Генри Райдер Хаггард «Клеопатра»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Приключенческое | С использованием мифологии (Египетская )
- Место действия: Наш мир (Земля) (Африка (Северная Африка ))
- Время действия: Древний мир
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Эллинистический Египет второй половины первого века до нашей эры. Клеопатра VII из македонской династии Птолемеев, выигравшая престол в споре со своими братьями и сестрой благодаря поддержке обольщённого ею римского диктатора Гая Юлия Цезаря, внезапно потеряла своего покровителя. Теперь ей приходится лавировать между партиями его убийц и наследников, одновременно пытаясь не допустить бунта в собственной стране, давно мечтающей избавиться от иноземных правителей. Не знает хитроумная царица, что в один день с нею родился потомок истинных фараонов — Гармахис, которому предсказано освободить и очистить Египет, если только сам он выдержит уготованное ему испытание. Уверен в своей победе жрец Исиды Гармахис, ведь постиг он все тайные премудрости, науку, магию и воинское искусство, а план восстания продуман и подготовлен до мелочей задолго до него. Осталось лишь нанести последний удар – но что знает о любви юноша, воспитанный старцами в храме, и может ли он, пользующийся покровительством великой богини, безнаказанно обидеть земную женщину?
Одно из ранних российских изданий: Издание П.П. Сойкина, СПб., 1908 г., перевод В. Карпинской.
Входит в:
— журнал «Библиотека Вестника Моды. Апрель 1890 г.», 1890 г.
— журнал «Библиотека Вестника Моды. Июль 1890 г.», 1890 г.
— журнал «Библиотека Вестника Моды. Июнь 1890 г.», 1890 г.
— журнал «Библиотека Вестника Моды. Май 1890 г.», 1890 г.
— журнал «Библиотека Вестника Моды. Март 1890 г.», 1890 г.
— журнал «Библиотека Вестника Моды. Февраль 1890 г.», 1890 г.
— журнал «Библиотека Вестника Моды. Январь 1890 г.», 1890 г.
— антологию «Клеопатра», 1993 г.
- /языки:
- русский (57)
- /тип:
- книги (47), периодика (7), аудиокниги (3)
- /перевод:
- Ю. Жукова (22), В. Карпинская (15), В. Михалюк (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
korsrok, 4 октября 2023 г.
Замечательный исторический роман в котором сплелись величайшие цивилизации мира – древний Египет, Греция и Рим. Юлий Цезарь, покоривший в те сланные времена множество стран, бросает вызов также и правительнице мистических земель, где правили фараоны. Но царский трон фараона принадлежал тогда не египтянке, ведь корни Клеопатры из Греции. В прошлом любовница Юлия Цезаря, теперь она ненавистна ему ещё и потому, что соблазнила и начала плести интриги с предателем Октавия Марком Антонием. И на фоне реальных событий далёкого прошлого строит заговор вымышленный персонаж священный Гармахис, который является истинным потомком трона и попытается вернуть власть египтян, притворившись опытным звёздочётом, однако Клеопатра покорит и его, растопит жреческий лёд. В книге также ярко выражена любовная линия, ведь кроме околдованного Гармахиса, здесь присутствует влюблённая в него самая приближённая к Клеопатра служанка, являющееся к слову его сестрой. Это роман о власти, роскоши и соблазне: всем искушенным предстоит сделать ошибки, только не каждый вынесет из них полезный урок, из-за чего судьба легендарных исторических личностей оказалась столь печальной. Стоит также отметить, что Генри Райдер Хаггард в некоторой мере археолог и сам лично посещал разные гробницы, пирамиды, что отлично отобразилось на изображении главных локаций
Konbook, 19 ноября 2021 г.
История роковой гречанки, которая стала причиной гибели великой цивилизации древности, написанная неповторимым художественным стилем Генри Райдера Хаггарда, писателя, чье умелое перо и удивительный талант рассказчика способны оживить для нас, читателей, времена давно прошедшие, обратить в непосредственных участников событий седой старины и вместе с героями его произведений любить, мстить и плести интриги и добиваться торжества справедливости.
«Клеопатра» — один из ранних романов писателя и несомненный его шедевр.
Динамичная, великолепно передающая дух того времени атмосфера, быт египтян, таинства посвящений, история.
И не просто история.
История жизни двух людей.
Двух красивых людей. (Хаггарду удались образы всех участников, разыгрываемой на подмостках истории, драмы).
По–своему счастливых и несчастных.
Один, вернее, одна – взлетела на невиданную высоту, но опалила себе крылья.
Второй – мог взлететь, да так и не набрал нужной высоты, обрекши и себя самого и тех, кто в него верил, на разочарование и горькие муки, став для всех предателем.
Виноват ли он – предстоит решить читателю.
Не знаю кому как, но Клеопатру мне совсем не было жаль.
Автор искренне и честно старался вызвать у читателей сочувствие к этой женщине, прожившей короткую, но очень насыщенную событиями и интересную жизнь. Но конец, к которому она пришла – закономерен. И в таком грустном финале виновата она одна и никто нибудь другой.
Мистическая составляющая добавляет книге особый шарм. Да и какой древний Египет без магии?
Глава о приключениях в усыпальнице Менкаура – маленький шедевр.
А «Клеопатра» — одно из лучших произведений, которое когда-либо было написано на тему древнего Египта. И вообще, увлекательнее и достовернее об этой таинственной стране, не писал ни один другой автор.
Да, Хаггард не историк, неточности в романах, посвященных государству фараонов, есть, но их не замечаешь, так интересно они написаны.
Итог: 10 из 10.
imon, 13 мая 2015 г.
Клеопатра, наверное, самая известная женщина античного мира. Она покоряла сердца величайших мужчин своей эпохи. Её имя стало нарицательным для красивых, сильных духом женщин, способных побороться за свое место под солнцем. Образ Клеопатры вдохновил многих деятелей искусств последующих эпох на создание шедевров живописи, скульптуры, кино и, в том числе, литературы. И конечно же, Хаггарт, увлекавшейся историей древнего Египта, не мог пройти мимо такой интересной темы.
В основе сюжета — попытка свержения Птолемеев с египетского трона потомками древнего рода фараонов. Местной знати, да и простым людям, надоело владычество чуждых их великой культуре правителей. Сей великий замысел и предстоит свершить главному герою, принцу Гармахису, от лица которого ведется повествование. Прекрасная атмосфера древнего Египта, созданная в немалой степени благодаря авторскому слогу, увлекает с первых страниц: древнейшая культура, вечные пирамиды, бескрайние пески, благодатный Нил. Автор весьма удачно приправил повествование мистикой, порой мурашки по коже пробегали табунами. Книга читалась живо, легко и не без интереса, даже при том, что развязка известна с самого начала. Но, как не прискорбно признавать, многое существенно испортило общее впечатление от романа.
Персонажи получились блеклыми и картонными. Если у Гармахиса и Клеопатры еще можно наблюдать какое-то разнообразие характеров, то остальные уж очень схематичные. Клеопатра в романе — невероятно красивая, властная и, вместе с тем, непостоянная женщина, готовая забыть все обещания в порыве новых увлечений. Гармахис, надежда всего Египта, образованный, уверенный в себе парень, совершенно неопытный в отношениях с женщинами, что принесет ему очень много проблем. Абсолютно каждый, от царя до дворцового стражника, говорит возвышено и пафосно. Ближе к концу книги это уже раздражало. Мотивация и поступки героев в некоторых моментах были на уровне трёхлетних детей.
В своей читательской биографии, лет где-то в 12, когда к книгам относишься не так требовательно (главное — захватывающий сюжет), я уже встречался с Хаггардом и его «Копями царя Соломона». Но, как ни странно, восприятие этих двух книг у меня схожее: читается с интересом, но хватает моментов, портящих общее впечатление. Так что на этом мое знакомство с Хаггардом, скорее всего, закончится.
ffzm, 10 ноября 2011 г.
Купил и прочитал эту книгу в конце 80-х, это было первое советское издание. Роман меня просто потряс, долгое время находился под его впечатлением, сразу же увлёкся историей Древнего Египта, древнеегипетской мифологией, пирамидами, историей жизни Клеопатры. Перечитал множество документальной литературы на эту тему, а вскоре и прочел романы Хаггарда «Скиталец» и «Владычица зари», что только добавило интереса.
«Клеопатра»-это историко-приключенческий роман с элементами мистики, это ещё один шедевр Хаггарда.
lara1975, 11 августа 2013 г.
Да дорогие мои,все так и было,как описывается в этом романе.
ii00429935, 7 апреля 2010 г.
Страстно увлекавшийся историей древнего Египта Генри Р. Хаггард, конечно же, не мог пройти мимо такого шикарного сюжета, как жизнь и судьба Клеопатры. И очень хорошо, потому что получился весьма любопытный роман, один из лучших в творчестве Хаггарда. Что здесь прежде всего бросается в глаза — степень погружения автора в материал. По моим ощущениям, писатель перелопатил столько всего о Египте, что вполне мог бы защитить диссертацию. Правда, как это часто бывает, рядом с плюсами находятся минусы. По крайней мере один серьезный минус этой книги — довольно занудная первая часть, 40-страничная экспозиция, посвященная знакомству с главным героем, с эпохой, бытом и обычаями египтян. Надо сказать, что и сам автор чувствовал повышенное количество «воды» в начале романа и во вступлении прямо посоветовал нетерпеливому читателю ... начинать сразу со второй части. Это, конечно, лукавство. Без 1-й части «Искус Гармахиса» дальнейшее все-таки будет непонятно. Просто сначала вам надо будет запастись терпением, а страниц через 40 и сюжет начинает развиваться куда динамичнее, и градус драматизма на порядок выше.
Отмечу, что «Клеопатра» Хаггарда — произведение многослойное. Это и исторический роман в традиции незабвенного Александра Дюма, в котором одна женская улыбка может кардинально изменть мировую историю. И в какой-то степени это фэнтези. Главный герой Гармахис не раз общается с богиней Исидой (и не фигурально, а вполне буквально!). А некоторые события, над причинами которых до сих пор ломают голову историки, Хаггард успешно объясняет с точки зрения мистики... И что особенно удачно получилось у Хаггарда — в его романе нет героев и злодеев в привычном смысле. И Клеопатра, и ее смертельный враг Гармахис — люди, в общем-то, хорошие. Клеопатра страстно хочет любви и личного счастья, забывая порой, что она еще и царица. Гармахис, потомок свергнутой династии фараонов, хочет счастья для своей страны, забывая, что он еще и просто мужчина. Здесь-то и начинается самое интересное.
Svikator, 28 марта 2010 г.
Замечательная книга. В ней автор наглядно показал что может делать с людьми любовь, как она может ломать их судьбы и делать рабами. После прочтения данной книги у многих может появиться негативное отношение к женскому полу:)!На что способна женщина ради достижения собственной цели!
azgaar, 18 февраля 2009 г.
Потрясающая книга, создается впечатление что на самом деле все так и было как описано в романе.
Uldemir, 6 сентября 2007 г.
Этот роман мне кажется наиболее сильным у Хаггарда. Всем известная драма рассказывается царевичем Гармахисом, персонажем, о котором большинство ранее, скорее всего, и не слышали. История становится еще более грустной и мрачной, горечь чувствуется в каждой фразе, властители мира оказываются во власти древних пророчеств и врывающейся в жизнь мистики. Повествование настолько убедительно, что в какой-то момент начинает казаться, что так все и было на самом деле. Не уверен, что захочется перечитать, но воспоминания о книге самые что ни есть положительные.
deanta, 5 мая 2008 г.
Очень любила эту вещь, даже в отдельную тетрадь выписывала понравившиеся мысли, высказывания, пословицы. Красочно все описано.