Филип Дик «Проездной билет»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Продавец билетов Эд Джекобсон стал свидетелем престранного случая. Уставший коротышка пробился к кассе и попросил билет до станции Мэкон Хейтс. Но Эду пришлось отказать ему в продаже билета, поскольку такой станции назначения не существует ни на карте, ни в природе. Коротышка несказанно удивился, посмотрел на карту и … исчез!
По мотивам рассказа снят одноимённый эпизод телесериала «Электрические сны Филипа К. Дика».
Входит в:
— сборник «The Book of Philip K. Dick», 1973 г.
— сборник «Пересадочная станция», 1987 г.
— журнал «Одессей» 1993'1», 1993 г.
Экранизации:
— «Проездной билет» / «The Commuter» 2017, Великобритания, реж. Том Харпер
- /языки:
- русский (8), английский (2), украинский (1)
- /тип:
- книги (7), периодика (1), самиздат (3)
- /перевод:
- И. Гарник (1), Н. Любимова (4), А. Скобин (3), Д. Старков (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
wertuoz, 20 февраля 2025 г.
Завязка рассказа интригует. Произведение начинается с фирменной авторской сцены, где перед читателем происходит удивительный феномен, природу которого главному герою и придется раскрыть, следуя от простого к сложному, от общего к частному. Да и сама проблематика истории, состоящая из вопросов о подлинной/ложной реальности, её вероятностей, между которыми существуют фундаментальные различия, а так же вопросов самой памяти, понятие и функции которой так же ставятся под сомнение — это тоже всё фирменный стиль Филипа Дика, который априори умел работать с таким материалом, умудряясь постоянно, несмотря даже на его (материала) качество, выдавать нечто оригинальное, то, чего нельзя предугадать.
В данном же случае история показалась мне довольно банальной и нераскрытой, обрывающейся на полуслове. Там, где мысль рассказа останавливается, позволяя читателю побыть наедине с самим собой, — в глубоких и длинных романах Дика всё только начинается, слегка обозначая рамки предметной области, которой ещё только предстоит поменять свои смысловые координаты, а потом сделать это ещё несколько раз.
Главный герой рассказа быстро обнаруживает перемены и находит ответы, которые удовлетворяют его любопытство, после чего сразу же желает отказаться от дальнейших поисков, опасаясь за свою реальность, в которой ему, оказалось, есть, что терять.
Кратко все происходящие метаморфозы можно описать так:
По сюжету происходит просачивание другой реальности, откуда появляется некий пассажир, желающий получить билет до своей станции, которой нет ни на одной маршрутной карте. Главный герой, исследуя этот феномен, обнаруживает, что в прошлом реальность расщепилась, создав несколько своих вероятностей, в которых станция, сам пригород и люди, живущие в нем, могли бы существовать. Контактируя напрямую с новой вероятностью реальности, Пейн (главный герой) понимает, что его привычная жизнь так же меняется под воздействием эффекта просачивания. В конечном итоге его память так же меняется, подстраиваясь под изменившуюся действительность, а его разум перестает замечать перемены.
В произведении отсутствует нужный саспенс и атмосфера, сообщающая читателю подходящее настроение, с которым творящая фантасмагория могла бы лучше усвоиться и вызвать больше эмоций. По крайней мере у меня так — возможно, потому что я уже знаком с творчеством Дика и выделил для себя лучшие его грани. Возможно, в этот раз перед нами немного другой Филип, для которого закончить историю на позитивной ноте — не является чем-то тривиальным или стереотипным.
В целом рассказ нельзя назвать провальным, ведь он может стать мостиком для остальных падаванов в безумную и увлекательную вселенную автора, где подобный смысловой нарратив усилен и усовершенствован в несколько раз.
Мах Асаматман, 8 июля 2024 г.
А вот тут Дик оседлал ставшую впоследствии любимой «лошадку», и выдал уже вполне типичную для себя вещь. Не инопланетянами славен Филип-наш-Киндред, а именно такой-вот игрой с реальностью. Читать приятно, интересно и я бы сказал уютно. Соглашусь с мнением выше, получилось чуть более оптимистично, чем мы привыкли, но в целом — достойный рассказ.
technocrator, 22 сентября 2020 г.
Завязка с внезапно исчезнувшим пассажиром и несуществующей станцией была любопытна, но чем-то совершенно новым сейчас уже не показалось. Поэтому из спортивного интереса попробовал угадать, сведётся ли фабула к «традиционным» ходам с параллельным измерением либо (исходя из мотивов творчества автора) чьим-то сновидением. Однако Дик не разочаровал, и разгадка лишь частично с этим пересекалась.
Прекрасно задействована и психологическая сторона. Исследование, которое предпринимает персонаж, с путешествием в неизвестность и необычным открытием, оборачивается пугающей стороной, хотя ничего плохого не происходит, да и вообще трансформации мало кому заметны... Финал достаточно прост, но в целом, качественная классика «странной» фантастики, стоящая прочтения.
SeverianX, 7 декабря 2022 г.
В данном рассказе Филип К. Дик обращается к довольно популярной теме параллельных реальностей и многомерности времени. Некоторые идеи напомнили мне недавно прочитанные рассказы Аластера Рейнольдса «Помехи» и «Кардифф после смерти», хотя атмосфера в них совершенно другая.
История начинается с того, что маленький человечек хочет купить в пригородной кассе билет в город, которого нет ни на одной карте, о чём ему и сообщает кассир. Странный покупатель очень удивляется этому факту и… исчезает. Главный герой крайне заинтересован этим фактом и хочет докопаться до правды. Он отправляется на поиски несуществующего городка, ещё не зная, чем это ему может грозить. Соприкоснувшись с другой реальностью, главный герой замечает, что меняется и его собственный мир.
Рассказ заставляет задуматься над вопросом, а реальна ли жизнь вокруг нас или это всё иллюзия. Висела ли здесь вчера эта вывеска? Ездил ли тут раньше этот автобус? Стоит тут упомянуть и «Эффект Манделы». Возможно мы и правда перемещаемся между параллельными реальностями, сами того не замечая?
Итог: «Пригород» – интересный философский рассказ. Хотя идея параллельных реальностей и не нова, Дик показывает её с позиции простого человека, столкнувшегося с непознанным.
vfvfhm, 21 октября 2021 г.
Интересно, молодой Дик читал что-нибудь о квантовой теории, тогда передовом крае науки, слышал о «коте Шредингера»? Потому что у него — визионер, что и говорить! — получилось очень достоверное описание различных квантовых феноменов, как мы их сейчас представляем. Недавно смотрел на канале «Уже наступило» ролик о том, что ученые теоретически придумали механизм, как можно связаться с альтернативными версиями постоянно ветвящейся Реальности. Уже фотон телепортировали.
Чем больше мы будем узнавать об этой области нашей Вселенной, тем больше будем сталкиваться с подобными явлениями. Эффект наблюдателя! И изменения мировосприятия у человека будет таким же каскадным, как это описано в рассказе. И он все менее будет фантастическим.
И в этом тоже проявилось визионерство Дика. Потому что рассказ очень хорошо придуман, сделан и написан. В нем больше мейнстримного Дика, чем фантастикодела. Он описывает квантовую Вселенную как строгий писатель-реалист.
Стронций 88, 2 декабря 2019 г.
Не смотря на то, что рассказ и в сюжете и в теме своей – наитипичнейший Филип Дик:
Gourmand, 3 января 2015 г.
Отличнейший рассказ. Интригующий, пугающий, философский. Что есть реальность? То, что мы ощущаем. И эта реальность настолько крепка, насколько мы в ней уверены. Дик прекрасно выстроил цепь образов, меняющих реальность.
2. Второй визит коротышки. Вовлекается ГГ. Второй удар.
Чем ближе ГГ подбирается к нереальному городку, тем больше он сомневается в иллюзорности городка. Ещё несколько эпизодов (особенно мне понравился проводник, «Всегда останавливается. Всегда останавливался. И всегда будет останавливаться.»), и городок уже становится почти реальным.
Но реальность нового городка (он возник не на пустом месте, есть развилка в прошлом) перечёркивает старую реальность.
У ГГ ещё сохраняются воспоминания, но они тают, и когда он возвращается к себе домой, он возвращается уже в новую реальность. И сам не замечает этого.
Интригующий — потому что непонятно, что происходит и как всё закончится.
Пугающий — потому что в конце Дик выбивает из-под читателя уверенность в незыблемости собственных ощущений, памяти.
Философский — потому что понимаешь, что всё, что тебя окружает, может оказаться иллюзией и быть переписано новой реальностью.
romanpetr, 2 ноября 2015 г.
Прекрасный рассказ — небольшой, насыщенный, ироничный, с элементами интриги. Для периода 50-ых годов Дику очень удачно удалось создать атмосферу запущенной серой повседневности, которую просто взрывает небольшой добавленный ход событий, разворачивающий вспять серый мир и приоткрывая двери куда-то наизнанку в параллельный мир, уютно уживающийся где-то меж двумя железнодорожными станциями. Автор обращает наше внимание на окружающие нас мелочи, которые мы порой не замечаем в нашей жизни, погрязшие в свои собственные мысли и дела. Ведь ничто так не встряхивает, как произошедшее из ряда вон событие!
Материализовавшийся усталый коротышка у билетной кассы железнодорожного вокзала меняет ход истории многим событиям. Поставив в тупик кассира вопросом о проездном до несуществующего места и после исчезнув, мистер Критчет приоткрывает дверь в иной мир, запуская в реальность возможный по развитию ход событий, и грань между кажущимся и существующим начинает стремительно стираться... Интригу, созданную автором , пожалуй раскусить нельзя до самого конца, что также нельзя не признать успешной творческой задумкой!
Рассказ написан на высоком уровне и весьма убедительно...
vam-1970, 16 октября 2017 г.
Для героев рассказа очень страшная ситуация — потерять свой мир. Вроде бы всё такое знакомое и обыденное -каждый день одно и тоже и вдруг -не тот мир. Стресс — не позавидуешь. Поэтому и носится Пэйн в поисках разгадки несуществующего городка -он боится потерять свой мир. Если это происходит с кем-то другим, почему это же не может произойти и с ним. Финал великолепен — Пэйн попадает после поисков в не свой мир, но там жена, сын — о чём и мечтал.
redmarie, 12 июля 2012 г.
Так и живем: дом-работа, работа-дом, а вокруг серые будни, мир, полный постоянства, все как всегда, и ничего нового. Но внезапная встряска чувств (довольно интригующий импульс придуман Ф.Диком в этом рассказе), и вот же он — мир вокруг! Но какой-то он не такой: сразу богат красками, наполнен деталями, изобилует пугающими подробностями. А жизнь-то мимо проносилась тем самым поездом, и настолько быстро, что целый городок из восприятия и памяти стерся. И ведь это аллегория.
На мой взгляд, этот рассказ более чем полувековой давности, весьма актуален сейчас. Наша современность летит на таких скоростях, что буквально «не успеваешь жить», а ведь рядом родные люди, которым уделяешь лишь обрывки внимания. Может и стоит дернуть стоп-кран, выйти в поле и Прозреть?
Vladimir Puziy, 6 августа 2012 г.
Действительно удачный рассказ, особенно на фоне того, что Дик писал в те годы. Тема влияния ни историю и ветвления вероятностей здесь решена едва ли не идеальным образом: всё гармонично, выверенно, не висят сюжетные «хвосты» и почти нет длиннот, столь характерных для диковских рассказов того периода.
Собственно, здесь -- квинтессенция многих более крупных (и поздних) вещей Дика, в том числе корни знаменитого «Убика». За почти 60 лет рассказ не устарел, а это говорит о многом.
Yazewa, 16 апреля 2010 г.
Очень понравилась эта история, замечательная идея, по-моему! И весьма атмосферно получилось, убедительно... это и пугает!
god54, 1 февраля 2011 г.
Автор не пошел по пути стандартной хронооперы, а дал описание очевидца, наблюдающего и участвующего в изменении реальности. Таких произведений очень мало, но это занимает среди них достойное место. Написано хорошо, профессионально, таинственно и увлекательно, хотя и чересчур запутанно, хотя, может быть, в этом и есть вся соль рассказа.
Pupsjara, 8 февраля 2008 г.
Не сразу понял концовку рассказа, пришлось перечитать. Сам рассказ довольно интересный, действительно окружение постоянно меняется, может это наша реальность из-за параллельного мира/иллюзии меняется?
ivanna33, 18 октября 2006 г.
Мне непонятно (это касается не только этого рассказа, но и всех на ту же тематику) почему как только герой узнает об этом городе, он (город) сразу начинает менять реальность, хотя существует уже довольно продолжительное время? Слишком все нарочито получается.