Питер Уоттс «Гиганты»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Производственное
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос )
- Время действия: Очень далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Звёздный ковчег/замкнутый мир | Искусственный интеллект
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Космический корабль «Эриофора», строящий путь из приручённых червоточин для будущих поколений человечества. Его миссия — длиной в бесконечность.
Иррегулярная переменная... и вот она — задача трёх тел: планетарный ледяной гигант, звёздный красный гигант и «Эриофора».
И теперь выход только один — прямо через фотосферу звезды.
Головокружительный виток в отношениях: бунтовщик из экипажа, вычислитель, с мозгом, подключённым напрямую к управляющему кораблём искусственному интеллекту, и Шимп — искин «Эриофоры».
Входит в:
— цикл «Подсолнухи»
— журнал «Clarkesworld. Issue 96, September 2014», 2014 г.
— антологию «Imaginarium 4: The Best Canadian Speculative Writing», 2016 г.
- /языки:
- русский (1), английский (2)
- /тип:
- книги (2), периодика (1)
- /перевод:
- Н. Кудрявцев (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vfvfhm, 2 августа 2020 г.
С точки зрения формы — это один из самых «перегруженных» фактурой рассказов Уоттса. Как истинный художник он постарался, чтобы форма соответствовала содержанию. Раз у нас история о сверхмощных гравитационных полях и их взаимодействии, пусть этому соответствует сверхплотный текст. Даже привычному к стилю Уоттса все равно приходится несколько первых страниц вгрызаться в повествование. Но усилия оправдывают себя. История вышла крайне захватывающая.
Хотя по сути это просто космическое приключение, но расписано так, что дух захватывает и поражает воображение. Не особенно я любитель космической фантастики, но не уверен, что так круто про авантюры на дальних рубежах вселенной пишут все подряд. К тому же если я правильно понял одну из центральных гипотез рассказа:
То, это может и не сверхоригинальная идея, но в рамках рассказа смотрится очень органично, как дополнительная красивая грань бриллианта. Ведь Уоттс, в своей привычно виртуозной манере, ухитряется запихнуть в 25 страниц текста еще и излюбленные темы свободы воли, высокоэмоционального конфликта нескольких антагонистов, взаимосвязи искусственного и естественного интеллекта.
А его сверхпоэтичные описания ужасающе экстремальных областей космоса как всегда засталяют сердце замереть, и зажмуриться в священном ужасе перед бесконечной мощью мироздания. В финале он упоминает Йейтса, но своим свободным и бунтарским космизмом он ближе, конечно к романтикам позапрошлого века. Фауст и Каин далекие предки его героев.
Пару слов надо сказать о том, чего нет в рассказе. А нет там соседства романа «Стоп-кадры революции» — пока что центрального события в истории полета «Эриофоры». Первым читателям рассказа он, конечно, был неизвестен. Но теперь весь мир, кроме русскоязычных читателей, знаком с этим важнейшим для понимания всего цикла текстом. Наши Гутенберги продолжают мелочно издеваться над русскими поклонниками Уоттса. Зато ежемесячно пачками поставляются истории о похождениях десантников во времена Царя Гороха и об оргиях юных ведьмочек в кампусе Академии.
Слава богу есть такие подвижники, как уважаемый ashed! Низкий поклон ему за перевод этого замечательного рассказа и труды по подробному его комментированию. Есть мелкие огрехи в переводе и некоторая чрезмерность в комментариях, но для нас непозволительная роскошь привередничать. Зато подвижнический труд толмача и солидный подход к своему делу достоин только всяческого и глубокого уважения!
ashed, 6 августа 2020 г.
В рунете всюду разбросано упоминание этой кривой аннотации:
»...За это время очередной виток совершают отношения экипажа, штурмана, чей мозг подключен к управляющему кораблем искину,«
Из экипажа — всего один пробуждённый, а именно Хаким.
Шимп, собственно это и есть штурман при штатном полёте.
А вот безымянный герой, от лица которого ведётся повествование, это вычислитель. И его имени мы не узнаем. Тонкая латеральная логика Уоттса рассыпала подсказки по всему тексту этого рассказа. Но проникнуть в тайну смогут не все. (Нужно тесное знакомство с «The Freeze Frame Revolution» — «Революция стоп-кадра»).
»...заперт в системе из ледяного гиганта, раскаленной планеты и звезды».
Там явный намёк на задачу трёх тел. Никакой раскалённой планеты там нет. И это точно, я перевод 5 раз патчил.
Есть Суртр — красный гигант, Туле — ледяной газовый гигант и Эриофора.
И название цикла всё же не «Подсолнухи», а «Подсолнечники». Паронимы, если я не пытаюсь добросовестно заблуждаться.
lammik, 1 августа 2021 г.
После провала «революции стоп-кадров» погружённые в сон революционеры дружно ненавидят Виктора Хейнвальда несмотря на то, что прошло уже несколько миллионов лет с тех событий. И вот при попытке создать очередные врата возникла критическая ситуация, требующая человеческого вмешательства. Шимп разбудил Виктора и Хакима, от этих двоих теперь зависит продолжение миссии «Эриофоры».
И опять Питер Уоттс начинает танец вокруг свободы воли. Только если в «Отчаянной» её под сомнение ставила человеческая эволюция, наградившая нас мозгом с вполне определёнными параметрами, то в «Гигантах» вопрос поставлен более традиционно — можно ли доверять тому, что видишь, особенно если твою картину мира контролирует могущественный некто с практически бесконечным ресурсом времени и энергии? В таких условиях любая паранойя окажется недостаточной.
Самое любопытное, что из рассказа так до конца и непонятно что же всё-таки произошло, чья ловушка сработала, или же — нет, а может и не было никакой ловушки, и всё это сон Виктора в саркофаге (но это объяснение отбросим как верх пошлости).
djay24, 27 декабря 2022 г.
Рассказ о том, как искин решил примирить экипаж, сплошь состоящий из проигравших бунтовщиков, с последним обладателем интерфейса. В конце концов все происходящее на страницах этого рассказа зависит от вашей точки зрения — верите ли вы в случайность такого масштаба или дадите волю дремлющей в каждом из нас параное.
artem-sailer, 1 августа 2021 г.
Тяжело разобраться со вселенной «Подсолнухов», и этот рассказ в очередной раз путает карты — в таком ракурсе неназванный главный герой (но мы-то понимаем, что это Виктор) — перед читателем ещё не представал.
Возможно, дело тут ещё и в том, что надо было сначала прочитать «Остров»? Посмотрим.
Рассказ не производит впечатления чего-то самостоятельного. Мне представляется, что решивший прочитать «Гигантов» в отрыве от всего цикла вряд ли что-либо поймёт. Разве что, потрясающие по образности умопомрачительные манёвры в космосе — да, пожалуй, даже только ради этого рассказ стоит прочитать.
lex_art, 12 января 2021 г.
НФ рассказ про параноидальную шизу космического масштаба. В цикле «Подсолнули» у Уоттса вся людская дурь становится космического масштаба. Цикл рассказов такой. Других масштабов тут нет. «Меня изумляет, как люди мучаются в поисках причин происходящего. Просто для защиты своих драгоценных предубеждений». Люди мучаются, а ИИ добросовестно выполняет свою задачу. И в данном конкретном случае моя симпатия на его стороне. В «Выскочках» автор порассуждал на тему того, что лучше. Предопределенность или свобода. Правильные ответ — в зависимости от того, насколько интересной будет судьба человека, стоящая за каждым из этих слов. Здесь нечто подобное. С одной стороны какой-то человек восстает против системы. Казалось бы нужно болеть за такого героя. Но что-то не получается. Вот так люди и становятся консерваторами. Это я сейчас про себя.
tombrady, 26 октября 2017 г.
Достойное продолжение «Острова». Не вызывает такого эмоционального взрыва как первый рассказ поскольку основные концепции этого мира уже были изложены ранее. Тем не менее по энергетике рассказ еще более насыщенный, проблемы взаимоотношений между героями тут выведены на первый план, но все они(и герои и проблемы между ними) это скорее инструменты используемые автором для описания явлений и понятий существующих в мире и их взаимодействий между собой.