Стивен Бакстер «Инерционный корректор»
- Жанры/поджанры: Детектив (Классический детектив ) | Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Шерлок Холмс и доктор Ватсон расследуют обстоятельства смерти изобретателя, погибшего внутри построенного им аппарата, изменяющего один из физических законов.
Входит в:
— цикл «Шерлок Холмс. Свободные продолжения» > Антологии и сборники > антологию «Новые приключения Шерлока Холмса», 1997 г.
— цикл «Шерлок Холмс. Свободные продолжения» > Антологии и сборники > антологию «Невероятные расследования Шерлока Холмса», 2009 г.
— сборник «The Hunters of Pangaea», 2004 г.
- /языки:
- русский (4), английский (2)
- /тип:
- книги (4), самиздат (2)
- /перевод:
- А. Ахмерова (2), Е. Пучкова (2)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Prosto_Chitatel, 25 февраля 2024 г.
Скучноватый, слегка перегруженный техническими деталями рассказ, но зато с Гербертом Уэллсом на борту. Да и расследование тут — в отличие от многих рассказов сборника «Невероятные расследования ШК» — действительно полноценное, что, конечно, добавляет плюс в карму автору. Есть и фантастическое допущение, а так же постоянный балланс между мистификацией и реальными открытиями гениального ученого — было или не было.
И, вроде, все хорошо, выверенно. История с классическим построением. Холмс (хоть и опять вопреки оригинальному Холмсу вдруг читающий беллетристику) вполне соответствует нужному образу и стилю поведения. А вот почему-то совершенно не цепляет. Возможно, потому, что большинство персонажей здесь полностью безликие, им не хватает помимо механических описаний какой-то привязанности к реальности, того, за что им можно было бы хоть как-то начать сопереживать. Возможно, потому, что именно технические моменты расследования слишком увлекли Бакстера и встали во главу угла настолько, что превратили историю в некое пособие несущесствующего агрегата, а не в художественный рассказ.
Тем не менее, ругать рассказ особо не за что. Это неплохой рассказ. Это рассказ на любителей покопаться в «технической документации». Те же, кому важнее характеры и не мотивированные, но тем не менее обусловленные психологией конкретного индивидуума поступки, будут несколько разочарованы. Не настолько, что «зря потратил время», а на столько, что «пожалуй, перечитывать не захочется».
Фалкон, 19 августа 2016 г.
Такое своеобразное свободное продолжение Шерлока Холмса. Мне не понравилось, почему — сейчас объясню.
Построение сюжета стандартно — к Холмсу приходит посетитель с тайной непостижимой смерти; Холмс и Ватсон (так в издании) едут в пригород, расследуют дело; Холмс разоблачает злодея и предает его в руки правосудия. Ватсон несколько тупее, чем он бывает обычно (не опознал медицинскую пиявку). Холмс блестящ (вернее, автор хотел, чтобы он так выглядел, а получилось — не очень). Дедукции — слабоваты. Время действия четко датируется между 1895 и 1901 годом.
Чем рассказ отличается от всех прочих аналогичных? Перво-наперво, посетителем Холмса является Герберт Уэллс — именно, тот самый. Он уже написал «Машину времени», но еще не написал «Первых людей на Луне» — отсюда и датировка.
Рассказ относится к категории тех, авторы которых стремятся придать Холмсу большее правдоподобие, путем введения в повествование реальных исторических лиц. Ввиду сюжета, это совсем не удается.
Далее, Холмс проявляет небывалые познания в литературе; он опознает Уэллса, но не путем дедукции, а потому, что знает его по фотографии и читал его романы. Это совсем слабо.
Мало того, как мы все помним из «Этюда в багровых тонах», Уотсон ясно написал, что «познания в обрасти литературы — никаких». Правда, позднее Конан Дойл по каким-то причинам меняет свое отношение к детективу, и последний сыплет у него цитатами из Библии, Шекспира и так далее. Тем не менее, знакомство с фантастической литературой Холмса выглядит совершенно невероятным. Далее по ходу действия Холмс показывает свое знакомство с опытами Галилея (Ватсон — нет); мне кажется странным, как это Холмс, имеющий сугубо практический склад ума и называющий свой мозг чердаком, в котором нет ничего ненужного, вдруг проявляет познания в физике.
Но самый апогей бреда содержится в инерционном корректоре, который движет сюжет. Это такое устройство, которое способно менять или полностью уничтожать силу тяжести.
Все рассказы Конан Дойла реалистичны и практичны; у него нет никаких родовых проклятий, в виде собак; никаких вампиров; никаких призраков и ничего аналогичного.
Здесь же автор перемещает нас в какое-то фантастическое окружение; это какой-то стимпанк, вместо старой доброй викторианской Англии. Идея довольно сомнительная, хотя кому-то, возможно, и понравится. Погиб изобретатель чудо-устройства — как — не скажу, в этом смысл сюжета и тайны. Но до этого пресловутый изобретатель успевает слетать на Луну!? и даже передать Уэллсу пузырек с лунной пылью. Место преступления является космическим (??) кораблем. В общем, мне такое смешение стилей и искажение образа Холмса не нравится. После расследования и изобличения злодея, Уэллс обещает написать книгу (Первые люди на Луне). Кстати, по ходу действия Холмс вторично заделывается литературным критиком, и аргументированно критикует «Машину времени», чем вгоняет тупого Ватсона в сон.
В общем, все понимают, что никакого инерционного корректора нет и быть не могло. Но тут автор допускает еще одну чудовищную ошибку. По его описанию, инерционный корректор является стационарным устройством, запускающим корабль. Вот и вопрос — корректор остается на Земле, а как герой ухитряется вернуться??
По ходу действия герои обнаруживают еще много чего любопытного — гигантских пиявок и 6-дюймовых муравьев; мышей с истонченными лапами и такую же собаку. По мысли автора, эти существа длительное время находились в поле корректора и, соответственно, претерпели эволюционные изменения. А по мне дак — Уэллс не только своих «Первых людей на Луне» отсюда извлек, но и «Пищу богов» и, может, даже «Остров доктора Моро». Сколько времени реально требуется для такой «эволюции» — оставляю на совести автора.
В заключение укажу, что глаза одного из героев периодически то синие, то серые — это уж явный недосмотр автора.
Рассказ закончен; лунная пыль выброшена в окно (с непонятной мотивировкой); перед этим все её потрогали и понюхали — вот тут-то автор реально описывает настоящую лунную пыль. И если герои все время сомневаются — был полет в реальности, или нет; я — не сомневаюсь. Острые изломы, запах пороха — это настоящая лунная пыль.
Для больших фанатов Шерлока Холмса — в особенности, для любителей смешения литературных стилей. Кстати, с точки зрения литературы написано добротно; скуку не навевает.
Оценка — 5; не могу поставить меньше за Холмса, даже такого нетрадиционного.