Филип Дик «В мире Йоны»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера )
- Общие характеристики: Приключенческое | Антивоенное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В послевоенном разрушенном мире ученые построили машину времени. В прошлое отправляется экспедиция, целью которой являются документы по созданию искусственного интеллекта, с помощью которых планируется восстановить опустошенную планету. Но если вмешательство в историю нарушит естественный ход вещей, то настоящее может измениться до неузнаваемости…
Входит в:
— условный цикл «Когти»
— антологию «Time to Come», 1954 г.
— антологию «Millemondiestate 1986», 1986 г.
— сборник «Пересадочная станция», 1987 г.
- /языки:
- русский (5), английский (2), итальянский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (6), самиздат (3)
- /перевод:
- П. Ансельми (1), С. Лобанов (4), Е. Поляков (1), Д. Старков (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vorpol, 3 июня 2024 г.
После «Второй модели» раскатываешь губу на что-то такое же эпичное и неординарное (для 1953-го года написания) и .. ждет жесткий облом. Какие-то малопонятные лиги, кооперативы промышленности и лоботомия которая сюжету вообще не нужна.
Да, история с «Терминатором» рисуется просто на раз (хотя сам роман написан аж в 1980х). Бредбери написал свой «Гром» в 1952-м, так что проблематика последствий изменения будущего из прошлого уже была заявлена (да и раскрыта полностью), так что в этом отношении Дик ничего нового или интересного не создал.
В общем рассказ полностью обнуляет атмосферу «Второй модели» и делает поворот на 180 градусов и перпендикулярно к повествованию, уходя в конце в травоядно-лубочное царство вроде планеты «Альфа» в «Кин-дза-дзе».
З.Ы. А вот огроменный плюс Дику за точное определение времени создания искуственного мозга — 2030-2037. На фоне существующих технологий это выглядит вполне правдоподобно, и тем более удивительно что он смог так точно определить это в начале 1950х (!) Это вам не ахинею писать про квантовые скачки в нуль-пространстве на... логарифмических линейках, коими утыканы произведения некоторых маститых авторов.
god54, 20 июля 2021 г.
Ожидал большего, особенно от такого неординарного автора. Однако оказалось, что прекрасен только текст. Написано хорошо, но если пытаться понять логику произведения, то всё начинает рушиться, точно, как в рассказе. Люди отправляются в прошлое, а теория данного поступка даже схематично не проработана, мол разберемся на месте, хотя всё лежит на поверхности и причины и возможные следствия. Что-то автор не додумал, а может спеицально оставил читателя в такой ситуации глупости... Но зачем?!.
Стронций 88, 5 ноября 2019 г.
То, что у прекрасной «Второй модели» есть продолжение, стало для меня неожиданностью – не так уж это характерно для Дика. Впрочем, это не продолжение, вот как продолжение, а история из одного со «Второй моделью» мира. И тут ещё раз хочется заметить, что Дик очень щедрый автор – иной бы высасывал из «Второй модели» всё, не гнушаясь повторами и переходами в банальные лишенные идей приключения. Дик не таков – мир «когтей» здесь только эдакая отправная точка (а заодно тут очень коротко, даётся понять, что сталось с планетой после окончания «Второй модели»), а сам рассказ – совсем другое, и совсем о другом. Но здесь тоже проявляются основные темы и приёмы Дика – на этот раз связанные со временем, путешествиям во времени и изменения оного (я ещё по его романам понял, что он один из лучших в этой сфере, и вполне себе способен выдавать нечто оригинальное) и присутствие других, параллельных нашему вариантов реальности (как тут не вспомнить, что Дик на полном серьезе верил, что сам он в своём творчестве видел отражения этих реальностей, выходит, в каком-то смысле Йона – и есть Филип Дик!). Огорчает лишь то, что временной парадокс в рассказе оказался избитым – но это, по нынешним временам, возможно в 54-м оно было вполне себе уместно. Да и общая сухость рассказа в пику «Второй модели» была для меня не столь хороша. Во «Второй модели» сухость цементировалась параноидальным напряжением, и оттого рассказ был насыщен и читался как настоящий роман. Здесь же этого цемента не было, и рассказ походил скорее на подстрочник романа – и оттого некоторые вещи, которые должны были бить как гвозди, не так ярко цепляли. Например, выбор Райана в конце –
vam-1970, 16 октября 2017 г.
Продолжение рассказа «Вторая модель». Автор решил успокоить читателей от видений Апокалипсиса и путешествием в прошлое и уничтожением открытия изменил настоящее. Война закончилась без роботизации. Планета стала цветущей и мирной. Но зуд в голове одного из героев все-таки не давал ему успокоиться. Он так хотел оставить историю в первом варианте. Варианте самоуничтожения. И что всё-таки происходит иногда в человеческом мозгу?
Ivap, 12 марта 2017 г.
Рассказ-условное продолжение шедевра «Вторая модель» получился ничуть не хуже,даже лучше.
_EF_, 30 октября 2016 г.
Этот рассказ появился на 2 года позже брэдберивского «И грянул гром» и является его антиподом.
Шикарно, что и говорить.
Кроме того, этот рассказ является продолжением рассказа «Вторая модель», но связь с ним весьма искусственная.
После прочтения рассказа осталось хорошее настроение, эдакое приятное послевкусие.
romanpetr, 24 ноября 2015 г.
Возможно кто-то посчитает этот рассказ не самым удачным и будет искать аналогии с Брэдберевским «И грянул гром», но оставим Рэя в покое! Представьте: что этот рассказ предстал пред нашими читателями гораздо раньше где-нибудь в 70-ых и — О,да,поверьте! — мы бы с вами лелеяли бы Дика с очень прекрасным и фантастичным рассказом ! По-моему не самая плохая хроноопера и самый главные плюсы этого произведения: 1) это же продолжение знаменитой «Второй модели» только в еще более далеком будущем(!); 2) этот рассказ образует мини-сериал; 3) мы с Вами узнаем новые оригинальные авторские задумки: в частности — то, что человечество в этой беспощадной войне с машинами выжило ( а мы то с Вами столько лет гадали!) ; 4) сюжет по-своему замысловат, но все равно притягивает интерес; 5) наконец-то наши издатели подарили нам возможность познакомиться с «утерянным» произведением в официальном книжном издании(!);
Откровенно, если положить на весы два рассказа цикла, то безусловно «Вторая модель» и рядом не стоит с « Миром Иона», а сюжетная линия такова, что совершая прыжки во времени с главными героями практически предугадываешь дальнейшие действия, единственно, что остается сопереживать несчастью Йона в которое его поверг родной отец...
В целом читабельно и безусловно будет интересно поклонникам творчества Филиппа Дика!
Витовт, 19 июля 2015 г.
Рассказ не понравился...совсем.И дело не аллюзиях на Брэдбери, которые присутствуют в рассказе, они есть во многих произведениях о путешествиях во времени, написанных после знаменитого шедевра «И грянул гром», просто рассказ откровенно слабый, к моему большому сожалению...
Vladimir Puziy, 6 августа 2012 г.
«Все мы оглушены «Громом» Брэдбери» -- именно это мог бы сказать о себе Филип Дик. В 1952 году Брэдбери написал рассказ, который повлиял на умы тогдашних фантастов не меньше, чем -- полувеком раньше -- «Машина времени» Уэллса. Дик то и дело возвращается к теме изменения истории, и «Мир Джона» (а не Ионы, как в русском переводе) -- ещё одна вариация. Увы, не слишком удачная. Дик попытался одновременно продолжить историю «Второй модели» с её антивоенным пафосом, использовать мотив пророка, которого никто не понимает, и переиначить рассказ Брэдбери. Замысел недурной, вот только сократить бы рассказ этак на три четверти, убрать пинг-понговые диалоги, длинноты -- и решить, _о чём_, собственно, текст, какова идея рассказа... Ради благих целей можно пожертвовать
kirik, 30 мая 2012 г.
Рассказ повествует о недалеком будущем после событий рассказа «Вторая модель» (известного многим по фильму «Крикуны»), когда люди уже понемногу возвращаются на Землю в надежде восстановить былую жизнь. Учитывая масштабы разрушений, состояние флоры и фауны окружающего мира, люди решили вернуться в прошлое на созданной машине времени и выкрасть документы по созданию искусственного мозга (интеллекта) у ученого, чьи разработки были использованы для создания роботов-убийц под названием «когти» (ака крикуны). Направив те разработки в мирное русло (реконструкцию и восстановление), человечество планировало ускорить возвращение Земле прежнего, довоенного, вида, однако все вышло не так, как задумывалось...
В отличие от своего предшественника «Вторая модель» — этот рассказ не вызвал особых эмоций. В целом он выглядит достаточно поверхностным, как с точки зрения продолжения истории о Земле заселенной «когтями», так и с точки зрения хронооперы как жанра. И в том и в другом случае рассказу не хватает деталей, глубины сюжета, интриги в конце концов. Ближе к середине рассказа уже становится все ясно, что будет и чего ожидать в концовке, а столь «любительский» подход к жанру хронооперы выглядит совсем по-детски наивным — герои до последнего момента не задумываются о возможных последствиях произведенных ими изменений в прошлом, размахивают бластерами во все стороны, убивают мешающих им людей из прошлого, летают на своем корабле над головами фермеров и при этом надеются вернуться в «свое» будущее...
В рассказе есть интересные моменты (например, про Джона), но в целом рассказ получился ни то, ни сё.