Анна Калинкина «Метро 2033: Хозяин Яузы»
Много страшного и непонятного окружает выжившего в Москве 2033 года. Скалится из непроглядного мрака туннелей метрополитена. Поджидает среди скрытых в джунглях нового мира руин. Но среди сотен леденящих кровь баек, которые так любят рассказывать у вечерних костров, есть одна. Особенная. Про жуткого монстра, который обитает в водах Яузы. Говорят, что когда он проголодается, то выбирает себе жертву и посылает ей зов, неслышный более никому. И с тех пор несчастный обречен. И не найти ему отныне покоя, пока не найдет он дороги к холодным, мутным водам реки…
Входит в:
— цикл «Вселенная «Метро 2033» > цикл «Метро 2033: Дочери подземелья» > цикл «Метро 2033: Московские тайны»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 265
Активный словарный запас: низкий (2494 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 61 знак — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 36%, что близко к среднему (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
DmitryErm, 5 июля 2014 г.
Хочу поделиться размышлениями и впечатлениями насчёт романа «Хозяин Яузы». Внимание: присутствуют спойлеры.
С романом «Хозяин Яузы» у меня с самого начала вышел, грубо говоря, конфликт. Дело в том, что обычно книги серии я либо сразу безоговорочно принимаю и читаю запоем, либо так же категорически отвергаю и больше уже не открываю. А тут... Тут получился промежуточный вариант. Чтобы объяснить, почему так получилось, начну с критики. В первых главах романа мы имеем дело с обыденной, будничной жизнью в условиях метро. Сонной такой, скучной, однообразной. Как болотце вязкое. Причём герои не бедствуют, что интересно. Не голодают. И станция — «Китай-город» — не совсем ещё дно мира 2033 года. А для тех, кто сумел занять хлебное место, так вообще всё в шоколаде. Пей-ешь-спи, как лягушки из мультика про Дюймовочку. Как мы знаем по другим романам серии, половина героев, если не большинство, с удовольствием поменялись бы с героями Анны. Однако ж герою, Фёдору, такая сытая вольготная жизнь не по нутру. Хочется ему... Чего-то. Чего-то другого. Чего угодно, но не этого. И вот тут возникает проблема. Желание ГГ удрать с «Китай-города» от любящей дамы «куда глаза глядят» вполне логично и понятно. НО далеко не каждый читатель осилит с наскока те 30-40 страниц, где вся эта серость и будничность описывается. Особенно трудно это будет сделать читателю, который привык к драйву, экшену и т.д. Я вот, честно скажу, «застрял». У этого есть ещё одна причина. И без того лишённое динамики начало романа перегружено отсылками к прочим романам серии. Ничего плохого в том, чтобы упомянуть то или иное событие, раз уж всё равно герои на той же станции оказываются, нет. Это в серии норма (если не считать романы типа «Британии», где место действия слишком уж удалено). Но всему, на мой взгляд, должна быть мера. Когда я увидел в тексте фрагмент (цитирую не точно, ибо книгу отдал, но по сути верно) «А чай-то это с ВДНХ. А на ВДНХ-то нападают чёрные. А чёрные-то это очень плохо...» — чуть не плюнул с досады. Ни одной не помню книги про метро Москвы, где бы НЕ упоминался чай с ВДНХ и чёрные. Желание упомянуть сюжет из романа-первопроходца понятно. Но — НАДОЕЛО. Говорю прямо, жёстко, без обиняков. В романе «Хозяин Яузы» таких мест очень много. И, с одной стороны, вроде бы, здорово, что столько разных произведений (в том числе рассказ «Вечный сон разума» А. Койнова) устраивают тусовку на страницах очередного романа Анны... Но — повторюсь — я прост устал от аллюзий. И на несколько дней просто забросил книгу, выставив вердикт: «Скучно. Не интересно». А вот потом, собравшись с силами, взялся читать дальше. И, скажу честно, «Хозяин» вполне реабилитировался в моих глазах.
Перехожу ко второй, менее суровой части отзыва. Плюсы и достоинства у книги, без сомнения, есть. Сюжет, который сначала едва развивается, а потом кажется слишком уж прямолинейным, вдруг начинает запутываться в странную спираль, а потом и вовсе превращается в лабиринт. Этому способствует тот факт, что герой реально ходит по кругу. Снова и снова он покидает не очень-то родную и совсем не любимую станцию, скитается, фактически, по одним и тем же местам: «Китай-город» — «Курская» — «Электрозаводская» (они указаны на карте, так что тут никакого спойлера), встречает почти одних и тех же людей... Но при этом каждый раз как бы выходит на новый уровень осведомлённости, узнаёт и понимает что-то новое. Вроде бы, никуда не «доходит» и даже толком не понимает, что ему надо и куда он идёт, но при этом находится в непрерывном поиске... Даже против собственной воли. И это интересно. Хотя, опять же, любителям ураганного драйва и фонтанов кровищи, будет скучно. Кстати, без стрельбы и трупов не обошлось, антураж обязывает. Не думайте, что перед вами «ванильный» апокалипсис. Вовсе нет! Тут скорее апокалипсис... болотный. Анна написала очень тягучую книгу, с тяжёлой, давящей атмосферой, от которой время от времени реально становится не по себе. И если уж читатель, пережив пару десятков страниц, увязнет, то увязнет накрепко.
Отдельно похвалю Анну за очередную удачную «Экскурсию» по Москве 2033 года. Можно взять книгу, как путеводитель, и пройти по всем улицам-переулкам в районе Китай-города, отмечая совпадения. Наверное, те, кто не живёт в Москве и никогда не гулял в этих местах, вряд ли этот момент оценят. Но я был весьма рад тряхнуть стариной. Ещё один плюс: здорово прописана сюжетная линия с поездом-призраком. Казалось бы, про такие поезда в серии не писал только ленивый. Даже в «Слепящей пустоте» есть нечто подобное. И, казалось бы, «Запасной путь» Кости Бенева так и остался бы для меня лучшим произведением про таинственные поезда. А вот однако ж. Анне удалось вдохнуть свежую струю (насколько эти слова применимы к тому, от чего веет жутью, тленом и пылью) в пласт легенд и баек про поезда-призраки. И это хорошо. А вот за что напоследок отругаю, так это за «винторез» с маленькой буквы, ага. И хотя бы потому, что мы с Анной совсем недавно спорили на эту тему. Внимательнее надо к таким деталям :) Но это ладно, это так.
Каких-то выводов делать не буду, всё уже сказано. Отмечу одно: даже если вам, читатели, этот роман покажется предсказуемым, скучным и т.д. дайте ему второй шанс. Не бросайте книгу после первых 30 страниц.
Спасибо за внимание.
Dobkachleo, 15 июля 2014 г.
«Обитатели Москвы»
Рецензия на «Метро 2033: Хозяин Яузы» Анны Калинкиной
Вот такое оно ― лето во «Вселенной Метро 2033». Издательству всё равно, что за МКАДом есть огромное количество мест, куда не падал взгляд читателя официальных книг серии. Ему лишь бы запихнуть в «мёртвый сезон» побольше якобы приносящих прибыль книг о Первопрестольной. И лето 2014 ознаменовалось знакомым именем. Первая леди «Вселенной» ― и уже с четвёртым романом!
Трилогия «Станция-призрак» осталась в прошлом. А с ней ― и Тушинская с Нютой, и Алика-Заступница, и Игорь-Иван… Разве что от Кошки Анна не стала так просто отказываться. И роман, возможно, новой трилогии продолжает судьбу своих предшественников. Здесь я нашёл семь отсылок к другим произведениям проекта.
Самая большая отсылка бросается ещё до того, как открываешь книгу. «Хозяин Яузы». Одна из глав во втором романе трилогии «Московские туннели» Сергея Антонова. Монстр, кстати, тот же. Ну, плюс-минус. Собственно, других связей между романами Антонова и Калинкиной я не заметил, чего в предыдущих книгах не было. Также не было традиционных реверансов в сторону «Путевых знаков» и «Мраморного рая» (хотя его и в «Кошках-мышках» не помню). Зато впервые Анна упомянула локации «Выхода силой».
Не обошлось и без традиционного привета Сурену Цормудяну и его «Страннику». Горгоны, стигматы, арахны. Много знакомых мутантов. Засветился и знакомый мутант из «Вечного сна разума» Андрея Койнова ― единственного рассказа второй антологии, которому досталось внимание Первой леди «Вселенной». Честно говоря, я надеялся, что таких связей будет больше. Впрочем, есть некая схожесть с «Зачем» Алексея Молчановского, где весь сюжет построен на музыке и стихах Ахматовой. По крайней мере, здесь тоже поют и тоже мелькают стихи тёзки авторессы настоящей книги.
Тут я вплотную подхожу к первому моменту, который мне не понравился. (А вы думали, я так и растекусь мыслию по древу сверхсюжета?) Главный герой «Хозяина Яузы», Фёдор, слушая песни, пускается в пространные и довольно скучные рассуждения на тему непонятных слов, смысла спетого и собственной жизни. Даже несмотря на последующие напоминания этих моментов ― мол, смотрите, те мысли не просто так приведены! ― получилось не очень органично. То же могу сказать и об описаниях. Сам я их очень люблю, но когда их много, взгляд идёт по диагонали страницы, не останавливается на сценах разрушенного города.
Меж тем описываемая местность мне более чем знакома. Несколько лет я ходил со станции Китай-город к репетитору по математике и физике, на Курской стоит мой лицей… Винзавод для старожилов «Вселенной Метро 2033» вообще должен быть памятным местом. Ну, а на Бауманской стоит удивительно красивое здание Главного учебного корпуса Московского государственного технического университета имени Николая Эрнестовича Баумана. Недалеко от него, кстати, расположены корпуса факультетов «Специальное машиностроение» и «Энергомашиностроение», а также Учебно-лабораторный корпус, он же «Титаник». По другую сторону Яузы ― Бауманский Спорткомплекс и Лефортовский лесопарк. Последний, конечно, тоже засветился. Плюс до Электрозаводской мы с другом от нечего делать однажды прогулялись. В общем, всё знакомо, всё понятно.
До сих пор жалею, что на обложках дилогии «Санитары» Сергея Зайцева, первой книге которой тоже нашлось местечко в объятиях литературных щупалец «Хозяина Яузы», не изображён ГУК МГТУ. Впрочем, какие-то его очертания можно узнать на «Тёмной мишени», но уверенности у меня нет до сих пор.
Ну, и на закуску оставлю толстенную связку между «Стоящим у двери» Ольги Швецовой и «Хозяином Яузы». Мало того, что действие разворачивается всё в том же Бауманском альянсе, так ещё и сами события мельком фигурируют (а Сафроненко с Пищухиным даже упоминаются).
Почему я не могу просто отметить плюсы и минусы книги и высказать общее впечатление? Да ведь Анна Калинкина до сих пор является главным апологетом сверхсюжета. Количество отсылок в её книгах превышает аналогичные показатели у других произведений цикла! Одним это не нравится, а я вот балдею… Что ни говори, а связывать воедино романы Анне удаётся как нельзя лучше!
Ну, и теперь, когда все отсылки разобраны, пора замолвить слово и за сам роман. То есть перейти непосредственно к его препарированию. Начнём с протагониста. Человек это с богатым внутренним миром, но… лучше бы он молчал. Общается как распоследний простак, очень часто тупит. А внутри он неприкаянная душа. Сожительница не радует, любовницы нужны лишь «для галочки», а девушка, которую он всё-таки полюбил, оказывается той ещё штучкой.
Сюжету на этот раз повезло. Если «Кошки-мышки» были каким-то сюжетным франкенштейном ― как будто Анна напишет какую-то часть, потом думает, что мало, придумывает новые приключения, ― то «Хозяин Яузы» выглядит более цельным. Правда, в последней главе Калинкина пошла в разнос… Прямо Джордж Мартин на неё чихнул! В результате послевкусие… Как там было в романе? «Пепел стучится в моё сердце»? Послевкусие здесь скорее соответствует «пеплу на губах».
Кстати, Джорджу Мартину и его «Песни Льда и Огня» место нашлось и в этой книге. Впрочем, не так давно Андрей Гребенщиков брал термины оттуда, а теперь ещё Серсея с Тирионом нарисовались. Разве что Джейме не хватает. Судьба постъядерных «Ланнистеров» выглядит не в пример хуже мартиновских. Тут Анна даже переплюнула толстяка в кепке!
В итоге получилась цельная, но наполненная лишними подробностями-рассуждениями книга с вполне законченным концом. Если идея новой трилогии ― та, которую Анна назвала в послесловии, то для следующей сюжет этой разве что мельком понадобится. Ну, мне так кажется.
Подобием постскриптума хотел бы поблагодарить Анну за попадание в список благодарностей. Не столь неожиданно, конечно, как с появлением меня в качестве камео в «Царстве крыс», но всё равно приятно.