Кира Иларионова «Работа над ошибками»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Входит в:
— цикл «Вселенная «Метро 2033» > цикл «Метро 2033: Проект «Целестис»
— цикл «Вселенная «Метро 2033» > Антологии > антологию «Метро 2033: Сумрак в конце туннеля», 2013 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dobkachleo, 16 января 2014 г.
«Пикник на обочине»
Мини-рецензия на «Работу над ошибками» Киры Иларионовой
Это уже второй рассказ в сборнике, начинающийся с отсылки к тому произведению, которое в дальнейшем обыгрывается на протяжении большей части текста (первым была «Алиса в иллюзариуме» Дмитрия Панова). И вновь получилось замечательно.
Действие происходит в карельских лесах, неподалёку от Петрозаводска. Даётся ещё одно объяснение, почему полярнозорьцы не смогли добраться до Санкт-Петербурга. Столица региона не просто подверглась ядерному удару, она окружена Границей, сродни стенам света из мира «Анабиоза», а внутри, на привокзальной площади, находится артефакт, как у Стругацких. Золотой Шар здесь обыгран в любом случае иначе. С прямой отсылкой к «Метро 2033» Дмитрия Глуховского.
Конечно, есть пара-тройка шероховатостей в тексте, но общее впечатление они не портят. Более того — я считаю «Работу над ошибками» лучшим рассказом в сборнике. Тут, правда, надо оговориться: «Семнадцатизарядную веру» Вячеслава Бакулина, заключительную и бонусную историю антологии, я оставил на закуску, но по сравнению со всеми предыдущими рассказ Киры, по моему мнению, очень сильно выигрывает.
eka007, 16 января 2014 г.
Под простым названием, которое настраивает чуть-чуть на школьный лад, вдруг -бац!- скрывается такой не формат. Хотя, после «Из глубин» понятия формат-не формат оказались в серии очень размытыми. Если авторы всерьез пишут (а мы читаем) о восставших мертвецах, духах ада всех мастей и т.п., то что по сравнению с этим эксперименты черных? Глотается в легкую.
Очень хорош язык. Симпатичные герои с небанальными характерами. Интересный сюжет, без особых зверств, но и без женского сюсюканья по пустякам.
Хочу пожелать Кире Илларионовой не растерять энергичности, с которой она ворвалась во Вселенную и порадовать поклонников Метро-2033 крутым романом.
AlexxPrimoVictor, 8 января 2014 г.
В первый раз за очень долгое время буду многословен.
К настоящему моменту активность поклонников (или наоборот, хулителей/гонителей?) «Вселенной метро 2033», которые с остервенением клюют авторов за малейшие «несоответствия реальности» и рвут на себе (и авторе) волосы при виде всяких аномалий, как-то сошла на нет. Наверное, потому, что вообще активность читателей поубавилась за годы существования проекта. Иначе бы не избежать Кире Иларионовой конкретных люлей.
Если оценивать рассказ поверхностно, то это вообще не мир Глуховского. И не только потому, что в Петрозаводске нет метро, хрен бы с ним. Здесь и постъядер кажется достаточно условной декорацией, ну правда. С тем же успехом Границы могли возникнуть в любом другом фантастическом мире. И это я сказал только про общий антураж. А уж сам сюжет... Любому борцу за чистоту матчасти — повод застрелиться. Молучны какие-то, великаны, Шар... «Долой мистику из мира Метро!» — кричали ещё Андрею Гребенщикову. И вот на этом месте остановимся.
А может наоборот всё, а? А может это калаши, гермоворота и фильтры, которые надо менять строго по инструкции, в мире 2033 года так, понарошку? А суть совсем не в этом? А может, Дмитрий Глуховский не зря вводил в сюжет своего романа «чёрных», с точки зрения любого «реализма» немыслимых, невозможных? Я считаю — да, так и есть. И мир Глуховского — это в первую очередь мир загадочных, паранормальных явлений. И во вторую. И в третью. И если принимать такую точку зрения за основу, то рассказ Киры — как раз и есть следование в фарватере основателя серии, а вовсе не отход от канонов.
Не могу назвать рассказ идеальным. Местами чуть раздражает обилие капс-лока, курсива и прочих способов выделить текст (ИМХО, всё это лишняя дребедень). Имеются и несколько корявые фразы, над которыми редактор явно не трудился. Но это мелочи. Рассказ понравился — факт!
Кире большое спасибо за работу! И за «Работу».
DmitryErm, 6 января 2014 г.
Собственно, текст мне был знаком уже давно. Как и большинство историй, вошедших в сборник, «РаНО» обсуждался на заседании «Народного жюри», в данном случае — при участии автора. Но прежде, чем писать отзыв, решил всё же перечитать. И не пожалел. Во-первых, одно дело — читать рассказ в сети, да ещё и вместе с десятком других, впопыхах (издержки «жюрения»). Во-вторых, слишком уж давно всё это было: конкурс, скайп-беседы... И вот «РаНО» освежена в памяти. Что же осталось в душе?.. Да много чувств, мыслей, впечатлений. Попробую их высказать. Если получится хаос — Кира простит, надеюсь. 1) Для меня лично самобытность мира всегда плюс. А уж как оно там соотносится с канонами, честно говоря, плевать. В данном случае мы имеем дело с миром, который со Вселенной пересекается постольку-поскольку. И дело даже не в «где наши любимые тёмные туннели?!». Пёс бы с метро. Тут вообще всё своё. И больше мир Киры напоминает некое постапокалиптическое фэнтези (как бы не возмущало кого-то это слово), чем на «суровый, мрачный, жуткий тру-постъядер». С мрачностью в «РаНО» всё ок. А вот с «правильным миром 2033» уже хуже. Типичный набор мутантов сочетается с такими чудесами, как жуткие и величественные Границы, загадочные, зловещие Молчуны, непостижимые ТЕНИ или великаны. Ну где ещё такое было?! А. Стоп. Было. В том-то и прикол. В роман «Метро 2033», на который в конце есть отсылка. Так что... Не так уж сильно Кира нарушила каноны. И нарушила ли вообще, а? Может, просто пересказала то, что уже сказал Глуховский много лет назад, просто иначе? 2) О сюжете много говорить не буду, дабы не спойлерить. Отмечу только одно: это как раз тот случай, когда чудеса, немыслимые в большинстве романов серии, не кажутся высосанной из пальца сказочкой. Чудеса есть. Но читатель оказывается в такой ситуации, что чудесное избавление радует куда больше, чем жуткая гибель всех и вся, пусть и реалистичная. Кого-то всё это может отпугнуть от рассказа. Кто-то, возможно, придёт в ярость и закидает девушку упрёками. А у меня.. У меня просто рука не поднимется. Первое время шаблонным, нарочито примитивным выглядит зэк Гамлет. Уже начинаешь думать, что Кира решила-таки отступить от генеральной линии и вставила таки в роман героя, простого как валенок. Ан нет. Совсем не так прост этот Гамлет. Кстати, сколько же ему лет, этому Гамлету? 20 или 50? ;) 3) Кое-что зацепило глаз. Например, не люблю выражения типа «верный ПМ», «верный АКМ» и т.д. Ну за милю несёт от них шаблоном. Ну банально. В описании Петрозаводска есть такая строчка: «Вслушиваясь в его холодную душу, распахнувшуюся навстречу оскалившимися проёмами окон». Тут воля автора, можно и так описать мёртвый город. Но я на этом месте забуксовал, как трактор Беларусь в болоте. Что-то не та в этом описании. И вот ещё: «Броуновское движение счастливых человеческих тел». Вроде всё понятно, всё правильно. Но что-то не то. Коробит. Впрочем, рассказ уже издан, что уж теперь :) Это — мелочи. В целом рассказ «Работа над ошибками», хоть и выбивается из общего массива историй на тему 2033, весьма любопытен, самобытен, написан человеком, которому есть, что сказать читателю. Можно остаться недовольным, равнодушным — нельзя.