Уильям Питер Блэтти «Экзорсист»
- Жанры/поджанры: Мистика | Хоррор/Ужасы
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство (Католичество )) | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Цикл Уильяма Блэтти «Экзорцист» посвящен извечной борьбе добра и зла. Основная тема обоих романов — одержимость, способы ее проявления и методы борьбы с ней. И если в первом романе процесс вселения демона в маленькую девочку и последующее изгнание описан довольно подробно, то во втором романе самого процесса вселения мы не увидим, есть много странных вещей, событий, рассказов, сопоставив которые, можно сделать весьма неоднозначные выводы...
Киноцикл «Изгоняющий дьявола»
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
TOD, 1 июля 2010 г.
Уильям Питер Блэтти — вы точно его знаете. На русском языке вышло два его романа и одна повесть, всего же в послужном списке у писателя меньше десятка книг и небольшой опыт работы с киносценариями. Кажется, не так много можно сказать о нем, но Блэтти известен по всему миру. Почему же я так уверен в том, что он известен и вам, что послужило причиной его известности? Что такого он сделал, спрашиваете вы? Уильям Питер Блэтти в 1971 написал «Изгоняющего дьявола». И как-то неожиданно легко стал называться критиками, да и простыми читателями, классиком литературы ужасов.
История рассказанная Блэтти в своей первой книге, легла в основу знаменитого фильма, считающегося классикой кино-ужасов и одной из самых цитируемых и пародируемых лент. Кстати говоря, именно фильм сыграл немаловажную роль в популяризации этого не слишком выдающегося романа — как известно, переложение на экран сразу вызывает небывалый интерес к оригиналу.
Сюжет «Изгоняющего дьявола» развивается вокруг семейства известной актрисы, дочь которой оказалась под властью некой дьявольской силы, эпатирующей через невинного ребенка интеллигентную публику вызывающим поведением и другими милыми пошлостями. Сюжет пересказывать не стоит, думаю, все прекрасно помнят отличную экранизацию.
Роман имеет четкую структуру, сюжет развивается равномерно и логично. Автор виртуозно владеет материалом и не заставляет читателя скучать, всю информация выдается как и когда это необходимо, текст читается быстро и легко. Впечатление портит неожиданно короткая и как-то смазанная кульминация, переходящая в, справедливости ради, стоит сказать, эффектную развязку.
При чтении вспоминается «Ребенок Розмари», который увидел свет примерно в то же время и затрагивающий подобную тему. Это два романа о месте зла в современном мире, веке торжества науки. Зло сейчас никем не отождествляется с Сатаной или Дьяволом, поэтому появление оного героями обоих романов воспринимается с огромным удивлением. Беременную Розмари считают подверженной истерии, что не такая и редкость в ее положение, а Риган до последнего пытаются лечить от шизофрении. Бьюсь об заклад, если Князь Тьмы придет сейчас в наш мир, его закроют в комнату с мягкими стенами и будут на полном серьезе колоть успокоительным и лечить от наркозависимости, параллельно проводя задушевные сеансы психоанализа. Оба автора задаются вопросом веры, которой уже почти и не осталось, и, как это не смешно, только проявление Люцифера может напомнить людям о том, что и Бог-то ведь тоже значит существует...
Спустя десяток лет Блэтти выпускает роман «Легион», формально продолжение «Изгоняющего», но на самом деле самодостаточное произведение, не плохо читающееся и без первой книги. Во втором романе Блэтти отходит от чисто христианской тематики и стилистили «Изгоняющего дьявола», вместо этого текст полон более общих философский рассуждений главного героя — инспектора Киндермана, одного из второстепенных персонажей первой книги. Киндерман, подобно шерифу из «Старикам здесь не место», находясь уже в преклонном возрасте, беспрестанно рассуждает о смысле жизни и ее жестокости. Волнений инспектору хватает — в подопечной ему местности объявляется маньяк Близнец (прототипом послужил убийца Зодиак, знакомый нам по фильму Финчера), который судя по почерку убийств мертв уже несколько лет. Впрочем, не стоит ждать напряженного триллера в духе Харриса, Блэтти преследовал какую-то иную, ему одному известную цель. Если «Изгоняющий» хоть и медленно, но как-то развивался в сюжете, то в «Легионе» автор половину романа просто топчется на месте. Но примерно на середине, когда ожидать уже вроде бы и нечего, писатель неожиданно выравнивается и оставшаяся часть книги читается взахлеб. Что бы Блэтти не пытался изложить, получилось это у него весьма и весьма путано. Присутствует «неожиданный поворот сюжета» и традиционно слитый конец. Горевать о бездарно потраченном времени не дает довольно забавный главный герой, интересная информация о феномене «белого шума», да и пишет Блэтти все же не плохо. Чтение приятное, не более.
На самом деле, дилогия «Изгоняющий дьявола» морально устарела и уже не столь актуальна и злободневна как когда-то. Идеи о бесах, заставляющих людей творить зло, сильно отдают душком средневековья и выглядят лицемерным оправданием одного единственного простого факта — человек зол по своей природе. Мы сами создаем своих бесов и выпускаем их наружу. Дьявол же тут совершенно не причем — он нам больше не нужен.