Филип Дик «Рейд на поверхность»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Мир после 3 мировой войны, люди живут в километрах под землей, спасаясь от радиации. Оставшихся выживших на планете ловят для своих глубинных фабрик и лабораторий. Так продолжалось до тех пор, пока во время очередной вылазки, юный Карл не влюбился в девушку с поверхности Земли...
Входит в:
— журнал «Fantastic Universe, July 1955», 1955 г.
— сборник «Пересадочная станция», 1987 г.
- /языки:
- русский (5), английский (2), украинский (1)
- /тип:
- книги (4), периодика (1), самиздат (3)
- /перевод:
- Е. Поляков (1), А. Скобин (4), Д. Старков (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
wertuoz, 27 февраля 2025 г.
Наверное, перед нами одно из самых атмосферных произведений короткой формы в творчестве Филипа Дика. На этот раз автор довольно оригинально подошёл к описанию реалий постапокалиптического будущего, где даже пересёкся концептуально с видением Герберта Уэллса — но лишь от части, уделяя больше внимания реакции на окружающую действительность и проблемам недопонимания.
1. Репрезентация видов.
Перед нами мир после сокрушительной мировой войны, где люди уничтожили практически всю свою цивилизацию, оставшись на покрытом несколькими слоями шлака космическом шаре практически в меньшинстве, отбросив своё развитие на несколько тысячелетий в прошлое, представляя из себя некое подобие родоплеменного строя. Но по соседству с ними, на глубине нескольких тысяч верст существует ещё один разумный вид — «техно», который с точки зрения технического прогресса превосходит людей и обладает обширными знаниями прикладной науки. Для техно люди — это объекты для исследования, подопытные мыши, которые не могут оказать должного сопротивления чуждому техническому оснащению и вооружению. Представители подземной цивилизации прозвали людей «сапами» — сокращённо от «хомо сапиенс», вложив в это прозвище всё своё возможное предубеждение и пренебрежение по отношению к тем, кто вверг планету в забвение.
2. Происхождение видов.
Итак перед нами, казалось бы, опять похожая концепция, напоминающая ту, которую использовал Герберт Уэллс в своем произведении «Машина времени»: два разумных вида (морлоки и элои — аналогично техно и сапы), где один вид более сильный и приспособленный эксплуатирует другой — слабый и незащищённый. Вот только Уэллс построил свою концепцию, ориентируясь на классовую систему общества, предлагая читателю представить, во что могут выродиться классовые отношения (буржуазии и пролетариата) в худшем и утрированном варианте развития будущего. Морлоки — звероподобные, живущие под землёй, это и есть самые угнетенные слои общества, законсервированные в этом состоянии на многие тысячелетия, а элои — это привилегированная элита, деградирующая всё это время без физического и умственного труда, лишённая теперь осознанности и мышления. У Дика же человеческие виды образовались по другому: в обществе возник новый класс интеллигенции, наделённый особыми талантами к научным открытиям и техническим достижениям, с помощью которого человечество смогло вооружиться друг против друга, уничтожив само себя в новой ядерной войне в то время, как хитрая интеллигенция смогла переждать катастрофу в подземных убежищах. Есть ли в этом некий глубокий анализ общественных отношений и процессов общественного бытия? Навряд ли. Филип просто берет с потолка новую одарённую прослойку общества, никак не обосновывая логически её существование, не давая никаких экономических предпосылок для её возникновения. Концепция же Уэллса на этом фоне кажется более стройной и грамотной.
3. Антагонизм видов.
Между видами существует некий антагонизм, который мешает налаживанию контактов для взаимодействия, не говоря уже о взаимопомощи. Но именно этим и хорош сюжет произведения, в котором главный герой попытается преодолеть барьер недопонимания. Вместе с группой других техно (одним из которых является его отец) юный Харл тайно (включив поле невидимости) попадает в общество людей, поражаясь и удивляясь их трудолюбию, сплочённости и творческим проявлениям. Особое внимание он уделяет девушке, которую застаёт за росписью глиняной посуды, к которой сразу же начинает проявлять эмпатию. Он понимает, что люди не безнадёжны и явно не заслуживают предвзятого и высокомерного к ним отношения со стороны его сородичей. Далее происходит следующее:
Харл выключает щит невидимости, показываясь девушке, пытаясь наладить с ней контакт, проявляя уважение и заинтересованность в общении, позабыв про все свои цели о пленении и захвате сапов, за которыми, как за подопытными кроликами, он и явился на поверхность. Но чуда не происходит, девушка убегает с криками, а на выручку сбегается все остальное племя. Чтобы не доводить ситуацию до конфликта, Харл уходит, снова включая невидимость и присоединяясь к своей группе.
И только потом, видя ситуацию с точки зрения самой девушки Джулии, читатель понимает, что сапы и техно очень различны внешне. Пребывая под землёй, чуждый вид лишился привычного человеческого облика. Именно устрашающая внешность Харла и испугала Джулию. Всё остальное племя решает, что тот, кто явился перед ней — это «гоблин», мифическое агрессивное существо, которого стоит опасаться.
Тем самым автор даёт понять, что преодолеть антагонизм между видами из-за их предвзятости и ксенофобии по отношению друг к другу получится не сразу, а возможно не получится никогда.
Итог.
У Дика получилась интересная история, лежащая в плоскости проблематики вопросов взаимопонимания. Он умело жонглирует образами постапокалиптического будущего, рисуя необычную картину бытия, пусть во многих аспектах нелогичную и поверхностную, но оказывающую сильный терапевтический эффект.
god54, 20 декабря 2021 г.
Великолепная идея: после апокалипсиса люди разделились на две части: обыкновенные и мутанты. Автору удалось заинтриговать началом рассказа: мироустройство, взаимоотношения, хороший текст и сюжет. А вот концовка разочаровала, такое ощущение, что автор просто познакомил читателя с идеей и бросил его, мол додумаешь сам, либо просто не сумел предложить ничего оригинального... А жаль.
Стронций 88, 6 декабря 2019 г.
Вот – удивительное дело ¬– с одной стороны, в этом рассказе, впервые за весь сборник «Пересадочная станция» чувствуется его время, и, кажется, что чего-то оригинального в нём нет; но тут же, кажется, что что-то всё-таки есть, и сам по себе он вполне неплох. Начало – в общем-то, банальная история постапокалипсического мира, в котором развитее цивилизации пошло двумя путями (и это довольно просто, если не сказать наивно пересказывается читателю) – мне оно напомнило «Машину времени» Уэллса, только вдруг перевернутую, рассказанную со стороны морлоков; даже слова о том, что раньше они снабжали всем жителей поверхности – давали этой мысли новую силу. Концовка тоже мысль и подтверждала, и одновременно давала задуматься: а что если представления о гномах и гоблинах, это вот такая память о другой расе – в общем-то, мысль далеко не новая, но оказавшаяся именно тут неожиданной. Хотя есть в этом и небольшой вопрос – а почему собственно представления о гоблинах у людей (сапов) всё-таки сохранились, а представления о другой расе за 200 лет стёрлись? Кстати, в этом разделении, по-моему, было ещё и что-то от цикла «Когти», только тут вместо заводов, производящих роботов, под землёй оказалась группа людей, снабжающих поверхность оружием.
Но на самом деле, больше всего меня поразила – и поразила, в отличие от начала и конца, безоговорочно – так это его середина. Поразил мир поверхности глазами юноши, поразили чувства его к девушке сапов – в этом было всё так достоверно, так понятно и естественно, что я буквально ощутил себя этим парнем. И, мне кажется, никакая это была не банальщина в виде любви с первого взгляда, а вполне естественное удивление – и не только девушкой, а ещё и миром, самими сапами – это было любопытство и, что главное, принятие сапов не как скота, не как отсталых дикарей, а как людей, равных себе – и желание поговорить с девушкой, расспросить её о рисунке (а значит и принятие творческого начала в «дикарях»), я вижу как подтверждение своей мысли. И вижу в этом надежду – надежду на то, что мир под землёй, может быть даже через этого юношу, ведь он занимает некую, судя по всему перспективную должность, всё-таки ждет некая переоценка ценностей. Хотя, увы, через концовку видно, что это будет с одной стороны разделённой на два вида цивилизации – что (конечно, в концовке был свой смысл и своя неожиданность, но, в виде «вот они гоблины», по-моему, было не очень выгодным разменом) ломает, по-моему, общую линию рассказа. Одним словом и вопросы оставляет рассказ и некое ощущение незавершённости.
vam-1970, 17 октября 2017 г.
Авторы и Дик в том числе — фантасты времен 50-годов очень часто писали на тему -что будет с нами после ядерной войны. Рассказ на данную тему.Выжили всё-таки кое-какие остатки человечества и настраивают свою жизнь как получается.Под землёй живут другие более совершенные люди, тоже выжившие и даже более можно сказать -организовавшие и спровоцировавшие эту войну, чтобы занять место homo sapiens. И вот встреча одних с другими — страх с одной стороны и удивление -со второй.
Авторы этих сюжетов в конце концов добились своего — люди читали их страшные рассказы о будущем — и общественное мнение склонило чашу весов в пользу жизни -началось всё-таки ядерное разоружение. Но ещё не окончилось! Где ещё следующая волна таких писателей и произведений?
romanpetr, 15 ноября 2015 г.
Очередной рассказ Дика на постапокалиптическую тему во времена недалекие от наших дней после 3-ей ядерной войны. Казалось бы сначала ведется повествование от людей технически развитых, выживших после войны и живущих под землей и автор, соответственно , смело строит облик мира людей на точке зрения подземных жителей. Но , как оказалось, выжила и вторая группа — диких людей , живущих на поверхности нашей планеты и обладающих своим мировозрением. Чья же правда настоящая? И кто же все эти люди? Очень оригинальна , в этом плане, авторская идея об устройстве мира и его происхождении, учитывая планы обеих враждующих сторон. Также интересна историческая справка автора о происхождении мифических гоблинов... Единственно, что рассказ оставляет после прочтения , так это надежду на некоторое более широкое продолжении, но...
kirik, 15 июня 2012 г.
Классическая история о любви с первого взгляда «человека и туземки» на фантастический лад.
Действие рассказа происходит на родной планете Земля, только по прошествии двух испепеляющих войн — третьей мировой и «последней», окончательной войны. Поверхность планеты превратилось в золу, радиация уничтожила практически все население, флору и фауну, а остатки человеческого рода, живущие на поверхности, представляют собой дикарей — с примитивным оружием, простейшей одеждой и орудиями труда. Однако, как оказалось помимо «дикарей» на планете выжили и более развитые потомки человечества («технари»), скрывающиеся в подземных жилищах и совершающие время от времени набеги на поверхность для пополнения рядов работяг на своих подземных фабриках...
В целом рассказ неплох, но оставляет множество вопросов и создается ощущение незаконченности сюжета — в рассказе отсутствует как «хэппи энд», так и концовка сама по себе. В остальном же — увлекательная история о мимолетном чувстве, возникшем между представителями разных рас (и пола) при первой встрече ;)