Фредрик Браун «Что за безумная вселенная!»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Юмористическое
- Место действия: Параллельный мир/вселенная
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в другой мир )
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Первая попытка запустить ракету на Луну состоялась в 1954 году и закончилась неудачей. Тогда, явно из–за просчетов в конструкции, она шлепнулась обратно на Землю. По счастью, ракета угодила в слабонаселенный район Гэтскилла, в поместье крупного газетного магната и убила дюжину человек. Взрыв полностью уничтожил саму резиденцию и повалил все деревья в округе на полкилометра. Спасатели, однако, обнаружили всего одиннадцать трупов. Было высказано предположение, что один из гостей, журналист Кейт Уинтон, оказался настолько близко к эпицентру мощнейшего электрического разряда, что его тело просто испарилось. Однако он остался жив и его приключения только начинались…
Написан на основе одноимённого рассказа.
Входит в:
— журнал «Startling Stories, September 1948», 1948 г.
- /языки:
- русский (3), английский (3), итальянский (1)
- /тип:
- книги (5), периодика (1), самиздат (1)
- /перевод:
- Н. Гузнинов (2), А. Мандрини (1), Ю. Семёнычев (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
netlgbun, 18 ноября 2023 г.
Главный герой попадает из реального мира в мир, описанный в научной фантастике, со всеми его узнаваемыми жанровыми признаками и особенностями. Впервые, кажется, подобное путешествие появилось в рассказе «Невероятный мир» Эдмонда Гамильтона (1942). Это довольно редкий сюжетный сатирический приём, поскольку требует безукоризненного чувства юмора и виртуозного владения стилем (у Гамильтона и Брауна с этим проблем не было). В советской фантастике такое путешествие включено как эпизод в повесть «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких (машина Седлового), у которых также получилось великолепно.
Когда я читал «Что за безумная вселенная!», перед глазами вставали первые серии «Стар Трека». Всё там точно так, как ехидно описывал Браун! Например, женщины-космонавты на корабле расхаживают в ярких супермини. Все прочие штампы НФ также не избежали озорного упоминания автора.
Всё же, по-моему, первая версия книги в форме рассказа была лучше, роман кажется несколько растянутым.
Darth_Veter, 25 июня 2022 г.
Неудачный запуск лунного спутника забрасывает известного писателя Кейта Уинстона в параллельную вселенную. Там идет настоящая космическая война не на жизнь, а на смерть между Землей и Арктуром. И, судя по всему, земляне проигрывают. Чем больше писатель гостит в этом мире, тем больше удивляется его странностям, которые отдают дешевой беллетристикой. Словно ты читаешь примитивный фантастический роман о бравом космическом мачо, сражающимся с «жукоглазыми чудовищами» другой планеты, в то время как на родной планете его ожидает сексапильная красавица в весьма откровенном наряде...
Как и всегда, сюжет произведения на высоте. Автор решил не просто пофантазировать на тему бесконечности параллельных вселенных, а выбрал среди них ту, что больше всего соответствует литературному представлению эпохи 50-х годов прошлого века. Ее образ раскрывали многочисленные американские фэнзины типа The comet или Astounding stories. Все персонажи в них чрезмерно экзальтированы, события чересчур драматизированы, все девушки ослепительно-красивы, а монстры, напротив, ужасны. Человеческая цивилизация оказывается у самого края своего существования, столкнувшись с коварным и беспощадным противником из Большого Космоса, и герой-астронавт (или ученый) практически в одиночку должен спасти всю Землю. По подобной схеме выстроены знаменитые циклы о Флэше Гордоне или Лаки Старре. Первое, что сразу бросается в глаза, — их миры сказочно-нереальны, но очень красочны и необычайно богаты на разнообразные формы жизни. «Братья по разуму» живут практически на всех космических телах, включая даже астероиды. Как бы пародируя такое качество, Браун заселил разумными жителями и наш естественный спутник (правда, только его невидимую сторону). Главные же враги человечства, арктуриане, настолько ужасны, что их образ просто не поддается описанию, поэтому о нем остается только гадать. Технические достижения тоже описаны поверхностно, хотя даже чисто внешне они и способны потрясти впечатление любого читателя. Тут автор снова иронизирует над земными изобретателями типа Маркони и Эдисона, утверждая, что идея межзвездного двигателя родилась совершенно случайно, в процессе оптимизации ... швейной машинки. Никакой квантовой физики или дифференциальной математики — обычное везение и удача! Это и понятно: какой американский обыватель будет разбираться в тонкостях высших наук?? Чтиво должно соответствовать определенному канону: не углубляться в детали и не давать читателю скучать. Говоря проще, писатель не должен был сверх меры умничать и больше времени уделять тем самым приключениям, что стояли в названии фэнзина. Думаю, Браун великолепно скопировал подобный стиль, прибавив к нему ма-аленькую щепотку иронии. Как ни странно, это только прибавило роману натурализма и естественности. Наверно, для достижения подобных целей автор так же умышленно сломал упомянутый выше канон (по крайней мере, в двух местах — главным героем становится вовсе не мачо в ковбойской шляпе, а среднестатистический «писака»; спасает мир вовсе не продвинутая технология «журнальной» вселенной, а неприметное изобретение из реального мира). Благодаря таким вот приемам, вселенная Фредерика Брауна выгодно отличается от аналогичных вселенных Алекса Рэймонда, Эдгара Берроуза и Айзека Азимова.
Напоследок хочется похвалить автора за правдивое описание секретов писательского труда — тут всё соответствует истине и определенно может помочь начинающему литератору. Судя по имеющимся у меня данным, Браун вообще старался «зацепить» подобную тему в каждом своем произведении: в романе «Марсиане, убирайтесь домой!» он очень подробно описывает историю знаменитой радиопостановки Орсона Уэллса «Война миров» (той самой, что вызвала массовую панику у невнимательных слушателей), а в рассказе «Волновики» главную роль играет обычный журналист. Это явный намек: за новый и дивный мир человеческой фантазии нам следует благодарить именно пишущую братию, а не кого-то иного.
--------------
РЕЗЮМЕ: история одного писателя-фантаста, попавшего в мир собственных произведений. И этот мир оказался куда натуральнее стандартных комиксов.
Gluckar, 27 мая 2017 г.
Поскольку я зануда и к тому же нахожусь в последнее время в малость депрессивном состоянии, то по прочтении сего не претендующего на серьёзность юмористичного шаржика призадумался: какой же эгоцентрик-таки главный герой. Променять свою, родную зазнобу на её альтернативную ипостась? Мало ли, что он их обеих толком не знает?
Потом призадумался уже про себя:
— а если б у меня был шанс скользнуть в альтернативную вселенную, где некая абстрактно интересующая меня личность представлена романтически заинтересованным во мне аналогом? При этом во всех остальных своих чертах оставаясь такой же интересной и разноплановой?
Я почувствовал, что в принципе такой же эгоцентрик.
Правда, общаясь с той её версией, я периодически возвращался бы мыслями к оставшейся позади, так что не знаю, что стоило бы выбрать. Но вообще — как разрешение всех и всяческих любовных треугольников — выход блестящий. «Она не хочет тебя тут? Отправься туда, где хочет!»
Стоит заметить, что Браун игнорирует проблемы бесконечности, возникающие в такого рода Мультивселенной. Ведь если Кейт Уинтон в альтернативном мире встретил другого Кейта Уинтона, то логично предположить, что в мире, куда он попал потом, тоже был свой Кейт Уинтон, также исчезнувший при взрыве потенциометра. Возникает вопрос, куда попал тот Кейт Уинтон? По логике, он вообще должен был попасть в тот же мир, что и «наш» Кейт, но, насколько мы знаем, они не слились. Если вспомнить о математических парадоксах в духе Гильбертовского отеля, то можно предположить, что таким способом можно осчастливить любое количество Кейтов-неудачников, поместив их на место Кейтов-счастливчиков в более благополучных для Уинтона мирах, и это несмотря на то, что миров второй категории вроде бы должно быть по абсолютному счёту гораздо меньше.
По теме:
— раскрытие идеи бесчисленных мирозданий хорошее, зачётное. Правда, автор сознательно игнорирует как физическую суть стоящего за сим механизма, так и принцип перемещения, но не могу с ходу сказать, фишка это или баг.
alex1970, 25 мая 2015 г.
Если ракета вместо того, чтобы отправиться к луне, взрывается возле вашего дома – это конец? В обычных обстоятельствах, скорее всего, да, но не в произведениях Фредерика Брауна, где многое оказывается ловко вывернутым наизнанку.
Вот и Кит Уинтон, редактор палп-журнала, после падения ракеты оказался в Нью-Йорке, да не совсем том. Тут есть инопланетяне – с одними земляне сосуществуют, с другими ведут непримиримую войну.
Мир похож на привычный, но и совершенно отличный одновременно. И Кита ждут невероятные приключения.
Автор великолепно обыгрывает и высмеивает штампы фантастики Золотого века.
Конечно, рассказы Фредерика Брауна вне конкуренции, но и его романы, если попадутся в руки, прочитать стоит.
Bob-101, 16 июля 2011 г.
Именно сейчас читаю,и сожалею только об одном,что осталось читать 38 страниц. Автор обладает такой творческой фантазией и чувством юмора и сатиры ,что начинаешь сомневаться и думать»-А МОЖЕТ ОН ИНОПЛАНЕТЯНИН.» C книгой прощаться очень не хочется По сатирической линии обогнал на мой взгляд САМОГО Роберта Шекли.: конечно 10 :appl::
мрачный маргинал, 26 января 2011 г.
Произведение отличается доведённой до логически парадоксально-абсурдного завершения идеей бесконечного множества сосуществующих параллельно вселенных.
Что ни придумай, — в таком мироздании всё окажется реальностью, и даже сказку невозможно написать, — какой бы невероятной та ни казалась, — потому что всё рассказанное должно где-то да состояться. Напомним, что это всеобщее обоснование идеи бесконечно множественных параллельных реальностей (и историй) предложено ещё в 1949 г., — в апогее Золотого Века НФ.
god54, 10 сентября 2009 г.
С моей точки зрения автор предложил нам тонкую пародию на фантастические произведения своего времени, используя для этого параллельные Вселенные, где могут быть реализованы любые фантазии, которые в то же время являются реальными. Поэтому многие описания и события являются карикатурными, недодуманными или же просто нелепыми. Хотя само произведение читается легко и интересно, зачастую предлагаются интересные фантастические идеи и решения.