Филип Дик «Человек в Высоком замке»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Философское | Психологическое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Возраст читателя: Любой | Для взрослых
Белое или черное — европейская модель; белое станет черным — китайская модель; белое и есть черное — индийская модель. Эту книгу нужно обязательно прочитать, как «Основание» А. Азимова. В ней рассказывается о том, какая ситуация сложилась в мире после победы Германии и Японии во Второй мировой войне.
Шесть сюжетных линий пересекаются между собой, образуя увлекательный клубок событий. Хотя в основе «Человека в высоком замке» лежит символика «Книги перемен», хотя он насыщен духом, философией и терминологией Востока, это очень американский роман, где учение о Дао, образы «Ицзина» и «Бардо Тходол» вплетены в жизнь Америки шестидесятых, в ее прошлое и настоящее (пусть альтернативное). Видно, что автор провел много времени над изучением книг, прежде чем взяться за перо.
Входит в:
— антологию «Что было бы, если...», 2004 г.
— антологию «Антология мировой фантастики. Том 9. Альтернативная история», 2006 г.
Награды и премии:
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 1963 // Роман | |
лауреат |
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985 | |
лауреат |
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 1993 // Научно-фантастическая книга (США) | |
лауреат |
Премия финского журнал "Портал" / Portti-palkinto, 1993 // Переводной роман / сборник (США) | |
лауреат |
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 1997 // Книга года |
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1992 // Крупная форма (перевод) | |
номинант |
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2000 // Книга года. 8-е место (переиздание) |
Экранизации:
— «Человек в высоком замке» / «The Man in the High Castle» 2015, США, реж. Дэвид Семел
- /языки:
- русский (27), английский (5), португальский (1), эстонский (1), украинский (2), польский (2), болгарский (1), венгерский (1)
- /тип:
- книги (35), самиздат (3), аудиокниги (2)
- /перевод:
- А. Геревич (1), Л. Енчмык (1), О. Колесников (6), Г. Корчагин (18), А. Левкин (1), Н. Мухортов (1), И. Петрушкин (9), И. Серебрякова (2), Ю. Стойнов (1), К. Суурсалу (1), Ф. Фернандеш (1)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Oleg83tt, 13 января 2025 г.
Произведение рассказывает альтернативную историю в фантастическом направлении. На дворе 60-е годы прошлого века, где страны Оси одержали победу во Второй мировой войне. Мир поделен на свои зоны влияния и ответственности, но это не означает, что в данной среде, нет желания взять побольше.
На страницах книги мы знакомимся с несколькими основными действующими лицами, преследующие свои цели и интересы, которые в течении повествования пересекаются или соприкасаются друг с другом. Мир, атмосфера, история – все присутствует. Приятный перевод, легкий слог и интересное погружение в реальность, созданную автором.
В итоге получился вполне интересный роман, местами простой, местами грузный, но способный завлечь читателя или слушателя на десяток часов.
Рекомендую, на один раз, вполне нормально, если другие романы в данном жанре уже изучены.
wertuoz, 2 декабря 2024 г.
Наверное, это самый неоднозначный и противоречивый роман Филипа Дика. Вместе с тем это одно из самых популярных произведений автора, но при этом одно из самых непонятых. За частую тот, кто заранее ожидает от сюжета определенных нарративов, предвзято отнесясь к теме и жанру книги, может горько разочароваться. Потому что эта книга явно не о том, чего ты ожидаешь, рассматривая обложку или читая краткое описание. Нет, по сути те, кто составлял аннотацию, не врали, но проблема заключается в наличии в произведении той непередаваемой глубины психологической бездны, куда автор приглашает заглянуть читателя, который возможно не готов или вообще не имеет желания в нее погружаться. Прежде всего это концептуальная работа с характерами разных персонажей, чьи судьбы развернутся перед нами с нескольких сторон, а в сумме составят общую картину происходящего. И только от части можно назвать это произведение фантастическим, хотя элементы фантастики в нем конечно же присутствуют, но не являются главными связующими нитями сюжета. В социальном смысле это некий срез общества в новых изменившихся обстоятельствах (относительно нашей истории) и декорациях чуждого политического дискурса. Нечто подобное автор создаст несколькими годами позже в произведении «Симулякры», так же рассматривая общественные процессы сквозь призму разных частных жизненных примеров. Чтобы мозаика сложилась в голове в один целый смысловой портрет, необходимо прибегнуть к аналитическому методу. Попытаюсь это сделать.
1. Политический театр действий.
Итак. В альтернативной версии реальности во второй мировой войне победу одержали страны гитлеровской коалиции, разделив весь остальной мир на два политических центра. Европа, Азия и восточное побережье США попали под гнет нацистской Германии, а остальной американский континент, а так же дальний восток СССР под экономическое влияние императорской Японии. Политическая арена, как и в нашем мире, двуполярна, и между бывшими союзниками так же начинается противостояние за влияние и ресурсы. Япония догадывается, что немцы, получив огромные экономические преференции, становятся могущественным гегемоном — по сути колониальной империей, запускающей свои длинные щупальца и на остальные континенты планеты, диктуя и навязывая ей свою хищную политическую волю, готовясь при этом даже к покорению космоса.
Точкой искажения истории автор решил обозначить успешную попытку убийства Франклина Рузвельта (чего в реальности не происходило, а загадочные обстоятельства его смерти пришлись уже на окончание второй мировой), чьи реформы и преобразования позволили бы США к моменту вступления в войну окрепнуть и создать второй фронт, оттягивая часть сил врага и поддерживая союзнические страны, но этого не произошло, — и штаты надолго погрузились в пучину кризиса 20-тых (великая депрессия), тратя последние силы на проведение политики изоляционизма. Фигура Рузвельта в этом плане, на мой взгляд, выбрана корректно, отсутствие которой во многом повлияло бы на политические процессы в целом, но для автора мир видится довольно американоцентричным — отсутствие сильной Америки на политическом поле означает для него возникновение серьёзных последствий для всего остального мира (победа третьего рейха). Основной фронт и действия СССР им естественно не рассматриваются и не принимаются во внимание, что конечно не красит его, как серьезного автора на около историческую тематику, но и сюжет романа, собственно, несколько не об этом.
Далее происходит первое обрушение завышенных ожиданий потенциального читателя: те, кто ожидал от книги сюжет шпионского боевика в духе каких-нибудь «бесславных ублюдков», болезненно отнесутся к последующему развитию сюжета. Потому что перед нами всё та же Америка со своими законами рынка и частной собственности. Главные герои пребывают в несколько искажённой парадигме бытия, но с экономической точки зрения не особо обременены тяготами давления японского господства. Они свободно перемещаются по стране, имеют право на ведение бизнеса и получение все возможных благ и услуг. Изменения, которые могли произойти в новых альтернативно исторических обстоятельствах, скорее внутренние, идеологические, культурные — именно в этом ключе автор будет развивать дуги характера некоторых персонажей, которые явно не довольны общей атмосферой подавления. Можно прийти к выводу, что методы японцев — это мягкая сила, что и позволило бывшим соединенным штатам быть более свободными (но не слишком), чем весь остальной мир. Да и сама Япония (выступающая в целом против нацистских методов геноцида) так же находится в зависимости от волеизлияния рейха, чьи решения во внешней политике сказываются на ней самым прямым образом.
По сюжету в Германии происходит кризис власти — умирает прежний диктатор Мартин Борман (аллоизыч скопытился от проказы еще раньше), и за теплое государственное кресло, дабы возглавить рейх, начинают бороться несколько конкурирующих группировок (сторонники Гейдриха со сторонниками Геббельса), что влечет за собой некоторое ослабление контроля, при этом из-за действий одного из главных персонажей японской стороне становится известна главная тайна истинных мотивов нацистов.
Это знание ставит под сомнение зыбкий мир между бывшими союзными державами и подводит планету к новой глобальной катастрофе. Собственно, этим сюжетным поворотом Дик обозначает характер подобной бесчеловечной идеологии, способной уничтожить всё сущее из-за своих воинственных империалистических аппетитов, с которой в нашей реальности все таки удалось справиться.
2. Мир, сотканный из предопределенностей.
В романе, как я уже упоминал выше, присутствует несколько сюжетных линий, которые на протяжении всего изложения пересекаются между собой в самых незначительных аспектах, при этом некоторые ключевые персонажи между собой будут вообще не знакомы до самого конца. Каждый из них пройдет свой путь развития, своим жизненным примером дополняя общую картину происходящего. Каждый путь — путь глубокой психологической борьбы с самим собой. Из-за изменившейся культурной надстройки, господства новых традиций и классовых принципов (японцы — нация, оказывающая непосредственное влияние во многих жизненных аспектах) эти разные по характеру персонажи будут пытаться до конца остаться независимыми от обстоятельств.
Будь то торговец антиквариатом Роберт Чилден — приспособленец и конформист, всегда старающийся угодить влиятельным господам, стремящийся перенять чуждую культуру и образ мышления, вдруг осознает внутри себя, что устал быть прислугой для оккупантов, вспоминая о гордости за национальные достижения своей бывшей родины. Или дерзкая своенравная красотка Джулиана, которая, понимая в какую серьезную авантюру ввязалась, пытается спасти писателя Эбедсена, который станет для нее олицетворением надежды на другое кардинально отличное от текущего хищного состояния устройство бытия. Или дипломат японской торговой миссии Тагоми, который, будучи буддистом (законченным пацифистом) и подданным Японии, вдруг совершит подвиг, защищая от ищеек рейха вверенных ему подзащитных, после чего осознает ошибочность действий своего правительства, из-за которого в том числе нацизм не был свергнут на планете Земля, а на пороге маячит новая катастрофа еще более глобального масштаба.
Но при этом практически все они подвержены некоторой предопределённости. Читатели, ожидавшие серьезного реалистичного псевдоисторического контента, будут воспринимать эту сюжетную особенность болезненно вдвойне. Обращаясь за помощью к оракулу, который является олицетворением предсказаний из книги Перемен (реально существующий китайский философский трактат «И Цзин»), многие из основных главных героев стараются расшифровать послания свыше. Это довольно идеалистический подход, но именно он в этом альтернативном мире является определяющим. Понятно, что гадания на неком наборе гексаграмм (если хотите представить, как они выглядят, то лучше загуглить) — это такая бесполезная и не вполне понятная апофения, но для действий и поступков героев предсказания становятся слишком серьезным мерилом для дальнейшего принятия тех или иных решений. Каждое сообщение оракула (расшифрованные определения гексаграммы, выпавшей по случайному значению брошенного кубика) имеет двойной смысл: одновременно предсказанная судьба может расцениваться, как с положительной стороны, так и с отрицательной, в зависимости от того, с какой точки зрения смотреть на ситуацию в целом с учетом всех условий, которые могут возникнуть в ее дальнейшем развитии. Другими словами — ничего конкретного оракул предсказать не может, но при этом как бы заставляет страждущего анализировать свой пройденный путь и принимать взвешенные решения. Да и сам автор, когда писал данную работу, делал практически тоже самое — гадал на книге Перемен, в некоторой степени формируя сюжет по пути определяемого ею наития (но об этом чуть позже). С точки зрения материализма тоже можно провести параллели в запросах на подобный идеализм: это потеря субъектности по отношению к объективной действительности, от которой общественное сознание практически полностью отчуждено (ведь люди, загнанные в еще большую классовую эксплуатацию, уже не властны над обстоятельствами).
3. Саранча всё равно никак не может наесться.
В сюжете присутствует ещё один главный нарратив: в этом альтернативном мире существует книга, где описан другой мир — более справедливый, в котором страны оси проиграли во второй мировой войне. Написал «И наестся саранча» некий Гортон Эбедсен — автор одной единственной книги, который якобы заперся в своем неприступном замке и больше не выходит на связь (собственно, в названии произведения обыграна именно его фигура). Некоторые главные персонажи пытаются читать эту книгу, удивляясь тому, как там все логично и правильно — во всех подробностях описаны главные мировые политические события, которых не происходило. Для Джулианы, к примеру, эта книга становится олицетворением надежды на то, что всё ещё может быть по-другому — без господствующего режима третьего рейха. Мы же увидим из этой книги лишь некоторые фрагменты и пару цитат, а все остальное впечатление о ее содержании можно составить по вольному пересказу тех, кто пытался ее читать. Основными рассказчиками станут Джулиана Фринк и Джо Чинаделла, которые в определенный момент даже захотят встретиться с автором.
Но так ли уж всё радужно в сюжете этого псевдо произведения и является ли оно одной большой отсылкой на наш реальный мир. Ответ — нет, далеко не всё так радужно, и нет, описанная реальность из романа Эбедсена — это ещё одна альтернативная политическая пьеса. Как правильно уже заметили некоторые рецензенты ниже, Дик довольно своеобразно подошёл к тематике альтернативной истории, описывая мир, в котором все политические процессы закручены вокруг соединённых штатов. Вот и в сюжете «саранчи..» он так же прибегает к изложению «правильной» демократии США, ради господства которой зачищает политическое поле от всех возможных социалистических режимов (ой, как удобно): СССР по определённым геополитическим причинам прекращает свое существование, а в случае с КНР такое государство даже не зарождается. В Китае закрепляется влияние националиста Чан Кайши, чье правительство в итоге начинает «мирное» торговое сотрудничество с оплотом вселенской демократии из Вашингтона (как неожиданно и приятно, белые и пушистые представители Гоминьдана), а Советский Союз растаскивает на части британская империя, чьи войска вместо РККА штурмуют Рейхстаг, одерживая окончательную победу над нацистской Германией и закрепляя свое доминирующее положение на континенте. США в условиях благоприятного обетованного священного рыночка, куда вписались только самые ушлые оппоненты, так же наращивает мощную экономику. Тем не менее главную тенденцию общемировой капиталистической логики автор угадывает верно: между двумя влиятельными сверхдержавами (США и Британия) так же начинается противостояние — по сути опять возникает двуполярный мир, где по-прежнему действует империалистическая парадигма, способная снова поставить весь мир перед пропастью очередной катастрофы.
Все таки получается, сюжет псевдо произведения «И наестся саранча» — это такой критический памфлет о мировой политике, которая, будучи сформированной в тех или иных обстоятельствах, никогда не гарантирует полную утопию. Дик при этом старается исходить из буддистского дуализма: любое событие/явление/состояние бытия может иметь как положительные стороны, так и отрицательные. Весь сюжет «Саранчи..» намекает именно на это. Собственно, это всё тот же метод, почерпнутый из книги Перемен.
Ну а далее выясняется следующее.
Джулиана, добираясь по дома Эбедсена, понимает, что никакого замка по сути и нет. Гортон — обычный семьянин, который не особо заботится о своей безопасности. Но главное, свою книгу он писал под диктовку оракула, советуясь по всем вопросам и деталям сюжета с книгой И цзин. Получается, что написанное Эбедсеном произведение — самое настоящее предсказание, которое по версии того же оракула является истинным, то есть отсылающим к мысли о существовании ещё одной параллельной реальности (их получается целых три: реальность читателя, реальность книги и реальность книги «Саранча..»). Вспоминая тот факт, что Филип данную книгу писал так же, подкидывая кости и проверяя гексаграммы, то можно предположить, что подобные сюжетные параллели являются одной большой отсылкой автора к самому себе.
Вывод
В книге проведена довольно серьезная работа над характерами персонажей, каждый из них к концу произведения выполняет свою личную внутреннюю сверхзадачу, наполненную психологическим контекстом — это самая сильная сторона произведения. Взгляды автора по теме альтернативных версий развития исторических событий больше напоминают некую разновидность политического нигилизма, а в синергии с чрезмерным американоцентризмом не дают воспринимать основные нарративы произведения серьезно. Учитывая, что определенную часть книги Дик писал по наитию, гадая на гексаграммах (хотя определения для этих гаксаграмм все равно не дают четких установок и автор интерпретирует их по-своему) становится очевидно, почему политическая подоплека сюжета получилась такой противоречивой. Да и в целом произведение стоит воспринимать по-другому, отказавшись от любых возможных предвзятых ожиданий.
JW_7E6, 9 октября 2024 г.
Первая книга Филиппа Дика, с которой я решил ознакомиться, заинтересовавшись, в первую очередь, альтернативной историей, и, вероятно, когда речь заходит об этом жанре, среди первых вспоминают именно «Человека в высоком замке».
Язык у книги, несмотря на насыщенность философией и рассуждениями о жизни и судьбе, не перегружен и очень увлекателен, читается легко. Книга короткая, но персонажей в ней много, распределены они по четырем параллельным сюжетам, пересекающимся напрямую или косвенно на протяжении всего произведения. Мир нам показан лишь в общих чертах, поэтому не стоит ждать описания сражений, исторических фактов из альтернативного таймлайна и подробных описаний политического устройства, Дик ограничился короткими пояснениями и мимолетными упоминаниями событий прошлого без каких либо подробностей — убийства Рузвельта, разгрома СССР, геноцид населения Африки в новоприобретенных колониях Рейха, раздел штатов и невероятный технологический скачок Германии, позволивший немцам уже в 60-х размышлять о колонизации иных планет. При этом большая часть действия романа ограничена восточным побережьем, т.н. Тихоокеанскими Штатами Америки (ТША), оккупированная Японией территория, и Средним Западом, по которой проходит нейтральная зона между США (контролируемыми Третьим Рейхом) и ТША. Да, роман очень американоцентричный, герои большей частью американцы, и альтернативная история там показана с точки зрения американца, а роль СССР в истории отходит на второй, или даже третий план (не забываем, что книга писалась в 62-м), но антисоветской книгу никак не назвать.
Про сюжет говорить не буду, описать его кратко и без спойлеров практически не возможно, а вот о философской составляющей определенно стоит упомянуть. Герои романа много и часто рассуждают о жизни, о судьбе, и немалую роль в этих рассуждениях играет китайская Книга Перемен — трактат-оракул, с помощью которого многие персонажи романа пытаются узнать о своем будущем, и при первом прочтении наверняка может показаться, что роман — просто реклама Книги Перемен, настолько часто она упоминается, но по сути она — лишь инструмент для героев, пытающихся найти смысл жизни в мире, где зло торжествует и этому не видно конца. Кто-то нашел отдушину в творчестве, кто-то в работе, кто-то в чужом искусстве, а кто-то из последних сил пытается сохранять зыбкое равновесие на политической арене, и это только верхний слой — чем глубже размышляешь о книге, тем больше тем и пищи для ума находится, чего только стоит роман-в-романе «И наестся саранча», демонстрирующая альтернативную историю внутри альтернативной истории. Книга замечательная, но может прийтись не по вкусу и даже разочаровать тех, кто ищет масштаба событий и доскональной проработки мира. Таким людям стоит ознакомиться с сериалом от «Amazon», поставленному по книге. Важно отметить, что сериал — именно произведение по мотивам, и многое в нем перелопачено — начиная от не значительных изменений государственных границ и заканчивая изменением на корню имевшихся героев (от некоторых остается только имя) и введением в сюжет абсолютно новых персонажей. Единственным минусом и книги, и сериала по ней я бы назвал концовку — и в оригинале, и в адаптации она скомканная и будто бы уходящая в никуда, но этот минус, пусть и крупный, не сильно испортил мне впечатление от прочтения. Твердая восьмерка.
Дизель78, 23 июля 2024 г.
Человек в высоком замке, Филип Дик, — интересная версия будущего, когда в 1942 Гитлер разгромил СССР под Сталинградом и отбросил нас в Азию на 2000 лет назад по развитию, потом после Перл Харбора совместно с Японией разгромил США, а Италия победила Великобританию, версия будущего, где Африка под ноль стёрта со всем населением благодаря опытам нацистов, и тд и тп, и вот уже 50ые годы 20го столетия, мирная жизнь развивается своим поствоенным путем, наблюдаем за несколькими героями, переплетающимися работой или судьбами встреч, то в НША, то в Японии, как мир развивается, как страны победители поделили мир, как Германия пересела на ракеты да осваивает уже Солнечную систему, как не особо делятся своими технологиями с союзниками, как максимально у автора по моде нацистов развито отторжение к нац. меньшинствам, как до сих пор при слове еврей уничтожаются те единицы оставшихся людей, что смогли чудом выжить на планете, а негры стали рабами, именно негры, так автор часто употребляет это слово, не в моду современной повесточке и никакой толерантности, евреи/цыгане/негры/славяне — низшие народы, арийцы/японцы — высшие союзники, развитие истории совершенно по иному и очень необычно читать об этом в 21ом веке, многие достижения до сих пор не развились, а многие наоборот остановились на прежнем этапе, такие как радио, телевидение, телефония с девушками на проводе, газеты, велоколяски для передвижения по улицам города с впряженными в них людьми, Филип Дик в своей манере оставляет что-то из прошлого, одновременно создавая некие предпологаемые в будущем изменения, например как из пластмассы создаваемые копии всего что только можно, начиная от револьверов до самолётостроения и ракет, вспоминается 3D-принтер из нашего времени, с помощью которого можно напечатать еду или дом со всей утварью в нем, где-то угадал, где-то остался в прошлом,... сюжет некий есть, связанный с копиями фальшивками антиквариата, но основная тема конечно же знакомство с вымышленным миром, в телепередачах, в заметках на страницах газет, в воспоминаниях героев, в их снах и мечтах, и главное — в запрещённой книге, где местный автор обрисовал версию нашего настоящего, где Германия и Япония не победили, а СССР совместно с США выиграли вторую мировую войну, такой перевёртыш, будто они читают о нас, а мы читаем о них, читающих о нас, вот это круговой поворот,... интересна общая мысль, зачем человечество не развивается до уровня совершенства, почему каждый раз периодически истребляем свои цивилизации, ведь был и Рим, и Египет, и СССР, и многие другие цивилизации, о которых мы уже и не помним, и каждый раз пытаемся уничтожить до основания макимально развитую культуру, не давая возможности развиться дальше, а ведь так и есть, почему?,... дальше были долгие непонятные секретные агенты, явки, пароли, шпионы, стало неинтересно, бросил,... не прошло и месяца, вернулся, дочитал до финала, та книга «Саранча» снова и снова читалась всеми героями из того мира, о нашем настоящем, желание провалиться в паралельное будущее неожиданно у одного даже свершилось, ведь это Филип Дик, куда же без фантастического допущения, всемирный заговор снова вскрылся, пусть и от другой нации, некий экшн под конец поднял оценку моего отношения ко всему чтению романа, в целом занятная история, хотя не до конца понял все те гадания на Оракуле и Книге перемен или на палочках, видимо такие гадания были популярными в 60ые, как например сейчас Таро, причём увидев дату написания потом, понял и настрой атмосферу, почему главная тема мир после войны, гонка вооружения, противоположные версии сценарии победы, до сих пор переписывают историю по своему усмотрению, а тогда уж точно спорили кто же победитель, довольно актуальное произведение, есть над чем подумать, только сам Человек в высоком замке оказался совсем не им...
SeverianX, 16 ноября 2023 г.
«Человек в высоком замке» – роман Филипа К. Дика, написанный в жанре альтернативной истории. За последнее время данное направление литературы было скомпрометировано, не без помощи наших российских писателей. Я взялся за творение Дика, чтобы доказать себе, что альтернативная история, это не только низкосортное чтиво про спецназовцев, лихо рубящих головы на Куликовом поле, или айтишников, дающих советы по управлению страной товарищу Сталину. Только сразу стоит отметить, что те читатели, которые ждут от романа экшена, круто закрученных шпионских интриг, будут разочарованы. Роман совсем не про это. Он неспешен и представляет собой скорее философские размышления автора над вопросом «а что, если бы…».
«Человек в высоком замке» сразу после выхода стал своего рода флагманом альтернативной истории. Переломным моментом в романе становится победа фашистской Германии во Второй мировой войне. Действие происходит на территории бывших США в 1962 году. Америка и страны-союзники уже 15 лет находятся в оккупации Германии и Японии. По сути действие романа происходит сразу в трёх параллельных временных линиях. Ключевым моментом первой служит отставка Франклина Рузвельта в 1940 году. Его преемники не смогли подготовиться к большой войне, оказались экономически слабы и закономерно проиграли. В 1947 году США подписали капитуляцию: восточные штаты отошли Германии, а западные – Японии. Однако даже в этой реальности Адольфу Гитлеру не был уготован счастливый финал. В результате сифилиса головного мозга он отходит от дел, а его место занимает Мартин Борман. По сути Германия превращается в колониальную империю, и продолжает на своих территориях расовые зачистки. Большинство славянских народов были уничтожены, оставшиеся отправлены в азиатские степи и низведены до средневекового уровня развития. Больше всего досталось Африке, чье население было поголовно уничтожено. Немногие оставшиеся африканцы стали бесправными рабами. Наука и техника очень быстро развивается. Небо бороздят межконтинентальные пассажирские ракеты, а в ближайшие десятилетия будут колонизированы Луна, Марс и Венера. Япония ведёт более неспешную и мирную политику. Отношения двух стран победителей не назовешь гладкими – они во многом напоминают известную нам Холодную войну.
Вторая линия реальности описана в запрещённой в Германии книге «И наестся саранча». Да-да, роман альтернативной истории в романе альтернативной истории. Автор книги, Готорн Эбендсен, создает свою версию событий, в которых Германия и Япония потерпели поражение. Несмотря на сходство с нашей реальной историей, события в ней не совпадают. Победителями тут являются США и Британия, которые после войны обрели небывалую экономическую и военную мощь, став мировыми лидерами. СССР несмотря на то, что воевал в стане победителей, так и не занял достойное положение в мировом обществе. Обидно за наших, конечно, но не стоит забывать, когда и кем был написан роман.
И третья реальность, это наш с вами мир. Один из героев только мельком видит его, и невнимательный читатель может даже пропустить этот момент. Однако именно этот эпизод заставляет задуматься о том, насколько реальны события романа. Вообще тема лжи и фэйков красной нитью проходит через весь роман. Один из главных героев занимается подделкой под старые американские вещи. Многие персонажи скрывают свои настоящие личности и имена. Высокий замок, в котором живёт Готорн Эбендсен, на поверку оказывается самым обычным домом. В одном из диалогов персонаж показывает две абсолютно одинаковые зажигалки, и утверждает, что одна обладает реальной ценностью лишь потому, что у нее есть сертификат соответствия. А есть ли у нашей реальности подобный сертификат? Сейчас на каждом шагу мы видим повсеместную подмену понятий и искажение истории. На Западе подрастающее поколение искренне верит, что победу во Второй мировой войне одержали именно США, а подвиги советских героев оказываются забыты даже странами бывшего СССР.
Многие критики ругают роман за то, что в нем показано мало образов восторжествовавшего фашизма, да и самой Германии в нём относительно немного. Акцент сделан в основном на Японии, которая многим читателям интересна гораздо меньше. Иные остаются также недовольны неспешным сюжетом и малым количеством экшен-сцен. Только вот роман совсем не про это. Филип К. Дик написал совсем немного остросюжетных книг, несмотря на большую творческую плодовитость. Его книги умные, с многоуровневым философским подтекстом. Вот как раз философии тут хоть отбавляй. Думаю, мало кто из читателей при первом знакомстве с романом сможет уловить все скрытые смыслы. Не утверждаю, что это удалось и мне. Роман показывает нам не изменения в геополитике, а призрачность реальности. Все герои, тем или иным способом приходят к одному итогу – осознают призрачность своего мира. Один незначительный, по их мнению, поступок может изменить буквально всю их жизнь, поставить под сомнение все, во что они верили. Неважно, кто победил. Япония и Германия в романе оказываются на пороге ядерной Третьей мировой, как когда-то до этого чуть не дошли США и СССР. История изменилась, но люди остались точно такими же: жадными до чужих ресурсов и территорий, нетерпимыми к иным, непохожим на них. Не стоит думать, что альтернативная история, описанная в «И наестся саранча», прекрасна. В ней такая же жестокая тирания и монополия, только с другими взглядами. Видимо, подобное лежит в самой основе человеческой сущности.
Наравне с «Саранчой», чьё название является, между прочим, библейской отсылкой, большую роль в сюжете играет «Книга перемен», к которой за советом обращаются многие персонажи. Идея судьбы и фатума – ещё одна ключевая линия романа. В финале оказывается, что влияние этой книги на сюжет даже больше, чем казалось по ходу повествования. По сути, «Книга перемен» – это полноценный герой романа.
О персонажах стоит сказать, что их много, и назвать кого-то из них главным крайне сложно. Их путь пролегает в разных местах и в разное время. Однако их судьбы временами тесно переплетаются, но также быстро и расходятся. Я бы даже сказал, что они лишь служат рупорами, повествующими нам основные мысли автора. Это, однако, не делает их характеры поверхностными. Наоборот, они ничем не отличаются от реальных людей, со своими личными проблемами и переживаниями. Персонажи – выходцы из самых разных слоев населения, от потерявшего работу еврея, который скрывается от немецких властей, до влиятельного японского политика, предотвратившего своими действиями начало Третьей мировой. Чтобы достичь такого восприятия героев, нужно недюжинное мастерство автора, которого у Дика не занимать.
Итог: Филип К. Дик смог создать по-настоящему умную книгу о неоднозначности истории и пороках человеческого общества. С первых же страниц она затягивает своей мрачной тягучей атмосферой безысходности и всеобщего упадка. Показанный режим попирает все человеческое и предостерегает нас от множества ошибок. Недостаток динамики сполна компенсируется глубиной идей, заложенных в романе. Могу порекомендовать роман к прочтению тем, кто предпочитает неспешные книги, над которыми можно поразмышлять. Если же вы хотите ознакомиться с подобными идеями в формате боевика или триллера, могу порекомендовать к просмотру экранизацию, где все это и раскрывается в полной мере.
Алираэль, 16 мая 2024 г.
Китайский оракул и обманутые ожидания.
Я ждала книгу о мире, где Германия победила во Второй мировой, а получила — об американцах, живущих под гнётом японцев.
Я ждала что-то столь же сильное, как “Мечтают ли андроиды об электроовцах?”, а получила пустые разговоры и тревоги уровня гоголевской “Шинели”.
И ещё по несколько столовых ложек расизма, антисемитизма, патриотизма и других измов, пистолет, который таки выстрелил, и множественные гадания на “Книге перемен”.
Сюжетных линий несколько. Связаны они чуть теснее, чем я с Папой Римским. Интересных среди них примерно полторы. И все они обрываются. Потому что книге не нужно их завершение. Книга не об этом.
А о чём же тогда?
Я не знаю.
Я не поняла.
Я не поняла эту книгу.
Забавно, что в книге, где Германия и Япония выиграли войну, есть книга, в которой Германия и Япония войну проиграли. Хотя одного этого для хорошей книги мало. Но кажется, главная идея крутится именно вокруг этого. Вот только я никак не могу её ухватить.
И лишь в конце шокирующая героев мысль о том, что в книге всё правда и на самом деле Германия и Япония проиграли, что-то во мне всколыхнула. Это было больше, чем банальное “В войне победителей нет, в войне проигрывают все”. Но…
Red Destroyer, 16 июня 2023 г.
У меня, как, думаю, и у многих, есть такое правило — не смотреть экранизацию до знакомства с литературным первоисточником. Впрочем, так уж получилось, что «Человека в высоком замке» я прочитал позже, чем глянул одноимённый сериал.
Добравшись до книги, я знал, что старина Филип Дик меня в очередной раз удивит, и вновь этот ожидаемый эффект оказался неожиданным. Здесь и в помине нет никакого экшена и боевика, герои здесь не занимаются спасением мира. Вернее, такая сюжетная линия есть, но она проходит лишь фоном, а одного из героев, Тагоми, это ужасно тяготит и он хочет поскорее сбросить с себя груз ответственности. Вообще, Дик не боится кое-где сделать своих персонажей даже глуповатыми (а, следовательно, и живыми). Взять даже просто тот момент, когда Чилден вожделеет жену своего клиента, а потом стыдливо ловит себя на мысли, что такие фантазии постыдны.
Складывается впечатление, что Дик в некоторых моментах даже подшучивает и легонько издевается над читателями. Взять даже тот гениальный момент, когда он святотатствует перед любителями фантастки, влагая в уста персонажей слова о том, что космические полёты и высадки на Луну и Марс это просто шоу и отвод глаз для населения, для которого всё это пользы никакой не несёт. А ведь это написано в 1962 году, в самый разгар скачка в космос! Что уж говорить, если даже тут на Фантлабе есть несколько возмущённых отзывов на эту тему.
Мир романа, мир победивших стран Оси, на самом деле второстепенен. Автор, ограничиваясь лишь краткими описаниями, делает его лишь одним из инструментов для поднятия других тем, что резко контрастирует с большинством других антиутопий, где выдуманная реальность зачастую является самоцелью. Причем Дик, разрабатывая тему взаимодействия разных культур с разными менталитетами и традициями, в том числе ставит перед читателем вопрос — а что есть антиутопия? Ведь что русскому хорошо, то немцу смерть. Мы приходим в ужас от мирового порядка «Человека в высоком замке», но тот же Тагоми, попав, очевидно, в Сан-Франциско в нашем мире, приходит в ужас от автострады и отравленного выхлопными газами воздуха.
Создатели сериала даже если и поняли замысел Дика, то почти не использовали его, создав масс-продукт о движении сопротивления и борьбе с оккупацией. Вовсе нельзя сказать, что это плохо, тем более первые сезоны действительно интересно смотреть, но это продукт совершенно иного рода. И не удивительно, что у авторов сериала нет нонконформизма Филипа Дика, поэтому в последних сериях мы видим очередную попытку вписаться в модную нынче повесточку, когда одного героя внезапно делают геем, а на волне очередного всплеска BLM-движения резко добавляется аналог «Черных пантер». В итоге — против нацистов борются меньшинства. У Дика этого нет, но можно ли назвать его роман антифашистским? Можно, и он является таковым в гораздо большей степени, чем сериал. Ведь одна из его идей — идея о разных ментальностях, разных культурах, разных, в конце концов, мирах. Поэтому и Роберт Чилден, в начале книги пытавшийся влиться в среду японцев, потом оставляет все младенческое, как гласит цитируемое Диком послание к Коринфянам.
Жаль, правда, что концовка романа оказалась несколько размытой, что позднее в интервью признавал сам Дик, сетуя на незаконченность книги из-за «И цзин», к которому обещал больше не прибегать, удостоив его эпитетами «malicious spirit» (злобный дух) и «evil book» (злая книга). Чего нельзя сказать о «Человеке в высоком замке».
Алираэль, 31 марта 2023 г.
Китайский оракул и обманутые ожидания.
Я ждала книгу о мире, где Германия победила во Второй мировой, а получила — об американцах, живущих под гнётом японцев.
Я ждала что-то столь же сильное, как “Мечтают ли андроиды об электроовцах?”, а получила пустые разговоры и тревоги уровня гоголевской “Шинели”.
И ещё по несколько столовых ложек расизма, антисемитизма, патриотизма и других измов, пистолет, который таки выстрелил, и множественные гадания на “Книге перемен”.
Сюжетных линий несколько. Связаны они чуть теснее, чем я с Папой Римским. Интересных среди них примерно полторы. И все они обрываются. Потому что книге не нужно их завершение. Книга не об этом.
А о чём же тогда?
Я не знаю.
Я не поняла.
Я не поняла эту книгу.
Забавно, что в книге, где Германия и Япония выиграли войну, есть книга, в которой Германия и Япония войну проиграли. Хотя одного этого для хорошей книги мало. Но кажется, главная идея крутится именно вокруг этого. Вот только я никак не могу её ухватить.
И лишь в конце шокирующая героев мысль о том, что в книге всё правда и на самом деле Германия и Япония проиграли, что-то во мне всколыхнула. Это было больше, чем банальное “В войне победителей нет, в войне проигрывают все”. Но…
Нет, я не понимаю эту книгу.
Пойду дальше читать про магию и героев.
kerigma, 29 августа 2022 г.
Это очень странный мир, впрочем, не более странный, чем весь остальной Филип Дик. Альтернативная история, в которой во Второй мировой войне победили Германия и Япония. Но картина мира, которую мы видимо, все равно очень америко-центричная и насквозь пронизанная именно американской культурой. Государства США нет, точнее, есть его огрызок, и есть другой огрызок под названием ТША, и все это находится то ли под японской оккупацией, то ли под японским протекторатом. Оккупация, впрочем, вовсе не ужасная — не близкая к тому, какой была американская оккупация Японии. Но в чем-то очень похожая: Японцы за это время отрастили преклонение перед всем американским и американской культурой — и именно это мы видим в романе Дика: как японские «туристы-оккупанты» покупают якобы оригинальное американское искусство, типа часов с Микки-Маусом. Выглядит очень комично, как и все попытки любого человека сделать вид, что он якобы разбирается и ценит другую культуру, которая на самом деле ему кардинально чужда и непонятна.
В романе вроде есть сюжет, но не очень внятный (по крайней мере, для меня) и как-то ничем не заканчивающийся (или я пропустила какой-то решающий момент). Со времен Второй мировой прошло не так уж мало времени, большинство нацистских бонз еще живо, и между ними как раз идет передел власти (Гитлер уже отошел от дел). Казалось бы, кому какое дело в покоренной японцами Америке, где относительный мир и покой, — но увы, этот передел затрагивает и саму Японию, как внезапно выяснилось в итоге странной шпионской истории. Что там было дальше — мы не видим, знания читателей ограничены только событиями, известными героям-американцам (за исключением одного-единственного японца), и не скажу, чтобы их злоключения сами по себе были как-то особенно интересны.
Герои все время гадают по И-Цзин (и японцы, и американцы), и мне прям тоже захотелось завести, хотя думаю, что все-таки без должной культурной подготовки это просто шарлатанство, зато красивое.
Самый лучший момент — когда Тагоми в парке разглядывает поделку доморощенных ювелиров, медитирует и внезапно переносится в другую реальность — явно в альтернативную, возможно, в наш настоящий мир. Мир, в котором нет велорикш, зато есть наземное метро. А потом, поизумлявшись непривычным вещам в привычном мире, возвращается к исходной точке — и снова в свою реальность.
Я тоже периодически думаю, как бы так сделать.
Ionole, 28 августа 2022 г.
Прекрасный роман внутри романа, финт внутри финта.
Дик срисовывал себя с автора «И наестся саранча»? Получился такой утомлённый демиург (реальности которой нет) в шерстяном костюме чин чинарём, но боящийся прямых вопросов читателей и перекладывающий всех обезьян на И Цзин.
Тоска в том, что не один из вариантов реальности не является объективным, сколько не обращайся к оракулу.
Прекрасный роман.
Messi1999, 25 июля 2022 г.
Очень странная работа Филиппа Дика. Обычно в жанре альтернативной истории ожидаешь чего-то более простого. Кроме того, американское общество скорее ассоциируется с рациональными утилитарными идеями капиталистического общества. Основная же тематика произведения: гадание на «Книге перемен» несет в себе иррациональное зерно, присущее восточной философии. Удивляют также антимеркантильные настроения, которыми наполнен роман. Пожалуй, это не та книга, с которой стоит начинать знакомство с Филипом Диком.
aleks-predator, 7 февраля 2022 г.
Яркая альтернативная история от Филипа Дика
«История не терпит сослагательного наклонения». До сих пор помню из детства эту цитату Карла Хампе, которую мне сказал дед, когда мы рассуждали с ним на тему возможных вариаций развития истории человечества. Мысль важная и абсолютно жестокая в своей правоте. Жестокая в том плане, что никогда не узнаешь, что могло быть, если бы события пошли по иному сценарию. И только фантасты могут подарить нам другую реальность, создавая свои прекрасные произведения на бумаге. Одним из таких стала работа Филипа К. Дика «Человек в высоком замке».
Автор создал удивительно реалистичный и очень логичный с точки зрения развития мир, в котором события развернулись кардинально иначе, чем в нашем реальном мире. Нацистская Германия вместе с Японией и Италией одерживают верх во Второй Мировой войне. СССР пал, Европа растоптана. Мир под влиянием диктаторов.
Война завершилась пару десятилетий назад. Новый мир выглядит совсем иначе, чем привыкли мы. Но Дик так реалистично его описывает, что ты действительно веришь в то, что так бы все и было, не будь в той страшной войне тех победителей, которых сегодня знаем мы.
Филип Дик мастерски переплетает сразу несколько сюжетных линий между собой, наполняя свою реальность живыми героями. Каждый из главных действующих лиц по-своему живет в уже привычном мире властвования Третьего Рейха. Мы можем увидеть, как они приспособились к жизни в новых государствах, которые появились на привычной карте мира. Изучение альтернативной карты мира — целое занимательное событие, когда представляешь, насколько может измениться привычный мир из-за других победителей. Пусть это фантастика и видение автора, но оно очень интересно.
Двадцать лет минуло с триумфальной победы. Выросло новое поколение, тогдашние вояки уже не те. Но Германия с ее нацистской идеологией превосходства над всеми выглядит в этом произведении достаточно предсказуемо и реалистично. Между союзниками: Германией и Японией напряженные отношения. Первые хотят продолжить свой курс на доминирование на планете, используя жестокие методы борьбы на своих западных владениях, к которым относится восточное побережье привычных нам США. Япония, наоборот, использует духовный подход, отстаивая свои восточные владения на западном побережье современных Штатов.
Вообще в книге множество различных упоминаний и рассказов о том, что стало с миром. И лучше о них прочитать самому, чем узнавать из отзывов на произведение. Хочется только сказать, что этот Диковский мир кардинально отличается от нашего реального. Но он очень грамотно прописан, не взят с потолка, а вполне логичен с точки зрения автора.
«Человек в высоком замке» стал одним из ярких представителей альтернативной истории. Созданное произведение отличается своей реалистичностью, в нем живут разнообразные герои, которые интересны для изучения каждый по-своему. Произведение достаточно сложное для восприятия, в большинстве своем гнетущее, но несомненно интересное. Автор много времени и страниц уделяет размышлениям персонажей. Они глубоки и порой сложны для восприятия. Но формируют канву произведения, являясь неотъемлемой частью создания общего образа представленного мира.
Это произведение определенно понравится тем, кто любит представлять совершенно иной мир, мир с другими законами и понятиями, с другим мышлением людей. И такая фантастика всегда будет оставаться классикой с большой буквы.
8 из 10
artem-sailer, 26 февраля 2022 г.
О книге наслышан давно, долгое время всё собирался прочитать её, в прошлом году наконец прикупил бумажный вариант, да как-то отложил на полку — есть у меня такая заморочка, мол, хорошая книга должна настояться, как доброе вино. И надо же было так совпасть, что к чтению приступил в начале именно этой недели. Символизма в этом никакого не вижу, поскольку книгу открыл ещё до начала известных событий. Хотя, возможно, в этом и состояло некое... предчувствие, что ли?
К чему я всё это? К тому, что во время чтения невольно проводил аналогии с современностью нашей реальности и даже наметил для себя тезисы, которые хотел бы отобразить в отзыве, но здесь и сейчас — не место и не время для озвучивания подобных оценок и мнений, поскольку всем нам сейчас следует быть сдержанными, терпеливыми, спокойными. И в этом я абсолютно солидарен с администрацией сайта, которая за последние дни несколько раз призывала лаборантов к тому, чтобы не превращать Фантлаб в площадку для политических прений.
Поэтому озвучу несколько другой аспект авторского замысла, если так можно выразиться — неполитический, абстрактный. Вначале я долгое время не мог понять, зачем Филип Дик изрядную долю повествования уделил Книге перемен. Я читал, что он, Дик, и сам постоянно обращался к этому инструменту для того, чтобы книга подсказала ему правильное решение в той или иной ситуации. Поэтому я было подумал, что Дик таким образом делится собственным опытом, и не более того. Но лишь на последних страницах романа и следующем за ним послесловии переводчика я вдруг понял, что автор хотел сказать, что всё сущее, будь то жизнь незначительного продавца или принятие решений на уровне мировой империи, — это всего лишь цепь случайностей, эффект бабочки, возведённый в степень гугола. Эта вариативность пугает человека, многообразие возможных исходов не умещается в нашем воображении, что влечёт за собой страх перед необходимостью принимать решение.
И, видимо, по этой причине некоторые люди сваливают с себя ответственность, перекладывая действие по принятию решения на древнюю книгу, читай — гадание, гороскопы, кофейная гуща. Вполне может оказаться так, что в нашей реальности кто-то доверился результатам одного гадания и такие образом выбрал один вариант развития событий, а во вселенной «Высокого замка» тот же человек доверился другому гаданию, а в результате история всего человечества пошла совсем по другому сценарию.
Уж не знаю, правильно ли я понял посыл Филипа Дика, но мне нравится думать, что одна из идей «Человека в высоком замке» заключается именно в этом.
Darth_Veter, 20 января 2022 г.
Яркий представитель альтернативной исторической фантастики, написанной в годы Карибского кризиса. Германия в альянсе с Японией и Италией побеждает во Второй мировой войне. Советский Союз и Европа разорены и надолго выбыли из политической игры. Америке повезло больше, но и ее территория оказалась разделена на три зоны влияния — некоторую самостоятельность сохранила только буферная зона между Восточными и Тихоокеанскими Соединенными Штатами. Но стабильность оказывается кажущейся: после смерти вождя Третьего Рейха Бормана новое руководство Германии решает окончательно прибрать всю власть на планете в свои руки. В Сан-Франциско прибывает один из сотрудников абвера, скрывающийся под личиной шведского предпринимателя Бейнеса. Он хочет встретиться с торговыми представителями Японии Синиро Ятабе и Нобусуке Тагоми. Как легко можно догадаться, целью встречи будут вовсе не переговоры о новой технологии получения пластмасс...
Важное качество всех альтернативных вселенных — их убедительность и реалистичность. В целом убедительность послевоенного мира присутствует, поскольку следует логике нацистской идеологии. Роль Японии и Италии, правда, сильно принижена, но автор хоть как-то ее всё же аргументирует. Правда, лично я не совсем уверен, что победители именно так поделят между собой весь мир, как это описано в романе. Автор исходил из обычной жизненной логики: Японии достался Тихоокеанский регион, за который она так упорно сражалась, а Атлантика оказалась в руках Германии. Следуя этой же логике, Африку следовало бы поделить между Германией и Италией, но автор отдает ее Германии, а про Италию косвенно упоминает как о «неудачнице», потерявшей уважение и доверие рейха. А куда же тогда делись ее абиссинские колонии? Вряд ли итальянцы отдали их кому-нибудь добровольно, а немцев они просто не интересовали. Словом, по географии к автору есть определенные вопросы, хотя и не главные, т.к. главные события разворачиваются в Америке. Писатель предполагает, что уже через 20 лет после завершения войны между Германией и Японией возникнут неразрешимые противоречия, связанные с различиями в политике, морали и экономике. Японцы не разделяют немецких жестокостей и более сосредоточены на духовном порабощении бывших противников — недаром огромное распространение в ТША получила популярная на Островах «Книга перемен» (И-Цзин). Американцы используют ее для разрешения спорных вопросов, касающихся ближайшего будущего. Даже играющая ключевое значение для сюжета книга шайеннского писателя Абендсена «Саранча садится тучей» появилась не как собственная фантазия автора, а как своеобразный альтернативный сценарий «Книги перемен» — почти что пророчество. Появление этого романа (коему японцы не строят никаких препятствий) вызывает у германской стороны настоящую истерию, приводящую к пересмотру Тройственного пакта. Немцы считают, что в их руках более действенное оружие (водородная бомба), да и к тому же хорошие перспективы колонизации Венеры и Марса. К чему делиться этим с бывшими союзниками? Куда проще их уничтожить. Это похоже на правду, ведь, идеология расовой чистоты не приемлет равноправного положения азиатской расы. Как бы обосновывая этот тезис, автор вскользь упоминает про «африканский эксперимент», приведший к полному опустыниванию означенного континента. Подобные планы у вермахта, конечно, были — правда, насчет России. Хоть роль США в этой войне традиционно преувеличена (писатель всё же чистокровный американец), недооценивать их тоже нельзя: у американских воротил в то время на руках были огромные финансовые средства. Интригу создает и выбранная автором точка бифуркации, связанная со смертью будущего президента Рузвельта. По альтернативной версии, он был убит неким Зангаром в 30-х годах прошлого века. Тем самым США лишились сильного правителя (вице-президент Бриккер был слишком нерешительным, чтобы выступить против стран Оси), а мир — достойного защитника демократии. Немцы с японцами, естественно, воспользовались благоприятным моментом и быстро заняли освободившуюся нишу. Ну а среди своих союзников Германия изначально занимала более привелегированное положение, с чем все были согласны. Так что описанный в романе сценарий развития событий вполне имел место быть при соблюдении указанных условий.
Напоследок следует сказать, что «Человек в высоком замке» — не развлекательное чтиво, а сложное психологическое произведение с весьма сложной моралью. Размышлениям персонажей придается в нем огромное значение — на их описание уходят целые главы! Понять их непросто, из-за чего процесс чтения сильно замедляется и затрудняется. Создается даже впечатление, что именно эти размышления и являются главными в изложении, а вовсе не сами исторические события, их вызвавшие. Если вы не готовы обсуждать морально-этические проблемы нового американского общества, не стоит браться за чтение романа. Произведение Дика явно рассчитано на любителей пофантазировать на исторические темы и пофилософствовать по поводу социально-политического обустройства мира.
---------------
РЕЗЮМЕ: альтернативная история разделенной Америки, проигравшей Германии Вторую мировую войну. Сложное произведение, рассчитанное на вполне определенного любителя.
Oreon, 8 февраля 2022 г.
Мне сложно сравнить данный роман Дика с чем-либо ещё — не могу назвать себя знатоком жанра, хотя, конечно, что-то из альтернативки мне попадалось. Но то было больше развлекательное чтение, здесь же явно солидное многоплановое произведение, с философской подоплёкой, с Книгой перемен из чуждой мне культуры, с многообещающим поэтическим названием «Человек в высоком замке», которое (название) никак себя не оправдало (тут спойлер: нет здесь никакого замка). В принципе мне не сложно поверить в мир описанный автором. Он ужасен, но ужасен в своей реалистичности — мне почему-то кажется, случись Германии и Японии победить в той войне и мир мог бы вполне выглядеть в духе этой диковской книги. И это ещё не вся альтернатива — автору получилось внутри альтернативной истории со сменой победителей во второй мировой войне, выписать в виде несуществующей в нашем мире книги «И наестся саранча» альтернативную историю к альтернативной истории того мира. И в этом весь Дик, он не останавливается один раз закрутив сюжет, а закручивает его ещё и ещё.
Но это всё критерии приближающиеся к объективным и роману не зря дали премию, и его стоило прочитать, и в нём есть над чем задуматься и поразмышлять. Но вот читать было не очень интересно. Меня не захватывал сюжет, не привлекали герои — он, они выглядели до банального обычными, серыми со своими какими-то созвучными и нашему миру проблемами. Никто из героев мне не импонировал, разве двое, решивших открыть своё дело. Обращения к оракулу мне не понятны. Как обычной девушке можно перерезать человеку горло, тут же одеть вызывающее платье и отправиться к писателю за автографом — мне не понятно. Как представитель японской расы, захватившей половину мира, может так убиваться по поводу двух убитых агентов, ворвавшихся к нему в офис — мне тоже не понятно. И так далее.
В общем, не смотря на перечисленный позитив, читать книгу мне было скучно, я терял нить и даже забросил чтение после первой трети. Пришлось дослушивать сначала уже в виде аудиокниги. ЧвВЗ Ф. Дика стал моей первой книгой не прочитанной, а именно прослушанной.
Не хочу уподобляться одному из героев книги, а именно Тагоми, долго и мучительно пытавшемуся познать необычное для него произведение искусства, ища потаённое и скрытое в банальной брошке. Не хочу подобно выискивать то, что скорее всего автор и не закладывал в свою книгу. Но, мне кажется, одним из слоёв можно утверждать, что главным героем мира автора является некто Эбендсен, написавший книгу альтернативной реальности «И наестся саранча», за ним легко можно угадать самого Ф. Дика, это именно он — тот человек в Высоком Замке. Вторым слоем будет то, что Эбендсен признается, что книгу на самом деле писал не он, он лишь выражал её пребывая в контакте с чем то высшим. Значит, наверно, и Ф. Дик думает, что пребывает в контакте с чем-то подобным и проецирует это в свои книги?
PS. Сейчас, читая другие отзывы, пришёл к парадоксальной мысли — чтение иных отзывов вызывает у меня больше мыслей и размышлений, чем чтение самой книги, которая, повторюсь, шла скучновато и туговато. Вот например, в нескольких отзывах встретилась мысль, что автор якобы утверждает, что существующая действительность, мало чем отличается, от той, что была бы победи в войне нацисты и японцы. Другими словами победа одной или другой стороны приводит лишь к смене героев и злодеев в исторической трактовке. Но так можно утверждать лишь при очень поверхностном подходе. Да, подобные мысли есть на страницах произведения, но их произносят люди принявшие ту, альтернативную реальность и смирившиеся с ней, либо вообще люди служащие режиму. И в их устах это звучит как попытка оправдания: «А что, думаешь победи американцы, было бы лучше? Как бы не так...» И герои книги сравнивают своё настоящее с книгой Эбендсена, но мы то, реальные читатели, можем и должны сравнивать с настоящей реальностью? Неужели кто-то реально думает, что такие мысли мог вкладывать автор и это после тех ужасов, что легким мазками сам описал, рисуя свой альтмир?