Вячеслав Шишков «Емельян Пугачёв»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое | Военное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Революция
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Наиболее значительное произведение Вячеслава Шишкова — историческая эпопея «Емельян Пугачев», последняя, итоговая книга писателя. Автор воссоздал сложную историческую эпоху, богатую событиями и характеристиками, создал пронзительно реалистический образ народного борца за волю, личность богатырскую, щедро одаренную природой, воплотившую живительный исторический оптимизм народа. Книга, основанная на многолетнем изучении исторических документов, явилась крупным вкладом в развитии советского исторического жанра и была удостоена в 1946 году Государственной премии СССР.
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
||||
|
Награды и премии:
лауреат |
Сталинская премия в области литературы, 1945 // Художественная проза. Первая степень |
Периодика:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Podebrad, 23 ноября 2017 г.
После предыдущего отзыва трудно добавить что-то ещё. Однако выскажусь.
Лауреат Сталинской премии Вячеслав Шишков к большевикам относился прохладно и этого не скрывал. Его «Емельян Пугачёв» — книга не столько о Пугачёве, сколько о Екатерининской эпохе, первой её половине. Самозванная императрица выглядит в романе на удивление прилично. На мой взгляд, лучше, чем она того заслуживает. Ещё интереснее, как показаны её приближённые. Почти все они — Панин, Бибиков, Сиверс, Румянцев, гетман Разумовский, Строганов, даже братья Орловы — люди благородные, умные, порядочные (насколько это возможно для придворного), искренне озабоченные судьбой государства и, в общем, никакие не крепостники. Худшие крепостники — это поручики в отставке. А вельможи относятся к крепостным более или менее по-человечески и понимают, что ситуация сложилась ненормальная. Если огромное большинство подданных находятся на положении рабов, если рабы страну кормят, и дети рабов страну защищают — это и нехорошо, и неэффективно, и опасно. Все всё понимают и ничего не меняют. А если меняют, то к худшему. Вот, дождались Пугачёва.
Сам Пугачёв — несомненный народный вождь. За настоящим Петром III народ бы не пошёл. Пугачёв умеет повести за собой людей и сказать им то, что они хотят услышать. Обладает живым умом, определёнными военными способностями (на уровне сотника), чувством справедливости. С другой стороны — типичный люмпен. От избытка энергии шатается по стране, оставив на много лет жену с детьми (а каково её тянуть одной хозяйство и детей в полуразвалившемся доме?). Встревает в разные авантюры, иногда заработает денег и тут же спустит, чаще попадает под раздачу. И став казачьим царём, царствует как люмпен. Кровь хлещет рекой, решения принимаются под воздействием минутных хотений, проиграны все полевые сражения. Но не так всё просто. Пугачёв Шишкова — личность сложная, и поведение его, даже в сходных обстоятельствах, определяется самыми разными побуждениями. И сподвижники его — люди очень разные и тоже не простые. Нет среди них идеальных героев, но и законченных злодеев почти нет.
А лучшее, что есть в трёхтомнике — огромная мозаичная картина Екатерининской России. Картина сложная, не совпадающая ни с каким учебником. Изложено всё это лёгким ясным языком. К историческим эпизодам добавлено множество вставных баек, вообще характерных для Шишкова. Баек даже слишком много, они делают роман громоздким. Но автора можно понять. Старый больной человек в голодном Ленинграде спешил рассказать всё, что накопилось. И немного не успел.
Эрик Дрейвен, 25 ноября 2018 г.
О восстании Емельяна Пугачева написано не так уж много художественных произведений. Из дореволюционных — гениальная «Капитанская дочка» Пушкина, где вся эпоха пропущена через семейную хронику и удручающе беспомощный двухтомник «Пугачевцы» Салиаса. Из более поздних — «Салават Юлаев» Степана Злобина ( замечательный роман, о нем расскажу в следующий раз ). Эпопея Вячеслава Шишкова бесспорно самое значительное произведение на эту тему и одно из самых выдающихся достижений отечественной литературы. Перед читателем — максимально широкая картина эпохи, через которую красной нитью проходит пугачевщина. Целая галерея исторических персон — Петр 3, Екатерина 2, братья Панины, братья Орловы, Григорий Потемкин, А.В. Суворов и многие другие. Сподвижники Пугачева — Иван Зарубин-Чика, Афанасий Перфильев, легендарный Хлопуша — ни один более-менее значительный не остался без внимания. И конечно сам Емельян Иванович — образ Пугачева получился настолько мощным и «живым», что я очень сомневаюсь что кто-то еще рискнет написать что-нибудь на эту тему. Сравняться с Шишковым — архисложно, превзойти — невозможно. Вячеслав Шишков — выдающийся мастер «живой» народной речи и «живых» персонажей ( героев его книг действительно трудно называть персонажами, это живые люди. В этом плане автор даст солидную фору Стивену Кингу, хоть сравнение и неуместно). «Емельян Пугачев» — грандиозная, великая эпопея, просто обязательная к прочтению ).
Кунгурцев, 25 июля 2015 г.
Огромная эпопея в трёх томах, почти на две тысячи страниц, и при этом ещё и оставшаяся незаконченной. Когда-то он пользовался большой известностью, но постепенно превратился в «классику, которую никто не читает», а теперь и вообще практически забыт. Но я всё же решил взяться за этот роман и, в итоге, не пожалел.
Казалось бы от романа, созданного в 30-40-е годы, да ещё и удостоенного посмертно Сталинской премии, можно было бы ожидать абсолютной апологетики народного движения, что Пугачёв и его соратники будут «все в белом», а Екатерина со своими ближними «вся в дерьме». Но всё далеко не так. И Пугачёв, и Екатерина и большинство других персонажей показаны довольно неоднозначными личностями, у которых, как и большинства людей, мотивы низкие и высокие сочетаются друг с другом.
Пугачёв, в изображении автора, – сильный человек, которому тесно в сословных рамках, определённых происхождением. Вот он и ищет всяческие пути, чтоб пробиться наверх. То стремится отличиться на войне, пробивается в хорунжие, но выше подняться сложно. То пытается разбогатеть, проворачивает одну удачную операцию, но торговля всё же оказывается не по нутру. То стремится осилить грамоту и действительно удаётся худо-бедно научиться читать. То пытается увести часть яицких казаков на Кубань, чтоб там стать их атаманом. Тут-то ему и подворачивается мысль провозгласить себя Петром III, якобы уцелевшим и скрывшимся. Он искренне хочет помочь народу, и в то же время не дурак попользоваться своим «царским» положением – пожить в «хоромах», вдоволь попить вина, погулять с женщинами и т.п. Но и дело при этом тоже не забывает. Умеет привлечь на свою сторону людей не только липовым царским титулом, но и личным обаянием, выражаясь современным языком, харизмой. (Разумеется всё это относится не к историческому Пугачёву – кто его знает, каким он там был – а к персонажу Шишкова).
Екатерина в некоторым смысле чем-то напоминает Пугачёва, как это ни странно звучит. Она ведь тоже пришла к власти незаконным путём, тоже устроив восстание. Ей, конечно, для этого не пришлось называться чужим именем, но заняла она место, которое ей бы занимать не полагалось, убрав мужа и оттеснив сына. Она стремится к процветанию страны и благу подданных, пытается провести реформы, задумывается и об отмене крепостного права, которое искренне ненавидит. Её приближённые эти идеи, в общем, разделяют. Но всё разбивается о сопротивление массы дворянства. А рисковать своим положением, а то и жизнью ради каких-то там крестьян Екатерина не хочет. Терпели крестьяне, авось и ещё потерпят.
Но терпение бывает и заканчивается, особенно если вдруг объявляется «истинный» «хороший» царь, который даёт землю и волю, а также свободу вероисповедания (этот момент тоже немаловажный, старообрядцев в XVIII веке было гораздо больше, чем позднее). Вот тебе и русский бунт (впрочем не только русский – башкиры и татары тоже активно участвуют)! Беспощадный, да (автор жестокости повстанцев не скрывает). Но бессмысленный ли? Это с точки зрения дворян Пушкина и Гринёва он бессмысленный. Если же смотреть на вещи глазами крепостного крестьянина, приписного уральского рабочего, рядового яицкого казака или согнанного с земли башкира, смысл появляется. Не случайно неоднократно разбитый правительственными войсками Пугачёв каждый раз почти мгновенно вновь обрастает массами приверженцев. И, если б не предательство части казацкой верхушки, последнее поражение могло бы ещё и не стать роковым. К тому же, кроме Пугачёва и его войска, действуют и массы мелких крестьянских отрядов. Объявляются и другие «Петры III», а также один «Иоанн Антонович».
Надо сказать, что в первом томе действие происходит до начала восстания, и в его первой половине Пугачёв появляется довольно редко, да и во второй его не очень много. Описывается Семилетняя война, короткое взбалмошное царствование Петра III, переворот Екатерины и первые годы её правления. Некоторые критики обвиняли автора, что он построил повествование на анекдотах. И, в общем, определённая правда в упрёках критиков была – анекдотов действительно много. Во время прочтения первого тома сразу возникла мысль: так вот откуда Пикуль списал половину своего «Фаворита»! Хотя, конечно, возможно дело в том, что использовались авторами одни и те же источники. Но, с другой стороны, роман Шишкова во время молодости Пикуля был широко известен, и интересовавшийся историей Пикуль наверняка его читал. К тому же по прочтении второго и третьего тома выяснилось, что пикулевская миниатюра «Прибыль купца Долгополова» представляет собой явную выжимку из тех глав романа Шишкова, где действует этот пройдоха. Так вот рушатся репутации.
В современных отзывах роман обвиняют в тяжеловесном языке. Но я бы этого не сказал. Конечно, до блестящего языка толстовского «Петра Первого» далеко, но в целом вполне читабельно. Другое дело, что автор временами перебарщивает с исторической хроникой, и текст начинает напоминать учебник. Отсюда, возможно, и ощущение тяжеловесности возникает. Но что поделать? Время такое было. Тогда художественная литература и функции учебника частично выполняла. Ну и не надо забывать, что роман остался неоконченным, и автор окончательно отшлифовать текст попросту не успел.
Канский читатель, 14 мая 2019 г.
Пол года читал. Наконец то осилил. Впечатления только положительные!
Очень жаль что роман остался незаконченным. Обрывается на самом интересном месте. Не вошли в роман битва при Соленниковой ватаге, предательство Пугачева его сподвижниками, конвоирование Пугачева и суд над ним. Глав так 6 или 7 могли бы ещё быть.