Томас Лиготти «Маленькие человечки»
- Жанры/поджанры: Психоделика | Хоррор/Ужасы
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век | 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Фантастические существа | Вторжение «Чужих» | Конфликт отцов и детей
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Давний пациент психиатрической клиники предается воспоминаниям о том, как в детстве совершил удивительное открытие: рядом с миром людей таится Маленькая Страна, населенная Маленькими Человечками, которые вызвали у него отвращение и ужас. Эти жалкие пародии на род людской представляют собой низкорослых «живых» манекенов, занимающихся бестолковой имитацией человеческой деятельности — строительством нелепых бессмысленных городков, в дальнейшем неизменно забрасываемых.
Впоследствии рассказчик узнает, что среди «настоящих» людей обитают существа промежуточной формы — так называемые «Полулюдишки». Как отличить их друг от друга?
Входит в:
— сборник «Призрачная связь», 2014 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zdraste, 12 июня 2024 г.
У пациента психиатрического отделения наблюдается обсессивно-компульсивное расстройство, потеря возможности ясно мыслить: пациент не назвал дату и собственное имя;
У пациента чувство постоянного беспокойства и тревоги связанное с устойчивым бредовым расстройством.
На протяжении всего рассказа выраженная немотивированная агрессивность к воображаемым объектам.
В детстве страдал нарушением восприятия и познания окружающей реальности.
Опасен для общества.
P.S. Вокруг нас живут люди, истово верящие в инопланетян которые внедрили чипы в головной мозг и бдительно следят за землянами, люди верящие в рептилоидов, и в прочих «маленьких человечков».
Спасибо за совет IW-GDK
Стронций 88, 7 ноября 2024 г.
Наконец-то я прочитал у автора что-то в высшей мере стоящее. Рассказ страшный из-за своей странности и неопределенности. Нет, проблема со стилем (проблема для меня, так как авторская манера рассказывать истории мне в основном не нравится) не исчезла, но скатилась к минимуму – он по-прежнему тяготеет к многословию, к дотошному описанию не происходящего, а собственной (для героя, конечно) реакции, собственных переживаний. И он по-прежнему предпочитает выдавать смысл происходящего через внутренний монолог, а не давать читателю извлекать его самому из происходящих событий. Но здесь это кажется более оправданным – ведь форма рассказ, это и есть монолог, описание жизни, проблемы и внутренних переживаний перед невидимым доктором, из тех, что по мозгам. К тому же всё вышесказанное кажется – наконец-то! – умеренным, не мутящим историю как селевой поток. К тому же образы. Странные образы. Маленькие человечки и Маленькая Страна, живые куклы, замечаемые и одновременно не замечаемые людьми. Всё вытягивается в такую странную атмосферу – слегка Кафка, слегка Гофман – иллюзорности бытия. Эти странности, будто и не странности вовсе, ощущение логичности, но будто бы и зыбкости обыденного. Рассказ тревожит и даже, где-то под кожей, хордовым чувством распознавания ненормального – пугает. По-моему, тот случай, когда автору удалось сделать всё филигранно – впервые с начала моего недолгого с ним знакомства.
Всё, конечно, глубоко субъективно.
Да, что-то можно предугадать. Опытный читатель, например, наверняка привык, что
И финал, который лишь множит неопределенность. Задним умом и он кажется вполне предсказуемым. Но так уж он выстроен, такие уж он вызывает ощущения, что это не портит, а, наоборот, удваивает странное зыбкое послевкусие. Послевкусие остающееся долго.
Определенно зацепил меня этот рассказ.
AndreyBelyakov, 29 марта 2024 г.
Поздние рассказы Лиготти «Metaphysica Morum» и «Маленькие человечки» оставили ощущение, максимально приближенное к чтению записок реального пациента дурдома.
Они менее филигранно выстроены, чем, например, его же тематически схожий рассказ «Чистота», повествование от первого лица более хаотично-бредово-горячечное, перенасыщенное маниакальными повторами и прямолинейно-исповедальное (включая мысли автора про эвтаназию), чем в более ранних произведениях.
Начинать знакомство с этих рассказов я бы скорее не рекомендовал, по-моему их легче оценить после знакомства с более ранними этапами развития стиля Лиготти.
Они — не вершина мастерства, оригинальности или доступности Лиготти, а если чем-то и выделились лично для меня, то именно наиболее ярко передаваемым в них ощущением медицинской патологии.