Филип Дик «Такого вы ещё не видели»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Антиутопия )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Америка недалеко будущего холодной войны. Единая партия, тоталитарное будущее, Президент, Первая Леди и двое братьев, исполняющих Баха на бутылках из-под коньяка...
Послужил основой для романа Симулякры (The Simulacra)
Входит в:
— антологию «Fantastic Stories: Tales of the Weird & Wondrous», 1987 г.
— сборник «Особое мнение», 1987 г.
- /языки:
- русский (4), английский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (4), самиздат (2)
- /перевод:
- А. Гнедкова (1), В. Сергеев (2), Д. Старков (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нортон Коммандер, 30 октября 2024 г.
Жить в таком будущем не хотелось бы, но почитать про него интересно. Люди, по крайней мере в Америке, живут в многоквартирных жилых комплексах, по несколько сотен человек в каждом. В этих зданиях свои правила, жильцы обязаны посещать собрания, на которых выступает самодеятельность и решаются внутренние вопросы. Напоминает что-то из Советского Союза. Это общество будущего у Дика авторитарное, со всеобъемлющим культом личности. Причём, во главе это культа не президент, а Первая Леди, Николь. Президенты при ней меняются, Николь же уже на протяжении 70 лет остаётся неизменной и выглядит на 20 лет. Единственной лазейкой, дающей возможность сбежать из этого тоталитаризма являются продающиеся полулегально маленькие космические аппараты, «лоханки», на которых можно улететь на Марс. Марс ещё в процессе освоения, но свободен от властей Земли.
Если читать сборник рассказов Филипа Дика в хронологическом порядке (как читал я), то можно заметить, как менялся стиль автора. В 50-е (особенно в первой половине десятилетия) Дик в большом количестве, как литературный конвейер, писал рассказы для журналов фантастики. У Дика и тогда были свои индивидуальные черты, но в целом это были форматные рассказы, похожие на рассказы многих других фантастов из тех же журналов. Многие из тех фантастов, как и Дик, стали классиками и сформировали свой стиль, но тогда писали что-то примерно одного формата.
В 60-е Дик больше сосредоточился на крупной форме, стал писать намного меньше рассказов. И к тому времени он уже стал тем Диком, который известен по самым известным своим романам, для которых характерен его фирменный бред, в хорошем смысле слова, за который его и любят до сих пор.
У Дика немало произведений, где никто из персонажей не вызывает сопереживания. В данном же рассказе, наоборот, практически все персонажи вызывают сочувствие и понимание. И в этом рассказе, написанном в 1963 году мы видим того самого Дика, нашедшего свою фирменную безумную атмосферу.
Роман «Симулякры», основой которого позже стал этот рассказ, я не читал, но рассказ понравился.
Мах Асаматман, 27 августа 2024 г.
Никогда такого не было, и вот опять!
С самой первой страницы меня сопровождало лютейшее дежавю. Ну читал же я все это где-то, читал. Порылся сначала в памяти, затем на полке — и нашел. Роман «Симулякры» собственной персоной — правда лишь частично, но тем не менее. И если верить данному ресурсу, и рассказ, и роман вышли в один год. И никуда не деться при таком раскладе от почти неосязаемого ощущения, что тебя надули, дважды продав одно и то же.
Хотя на самом деле рассказ вполне себе хорош. Симулякров я читал лишь раз, несколько лет тому назад и довольно бегло. Помню, что не слишком-то и понравился. А вот конкретно эта сюжетная линия — сама по себе — весьма и весьма недурна. Оказывается, бывает и такое, что вырванная из клубка нить вне его смотрится даже выигрышнее. Неудивительно, в общем-то, если брать в расчет склонность ФКД сваливать в своих небольших романах уйму всякой всячины — многое попросту теряется.
Вскользь вновь упомяну пророческий дар Дика — если в отношении технических устройств он часто «промахивался», предсказанные им социальные эксперименты неминуемо входят в нашу жизнь.
И не ясно еще, что эти самые пророчества вызывают сильнее: то ли ужас своей бескомпромиссностью, то ли когнитивный диссонанс — абсурдностью.
romanpetr, 19 мая 2020 г.
Несмотря на то, что этот рассказ Филипа Дика, впосдедствии стал частью романа «Симулякры», он по-своему, отдельно хорош и довольно интересно показывает мир будущего нашей Земли и развития социальной системы, где собственные чувства личности подавляются «промыванием мозгов» с помощью телевизионных постановок. Как и сейчас это наглядно видно в 21 веке — без СМИ и шагу ступить нельзя, а за ними целые государственные аппараты, которые управляют человеческими массами. Автор в этом расказе показал также массу других интересных идей. И пускай произведение уступает в динамике, но в качестве скрытой сатиры на « управление нацией» отдельной вышестоящей когорты, или же новационном потоке изобретений и идей — рассказ в явном фаворе.
Дик показал, как Америка скатилась в демократическом единении, когда образовалась единопартийность , в верхушке которой стоит-сидит эдакая «паук-самка»: Первая Леди Николь Тибодо, которая вот уже почти столетие остается в политике и управлении страной, а мужчины, мужья-президенты, возникают на 4 года, чтобы побыть с ней у руля власти «тоталитарной демократии» и кануть потом в безысвестность. Забавна система многоквартирных домов со своим внутренним всеподавляющим правлением, где жителям дома нужно посещать собрания, слушать дичайшие, но «сладкие» передачи про первую леди, когда начинает «расти» внутреннее самосознание, сдавать какие-то невразумительные тесты и вести зависимую от домашнего сообщества жизнь, даже исповедоваться можно и нужно капеллану многоквартирного дома! Ах, какая прозвучала замечательная авторская ирония во всех этих персонажах, событиях, установках! А ведь уже вовсю покорён Марс и люди ищущие свободы и простой независимой жизни пытаются улизнуть туда, как и главный герой рассказа Иэн Дункан, который хочет завалить политический тест, а также мечтает со своим братом-близнецом выступить на приёме у первой леди Америки и сыграть с коронным номером на пустых бутылках — классическую музыку...
Интересна идея изобретения «милого» робота-гипнотизера — папулы — по образу и подобию вымерших обитателей Марса, которые имели уникальную скрытую пси-способность воздействовать на людей , завоёвывая их доверие и склоняя тех к каким-либо аферам. Автор этой идеи — Безумный Люк — хозяин передвигающегося косморынка, собирается противостоять создавшейся системе, но чем в итоге это всё закончилось? Для этого нужно ознакомиться с романом Дика «Симулякры», где уже даны более развернутые ответы. У нас же, в некотором роде, только начальная презентация, которая обещает много удивительных вещей.
Рассказ, как «трейлер» книги, неплохой и заслуживает внимания, поэтому те, кто не любит читать длинные произведения, должны хотя бы ознакомиться с этим рассказом.
Oreon, 22 августа 2019 г.
Расказ не произвёл на меня должного впечатления, он очень неторопливый и весьма сумбурный. Ещё с самого начала какой-то многоквартирный дом, какие-то тесты на знание вымышленной истории, какие-то конкурсы самодеятельности по игре на бутылках — и этим занимаются взрослые люди? — Неа, не впечатлило совершенно. Подспудно ждал какого-то «смещения реальности», характерного для автора — напрасно, ничего неожиданного не произошло. Ну не считать же таковым истории с Николь? — Ясно же сразу, что один человек не может оставаться молодым уже более 70-ти лет — и тут должна быть какая-то разгадка. Неясно почему взрослый герой автора этого не чувствует.
С другой стороны Дик не был бы Диком, если бы ограничился только этим и не добавил бы других идей и вторых смыслов. Другое дело, что они как-то накиданы гамузом и результат тоже не впечатляет. Вот взять хотя бы папула — ну какой в ней отдельный глубокий смысл? Если её убрать, что-то разве кардинально изменится?
Хотя отдельно эти идеи могут выглядеть хоть уже и не новыми, но вполне себе изумруды. Осталось только огранить. Та же папула, если поставить её в центр повествования. Или развить идею тоталитарного общества абсурда по американски: безсменная жена президента Николь, якобы без власти при меняющихся президентах; промывка мозгов тупой жвачкой через телевизор; закулиса, которая правит страной и т.д. Но всего этого нет, или у других авторов получалось развить их много лучше.
Пока одно из самых скучных творений автора.
vam-1970, 15 августа 2017 г.
Название рассказа можно применить к двум сюжета: очень классное выступление дуэта с игрой классической музыки на бутылках, и структура власти в государстве. Во главе страны стоит одна и та же женщина уже почти сто лет и не старея. Президенты избираются в качестве её мужей.Это для публики. А на самом деле Женщины меняются и работают Первой леди по договору. Кто тогда правит государством?