Патрик О'Брайан «Командир и штурман»
- Жанры/поджанры: Историческая проза | Реализм
- Общие характеристики: Приключенческое | Военное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Мировой океан, моря (В открытом океане ) | Европа (Южная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Пираты
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Сбылась мечта: Джек Обри назначен капитаном шлюпа «Софи». Практически в это же время он знакомится со Стивеном Мэтьюрином, который становится у него на корабле врачом.
«Софи» — корабль британского флота, который занимается рейдерством у берегов Испании в Средиземном море. Идёт война, и ему приходится то и дело вступать в бой с испанскими и французскими судами.
Входит в:
— цикл «Хозяин морей»
Награды и премии:
лауреат |
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003 |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
an2001, 27 июля 2023 г.
По окончании романа осознал, что слишком часто при чтении у меня возникало чувство некоторой недосказаннности.
Ибо, если это приключенческий роман, то как-то не слишком автор изобретателен в целях и описаниях этих приключений. Ну да, отправились в рейд, смотрели-смотрели и встретили противника и т.д. Ничего нет изобретательного или красочного в таких плаваниях вдоль почти никаких не описываемых берегов.
Если же это психологический роман, то и здесь нет выраженного конфликта или погружения во внутренний мир героев. Казалось бы, встреча старых знакомых по некой полулегальной организации, даёт возможность для интриги, ан нет — вяловато и личное обьяснение, и дальнейшие взаимоотношения не получили развития.
Ещё ряд читателей отмечают текст как живописание моряцкого быта прошедших времён. Но, увы, кроме небольшой экскурсии доктора по кораблю, явно не хватает и картинок с детализацией, да и прочих деталей бытовых.
А может это вот военно-политическая эпопея? Ну хотя бы в некотором роде. Это может быть как разнообразили пресность сюжета? Увы, не уделено внимания и этим нюансам.
И в итоге получается вроде бы неплохое, но достаточно среднее и даже затянутое повестование, где в начале ГГ ждёт капитанского чина, а в конце книги чуть его не лишается.
Вполне возможно, что в дальнейших книгах автор уделит бОльшее внимание деталям, да и сможет расписаться, но пока же в ближайшее время вернуться к грядущим событиям этого сериала желания нет.
Siberia, 30 октября 2021 г.
Исторический роман, рассказывающий о сражениях британского флота, первый в цикле «Хозяин морей».
Время действия — период наполеоновских войн. Место действия — Средиземноморье — остров Менорка, порт Магон (ставший территорией Испании в 1802г, как раз после описываемых событий) и окрестные воды.
Сюжет посвящен становлению в качестве капитана Джека Обри, флотского офицера, и началу его дружбы с доктором Стивеном Мэтьюрином, судовым врачом. Эти двое — главные герои хроники «Хозяин морей». Читая, получаешь их взгляд на происходящее. С одной стороны — мышление военного моряка, всей душой прикипевшего к флоту. С другой стороны — наблюдения чудаковатого натуралиста-любителя, высококвалифицированного медика (и трепанацию сделает, и ногу отпилит, и пилюли пропишет), на момент начала романа мало знающего о войне, морских традициях, особенностях службы.
Текст динамичный. Понравились описания морских сражений. Не проигрывает им повествование о повседневных тяготах и радостях в жизни моряка, об изолированности экипажа во время морских походов, о деталях военных учений, переоснащения корабля и просто каждодневного быта. Автором подробно показана иерархия чинов команды судна, система наказаний и поощрений, расписание, рацион. Роман изобилует морским жаргоном — наименованиями деталей оснастки, корпуса, вооружения судна. Впрочем, в дополнение к роману прилагается Словарь морских терминов, так что каждое слово понятно.
«Командир и штурман» читается легко, заряжает хорошим настроением. Любителям истории и морской тематики, думаю, зайдет «на ура». Мне понравился настолько, что был прочитан запоем и тут же дополнен следующим в цикле.
Изенгрим, 3 марта 2020 г.
Мнится мне, книга на самом деле представляет собой энциклопедию моряцкой жизни времен Наполеона, Трафальгара и Нельсона — в первую очередь английской, конечно, хотя и другие флоты того времени изрядно и многообразно англичан копировали. Если кто-то думает, что это приключенческий роман про морские бои, каперов и всякую там романтику волн, прекратите так думать и даже не кивайте в сторону фильма Питера Уира (отличный фильм, кстати) — он вообще не о том. Основная тема книги — это что такое корабль, как он устроен, как на нем умещается такая прорва народу и какой тросик каким парусом управляет. Самый показательный момент — когда один из мичманов рассказывает новому хирургу, какая мачта как называется и каковы габариты различных частей шлюпа; ориентируетесь именно на эту сцену и не прогадаете.
Даже описания морских боев выходят у Патрика О'Брайана более сухими и энциклопедичными, нежели того хотелось бы мне как неподготовленному читателю — в конце концов у Штильмарка и Сабатини ведь как-то получалось? Книга по сути является хорошим фоном для какого-нибудь другой книги, с сюжетом: задник прорисован изюмительно, с полутонами, отлично выписаны персонажи и взаимоотношения между ними, а вот с действием напряг. Все, что делают герои — это по сути пиратство. Если Джека Златовласку Обри заменить на скажем, Уильяма Черную Бороду Тича ничего не изменится — шлюп Софи будет все также шарится по морям и грабить проплывающие мимо корабли.
Также сильно сбивает с толку странная манера автора прерывать действие на самом интересном месте: вот вроде начинается экшен, сейчас-сейчас прольется чья-то кровь, и вдруг — бац! и мы переносимся через несколько часов, а то и дней и все, что остается на руках — это сухой подытог. Прыжки по времени вообще являются визитной карточкой книги — автор использует этот прием кстати и некстати, безжалостно выкидывая из повествования не столь уж и маловажные эпизоды. Особенно обидно под самый конец, когда вроде сошлись две могучие эскадры, а потом нам показывают два взрыва где-то в туманной дали и — «давайте выпьем за победу».
О'Брайен немало времени и внимания уделяет быту на корабле, взаимоотношениям между офицерами и матросами (больше концентрируясь, конечно, на старших по званию), сложностям и странностям морского быта. Но главное — маскирует он все это довольно убого, встроить технические детали и характеристики внутрь куцего сюжета автору не удается. Я люблю производственные романы и мне понравились все эти сиюминутные ситуации, которые О'Брайен описывает во множестве и из которых жизнь на корабле и состоит, но хотелось бы и историю какую-нибудь, а ее нет. Так что назвать книгу увлекательной сложно, но вот с исторической точки зрения она весьма познавательная и показывает королевский флот весьма нелицеприятно — со всеми его достоинствами, но также и с пороками.
В целом книга похожа на подборку эпизодов из жизни одного капитана одного шлюпа. Если воспринимать книгу как отельный роман, это конечно провал, но если смотреть как на некое знакомство, введение в цикл — наверное, с ромом покатит. И хоть «художественная» сторона романа мне не зашла, «техническая» заинтересовала в достаточной мере, чтобы в будущем продолжить чтение цикла.
Oleg_Rubik, 5 марта 2019 г.
Перевод названия, конечно, убивает. Ждать, что вот уже скоро появится обещанный штурман и узнать, что переводчик просто болван. Это просто так называлась в то время военно-морская должность. Это один человек! А так очень даже интересно. И приключения, и детали морской жизни, и герои весьма своеобразные. А если впереди еще 20 романов, так и вовсе что еще нужно для любителя исторических приключений? Но, Хорнблауэр все-таки круче!