Грег Иган «Учись быть мною»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект | Бессмертие | Киберсети, нейросети, киборги, наномашины | Становление/взросление героя | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
В недалёком будущем каждому человеку при рождении имплантируют аппарат «Ндоли», или как говорят в народе — «двойника» или «алмаз». На самом деле, это мини-компьютер, кристалл, записывающий все ощущения, чувства и мысли человека. И когда приходит время, приблизительно в 25-30 лет, то этот кристалл берёт на себя все функции человеческого мозга, а сам мозг изымается. Таким образом, люди становятся практически бессмертными. Человек остаётся таким, как прежде, но только его «новый мозг» теперь может функционировать практически вечно. В отличии от старого. Но остаётся ли человек на самом деле самим собой?
Первая публикация: журнал «Interzone» №37, июль 1990 года.
Грег Иган считает этот рассказ одним из двух самых удачных у себя. Источник: Karen Burnham, Greg Egan (Modern Masters of Science Fiction), Univ. of Illinois Press, 2014, p. 28.
Входит в:
— антологию «The Year's Best Science Fiction: Eighth Annual Collection», 1991 г.
— сборник «Аксиоматик», 1995 г.
— антологию «Immortals», 1998 г.
— сборник «Oceanic and Other Stories», 2000 г.
— антологию «Beyond Flesh», 2002 г.
— сборник «The Best of Greg Egan», 2019 г.
— антологию «We, Robots: Artificial Intelligence in 100 Stories», 2020 г.
Награды и премии:
лауреат |
Опрос читателей журнала "Interzone" / Interzone Readers Poll, 1991 // Художественное произведение | |
лауреат |
Премия читателей журнала "SF Magazine" / SFマガジン読者賞 / SF magajin dokusha shō, 1995 // Зарубежный рассказ (Австралия) | |
лауреат |
Литературная премия "Хатафи-Кибердарк" / Premios Literarios Xatafi-Cyberdark, II (2007) // Зарубежный рассказ (Австралия) | |
лауреат |
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2007 // Зарубежный рассказ (Австралия) |
Номинации на премии:
номинант |
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1991 // Малая форма | |
номинант |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第27回 (1996) // Переводной рассказ |
- /языки:
- русский (2), английский (9)
- /тип:
- книги (9), самиздат (2)
- /перевод:
- Notabenoid (2)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
technocrator, 11 апреля 2019 г.
Мир, где органический мозг до начала старения заменяется протезом.
Неторопливо повествуется о восприятии этого людьми, о взрослении персонажа, от лица которого ведётся рассказ.
И уже одно это было бы неплохо. Но тут – неожиданный сюжетный ход и переход на новый острый виток...
Мои выводы: герой заслужил
Если в первом случае он хотя бы понимает, что поступает иррационально, пойдя на поводу у фобии, то после «рассинхронизации»...
Наплевав на всё, пытается продлить существовании ущербной копии, не думая, что этим обрекает оригинал, только что получивший новую любовь, на исчезновение, да и ещё на неделю мучений перед этим...
Тот, кто остался же – обречён на кошмарные воспоминания и одиночество.
Помимо очевидной проблемы «будет ли абсолютно точная имитация мной самим», имхо, неявно имеет место одна из общих идей, проскальзывающая иногда в хороших произведениях на тему клонирования личности в том или ином виде:
З.Ы. Вещь входит в топ-15 (upd. даже уже в топ-5) фантастических рассказов Фантлаба по максимальной средней оценке (с порогом 10 человек), и, в общем, не зря. Жаль, что Иган малопопулярен относительно уровня его таланта...
Mishel78, 23 июня 2019 г.
С давних пор человечество размышляло о смерти. Где-то принимало её, но чаще не смирялось с ней. Говорят, что на пороге смерти способность к рефлексии повышается многократно и сознание человека коренным образом меняется, так что уже непонятно — тот ли это человек, что ждёт смерти? Этот же факт подтверждается и изменёнными личностями людей, переживших клиническую смерть. Ну, с таким мышлением я более-менее знаком, поскольку не вечен.
С развитием цифровых технологий не исключено, что человечество ждёт качественно изменяющий его прыжок в будущее. Ведь уже не является фантастикой то, что существуют цифровые версии людей, с помощью которых уже можно воссоздать какую-то часть человека, к примеру с помощью биопринтера. А что если оцифрованную копию человека наделять его же сознанием? Это уже гигантский шаг в бессмертие. Грег Иган в своём рассказе попытался воссоздать мышление человека, ждущего замены своего сознания на цифровое, полностью идентичное, но не исчезающего на протяжении миллиона лет благодаря вживлённой «жемчужине» — устройству, которое содержит в себе личность человека.
Что меня особенно зацепило в рассказе, так это почти полная когерентность моих размышлений с мыслями главного героя. Ну ведь хочется же иногда понять: каким бы я был, если бы в моём распоряжении была бы вечность? Но ведь есть такая вещь, как инертность мышления, когда даже представить такое страшно, ведь известно, что человек смертен. Останусь ли я той же самой личностью или это уже будет кто-то похожий на человека, но не я? Это всего лишь часть вопросов, поднятых в рассказе и потому Грег Иган впечатлил меня ответами на мои же собственные вопросы о бессмертии. Очень достоверный рассказ, наполненный рефлексией личности, стоящей на пороге вечности.
Не знаю всех технических аспектов проблемы бессмертия, потому судить об этой стороне рассказа не могу. Но то, что я поверил в будущее, показаное автором — это точно. Потому что на время я оказался этим человеком будущего и прочувствовал всё, что чувствует он. А это и есть показатель авторского таланта.
osipdark, 23 августа 2016 г.
Рассказ «Learning to Be Me» («Учась быть мною»), как и другой фрагмент сборника «Аксиоматик», «Closer», описывает будущее, видимо, середину двадцать первого века (упоминаются «сороковые годы»), где массово используется технология «Ндоли». Технология, открывшая Человечеству дорогу к бессмертию. Или же к смерти?.. Именно последним вопросом и задается главный герой этой работы Игана, которому, как и многим другим людям с самого рождения, вживили «жемчужину» («алмаз»/«камень»); запустили в его головном мозге механизм по копированию информации органического разума на кристаллический носитель, коим и является «Ндоли». И по достижении некоторого возраста ему, как и остальным людям с «Ндоли», удалят непрактичный и смертный сгусток нервных тканей в черепе, заменив ее функциями командами прямиком из «жемчужины», которая должна быть точной копией сознания утраченного оригинала. Но так ли похожи записанная личность в «Ндоли» и «я» из мясного разума? Действительно ли после процесса/операции по «переключению» человек остается человеком, или его истинная суть отправляется вместе с вырезанным из головы мозгом в последний путь? Где проходит грань между человеком и записывающим его личность устройством? Грег Иган, ставя подобные интересные и важные вопросы касающиеся цифрового бессмертия (сходные также с юмористическим рассказом Станислава Лема «Существуете ли вы, мистер Джонс?») вовсе и не собирается отвечать на них в своей книге, отделываясь от гнева читателей довольно неожиданным поворотом сюжета, который кое-что все-таки и объясняет.
vam-1970, 11 сентября 2020 г.
Рассказ -лауреат и номинант ряда престижных премий и многих.
Оригинальный сюжет. Компьютер вместо мозга человека. Нестыковка , конечно, мозг биологически отмирает, а весь организм остальной как? Ну ладно, автор сосредоточил внимание читателя на другой проблеме — компьютер, как мы знаем, часто сбоит. И автор показывает вот такую картину сбоя -когда воспоминания и память перепутались. Бессмертие -это хорошо, но личность в путанице воспоминаний о прошлом и настоящем даже -это как?
Наверно, человеку предстоит в будущем сделать выбор между цифровым бессмертием и тленностью. Каков он будет? Финалом автор вроде бы рисует заманчивую картину, опрокидывая смысл сюжета до обратного.
Bahinski, 31 марта 2019 г.
Где заканчивается человек и начинается машина? Станет ли оцифровка ста миллиардов нейронов в мозгу настолько доскональной, что сотрется граница различий? Действительно ли сознание не является проявлением каких бы то ни было магических или потусторонних феноменов (прочел в википедии)? Лично я считаю, что человек умирает, а имитация остается. И это, на самом деле, не плохо. А че еще делать? Все материальное тлен. Показалось, что Иган тоже так считает.