий.
Отсюда «рваный» стиль изложения, наличие обширных описаний подсознательных ощущений героев, не связанных с конкретными событиями сна, а потому передаваемых в ассоциациях от восприятия цветовой гаммы, человеческих чувств и ощущений(радость, боль и т.п.) На мой вкус, этого последнего(неконкретики) излишне много и для меня эти страницы были откровенно скучны. По этому параметру — оценка 7. Итого средняя оценка 8.
Резюме: не рекомендую книгу тем, кто во главу угла ставит именно увлекательность и динамичность повествования(особенно в ущерб интеллектуальной составляющей). Эта книга в первую очередь потребует умственных усилий.
PS ИМХО, автору просто не хватило(хотя кто его гнал?) времени и желания, что называется «вылизать» текст, чтобы сделать его более увлекательным.
zubeilo, 17 июля 2008 г.
Скажу одним предложением:«Сфера — не книга, сфера — глоток свежего воздуха (с не большим количеством ЛСД)»:appl:
KERDAN, 28 января 2009 г.
Первая книга ноосферного цикла. Во многом данная книга призвана быть проводником, здесь множество загадок и еще больше ответов, вопросы на которые мы сможем задать, только прочитав последующие книги. Да, да именно, вопросы, а не ответы, я не ошибся. Удивляет умения автора погружать читателя в текст, некоторые места, где ГГ в мире «сна» боится заставляли, действительно, испытывать ужас. Великолепная книга, обязательная для прочтения.
Ladynelly, 17 апреля 2008 г.
В аннотации книги было написано ,что роман «надреалистичный»... Полностью с этим согласна... Впечатления от начала очень странные, дурманящие.... Автору удалось невероятно точно передать странную, ни с чем не сравнимую атмосферу сна... Как будто читаешь, про свои сны, свои блуждания в странном не понятном мире Гипносферы...
Но в какой-то момент, это надоедает, и тогда начинается самое интересное, то от чего невозможно оторваться... Вот только конец... Странный какой-то.... , точней открытый, потому что остаются вопросы...
MauroSV, 18 января 2009 г.
Описание романа действительно звучит красиво. Да и автор заслуживающий всяческого уважения. Собственно, это и сподвигло меня прочитать данное произведение.
Не понравилось откровенно. Очень напутанно, мутно, а творческие изыски явно неудались. Похоже, что блуждал разум у самого писателя. Из всего прочитанного у Валентинова это самый слабый роман.
слОГ, 1 сентября 2007 г.
Одна из лучших книг. Надо прочитать предисловие автора дабы не разочаровываться и не жалобиться потом, что «творческие изыски» автора не могут пробиться в «блуждания разума» читателя. Действие романа происходит во сне, часто в кошмаре и то, как это подано, говорит о редком писательском мастерстве. По сути шедевр, который остался практически не замеченным и, к сожалению, не понятым.
pasCuale, 7 января 2007 г.
нашел и прочел....
Если автор ставил своей задачей показать блуждания разума в самом себе, то у него получилось-))
Со скрежетом прорывался через творческие изыски Валентинова.
Рекомендую — чтобы не расслабляться-)
arhan, 10 июня 2007 г.
Удивительно не то, что Валентинов написал какую-то муть, а то, что я, при острой нехватке времени, прочитал её. Вот уж точно «блуждания разума», да еще с матом, который я в книгах (не в жизни:gigi:) не приемлю.