Брайан Эвенсон «Павшие кони»
- Жанры/поджанры: Психоделика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Сновидения, формы изменения сознания
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
После несчастного случая с мужчиной начали происходить странности, которые замечал только он. Каждый день его дом подвергался изменениям: то дверь меняла свое расположение, то окно становилось длиннее, то выключатели сдвигались с места. Даже детей было иногда трое, а иногда четверо. Причина происходящего в производственной травме? Или тут происходит что-то другое, находящееся за гранью нашего понимания?
Первая публикация: журнал «The American Reader», Feb/Mar 2013
Входит в:
— антологию «The Year's Best Dark Fantasy & Horror 2014», 2014 г.
— сборник «Павшие кони», 2016 г.
Номинации на премии:
номинант |
Премия «Это — хоррор» / This Is Horror Awards, 2016 // Сборник рассказов года |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Wongraven, 15 января 2025 г.
Просто гениальный рассказ. Как и большинство рассказов из одноименного сборника, он описывает состояние человека, который не может разобрать, что из происходящего реально, а что является его воображением или бредом. Нам сразу сообщают о том, что главный герой перенес серьезную травму головы, но в мире Эвенсона все не может быть так просто, и представлять все как галлюцинации поврежденного мозга — лишь одна из версий, а истина может лежать гораздо глубже. Или дальше, за пределами мира реального.
Если бы Эвенсон ограничился описанием перемен, происходящих с домом, с семьей ГГ, даже с учетом неоднозначного, пугающего финала, рассказ был бы просто крепким середнячком. Но автор вводит в сюжет историю с «конями Шредингера». Живы или мертвы неподвижно лежащие в загоне кони, которых увидел, совершая прогулку по окрестностям, герой? Для этого нужно подойти или как-то потревожить их, но он боится узнать правду и убегает оттуда. И получается, что для него эти кони, как и знаменитый кот, одновременно живы и мертвы. Позднее ГГ догадывается, что увидел он коней неспроста (кстати, реальны вообще они были, или же это была игра воображения — так же непонятно), и что, выяснив истину о конях, он сможет разгадать загадку происходящего с ним самим и вокруг него. Но сколько он ни ищет, загона снова найти не может и решается на радикальный шаг, который приводит к самым трагическим последствиям.
Вот только приводит ли? Или же все закончилось хорошо (не считая факта безнадежного сумасшествия героя)? Ответа на этот вопрос Эвенсон не дает, и это прекрасно.
10/10
Denver_inc, 11 августа 2020 г.
Рассказ с очень интересной идеей и весьма странной реализацией.
Трудно писать отзыв на «психодел». Бесполезно пересказывать сюжет и описывать события рассказа. Поэтому выражу свои личные впечатления:
Мне понравилась подача текста от лица человека со «смещённым сознанием». Возможно он просто сумасшедший, а возможно с нашим миром действительно что-то не так. Я долго задумывался над павшими конями, которые вроде бы и мертвы, но ты в этом не уверен. Это мне сильно напомнило историю кота Шрёдингера, который вроде бы и жив, и в то же время — мёртв. В общем, перед нами адская смесь из изменённого квантогого состояния и изменённого сюрреалелистического сознания...
P. S. Совет от главного героя — Если вам вдруг станет непонятно сколько у вас на самом деле детей, трое или четверо, не надо бегать по всему дому и искать отпрысков, чтобы их сосчитать. Достаточно просто пересчитать детские кроватки...
GR0SS, 15 февраля 2021 г.
Рассказ ведется от лица человека, пережившего некое происшествие, после чего мир вокруг становится странным. В отличие прочих рассказов сборника, в этом гораздо больше намеков на то, что герой попросту сошел с ума. Один из его многочисленных глюков, ставший символом всего сборника — кони, которых герой видит одновременно и живыми, и мертвыми («павшими»). Никто кроме Эвенсона лучше бы не смог показать восприятие, мышление и логику людей, больных шизофренией.
namco 87, 17 декабря 2019 г.
Так что же представляет из себя центральный рассказ сборника? По крайней мере он лучше огрызков, которые Эвенсон выставляет на показ. «Павшие кони» имеет четкую структуру: завязку, кульминацию и развязку. Опять перед нами предстает сумасшедший, а точнее его история. От лица героя идет рассказ о том как он поехал кукушкой и к чему это привело с вытекающими из этого выводами. Прекрасно показано до чего доводят навязчивые идеи. Здесь этим рубежом оказались мысли на тему: «А был ли мальчик?», а точнее кони, мертвые кони. Из этой околесицы родилось начало конца, как самого главного героя так и его семейной жизни. Хвалить не хочется. Потому что половина сборника пестрит такими историями про поехавших и маньяков. Да «Павшие кони» на порядок лучше других предоставленных рассказов. Правда есть одно но. Брайан просек одну фишку. Когда под одной обложкой куча плохих рассказов обычные середнячки начинают выглядеть по иному. Ох какой сюжет, ах какой стиль! Не на того напал товарищ. Пока только 7 с натяжкой. Присаживайтесь. В следующий раз готовтесь основательнее.